Смекни!
smekni.com

Становление теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-ХХ веков (стр. 4 из 6)

Считая себя философом, изучающим общественные явления с помощью «психологического метода», Г. Лебон в своем творчестве испытывает влияние идей неокантиантцев, но более ощутимым является воздействие положений позитивной философии О.Конта, которые хотя и критически, но воспринимаются в большей степени. Поэтому его теоретические разработки представляют собой результат систематических наблюдений, сравнительного анализа и смелых обобщений. Вместе с тем он идет на нарушение позитивистских канонов, когда проявляет интерес к проблеме понимания или доказывает несостоятельность контовской социологии, изначально связанной, по его мнению, с