Смекни!
smekni.com

Становление теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-ХХ веков (стр. 5 из 6)

В историософском аспекте «масса» анализируется основателями данного исследовательского направления в качестве общественного образования, тесно связанного в ходе истории с «избранным меньшинством» (элитой). Разделение на элиту и массу рассматривается как одно из общественных проявлений человека как такового на всем протяжении его истории, как непреходящий факт реализации его двойственной природы. В своём противоречивом единстве эти исторические типы в известном смысле исчерпывающим образом представляют всякое человеческое общество. Во все времена на общественной сцене, на которой люди разыгрывают свои драмы, трагедии и комедии, присутствуют 1) индивиды заурядные, лишенные дарований, ограниченные повседневными делами, и 2) индивиды мыслящие, приобщенные к достижениям культуры, занятые эффективной общественно-исторической деятельностью. Хотя заурядные индивиды обычно находились на задворках истории, однако в современных условиях они в рамках массовых общностей потребовали равноправия, свободы, благополучия и во многих областях навязали обществу свою волю, образ жизни, нормы, ценности.

Таким образом, существенной особенностью философского постижения истории первыми исследователями массовых общностей является аналитическое противопоставление основной массы населения группе людей незаурядных, «отборных», выдающихся. Народная масса находится в основании вечной социальной иерархии, а люди незаурядные – на ее высших ступенях. Именно «кучке избранных» человечество обязано почти всеми своими завоеваниями. Отдельными личностями, а не общественными организациями были созданы наука, искусство, философские системы, религии, военное могущество. И все плоды цивилизации, и сами цивилизации создавались «маленькой горстью интеллектуальной аристократии», но никогда – «толпой», сила которой проявлялась только в разрушении устаревших цивилизаций. Но в условиях современного общества «божественное право королей» сменяется «божественным правом масс». Широкие народные массы теперь не только разрушают «отжившие цивилизации», они становятся создателем нового, невиданного в истории массового способа человеческого существования.

Во втором параграфе «Социально-философский анализ сущности, структуры и основных сфер жизнедеятельности массовых общностей» отмечается, что в ХIХ веке в Европе происходили такие трансформации, которые побуждали людей видеть в обществе ту высшую силу, которая соединяет индивидов, управляет ими и несет ответственность за то, что с ними происходит. К обществу они обращают свои просьбы, требования, жалобы и даже молитвы, которые раньше были адресованы Богу или монарху. В этих условиях создатели теории массовых общностей проявляют интерес к изучению таких актуальных философских проблем своего времени, как природа и сущность общества, его социально-структурное деление, взаимодействие «верхов» и «низов», особенности общественных преобразований в изменившихся условиях.

Общество для первых исследователей массовых явлений – это «сеть» обязательных для всех людей социальных и культурных норм, традиций, верований и т.п., поэтому оно является своеобразным «социальным фаланстером» (Г. Тард). Но анализ общества не сводится лишь к анализу общественных связей, изучению в нем должны подвергаться и сами люди, особенности их сознания и поведения. Благодаря вниманию к проблеме общества первые исследователи массовых явлений внесли своими разработками определенный вклад в создание современной теории социальной структуры. Они впервые теоретически разграничили сферы социального и массового поведения людей, отделили сферу спонтанного массового поведения, базирующегося преимущественно на эмоциях, чувствах, вере, от сферы деятельности социальных групп, основанной на тех или иных рациональных системах норм, предписаний, ценностей, что в свою очередь стало теоретической основой для осмысления природы и структуры массовых общностей.

В «толпах», ставших едиными психологическими массами, считают исследователи, «сознательная личность» исчезает, а проявление чувств и эмоций у отдельных индивидов, образующих такие массы, принимает одно и то же направление. Эти «одухотворённые толпы» могут пребывать и в состоянии «собрания» составляющих их людей, и в состоянии их «рассеяния». Превращаться в подобие толпы под воздействием обстоятельств способны любые человеческие формирования, даже общество, при этом главные черты психологической массы – исчезновение самостоятельной, критически мыслящей личности; ориентирование чувств, мыслей, сознания в определенном направлении; доминирование не разума, а чувств и эмоций в поведении – остаются в них неизменными.

Изучение структуры массовых общностей позволяет исследователям выделить наиболее значимые разновидности «толп». Это прежде всего толпа как «непосредственное собрание» индивидов. В этом аспекте под толпой понимается такое физически контактное «сборище» людей, для которого характерны особые свойства единой психологической массы («одухотворенная толпа», «воодушевленная идеей толпа», «специально организованная толпа»). Понятием «толпа в состоянии «рассеяния» обозначаются а) городские «низы», состоящие из неимущих, обездоленных и «неприспособленных» к жизни; б) представители определенной социальной группы, выделяющиеся общим видом деятельности (толпа ремесленников, парламентская толпа); в) образованная, «читающая» публика; г) пассивная народная масса на определенной территории в ее противопоставлении «избранному меньшинству» - аристократии «родовой» или «интеллектуальной»; д) народная масса, одухотворенная какой-то идеей, ставшая единым психологическим образованием и способная к активному общественному действию.

Современные массовые общности, имея генетическую связь с «толпами» простолюдинов минувших исторических эпох, считают мыслители, по ряду характеристик отличаются от них. Они представляют собой человеческие группирования, жизнедеятельность которых обусловлена достижениями научно-технического прогресса и демократического переустройства общества, успехами образования и ростом информированности людей. Вместе с тем входящие в массовые общности индивиды характеризуются инфантильностью, которая включает в себя почти не осознаваемое стремление людей переложить бремя ответственности за разумное существование на плечи некоего «высшего» существа; способностью утрачивать критическое мышление и отрекаться даже от собственной свободы ради удовлетворения своих смутно осознаваемых влечений. Они, даже претендуя на равноправие, остаются внутренне несвободными, зависимыми существами, для которых осуществление свободы есть лишь переход от одной дисциплины к другой, а столь желаемое ими равенство - только временное состояние перед неизбежно наступающим новым неравенством. Массовые общности всегда формировались под определяющим влиянием людей неординарных, творческих, сильных волей. Для современных массовых общностей характерно повышение открытости в восприятии авторитетных воздействий со стороны таких людей, стимулирующих постоянное обновление вариаций массового существования. Определенное влияние эти идеи оказали на формирование современной теории элиты, что признавали её основатели В.Парето и Р.Михельс.

В третьем параграфе «Философско-культурологическое осмысление проблем духовности в условиях массового существования» отмечается, что происходящие в Европе перемены создатели первых концепций массовых общностей воспринимают пессимистично, что особенно характерно для Г.Лебона. С его точки зрения, европейским народам угрожает «явное вырождение». Люди теряют инициативу, энергию, волю и способность действовать. Удовлетворение постоянно возрастающих материальных потребностей становится единственным их идеалом. Государство становится «подлинным божеством», к которому обращаются все партии и от которого требуют все большей регламентации общественной жизни. «Подобно кораблю, потерявшему свой компас и блуждающему наудачу по произволу ветров, современный человек блуждает по произволу случая в пространствах, которые некогда населяли боги и которые трезвое знание сделало пустынными» (Г.Лебон).

Исследователи массовых общностей отмечают изменение роли христианской религии, которая веками имела определяющее духовное значение для судеб европейской культуры. Они отдают должное её величественному прошлому и, одновременно, сомневаются в её будущем: «светочи утешительной веры старых времен изучают лишь слабое мерцание и скоро погаснут навеки». Падение влияния христианства рассматривается ими как симптом появления новой могущественной религии, способной вдохнуть «ободряющую» веру в народные массы, при этом предполагается, что угасающая вера со временем сменится социалистической верой, поскольку налицо массовая увлеченность идеей социализма, а она относится к числу тех немногих фундаментальных идей, которые, будучи положены в основу общественного развития, на деле управляют жизнедеятельностью цивилизаций. Г. Тарду принадлежит знаменитое высказывание, согласно которому «каков культ, такова и культура». Г.Лебон стремится доказать, что социализм, своими «ложными и химерическими обещаниями очаровывающий толпу», принесет ей в будущем неисчислимые страдания. Однако масса, не способная жить без мечтаний, надежд и иллюзий, будет все же идти в направлении реализации этих обещаний вплоть до получения горя и бедствий вместо обещанных радостей жизни. Рассмотрение социализма в качестве верования, а затем и в качестве специфической «светской» религии - одно из творческих достижений исследователей массовых общностей, позволившее по-новому взглянуть на этот многоплановый феномен. Вслед за ними на способность общества создавать новые фундаментальные формы религиозной жизни обратили внимание многие другие философы и ученые.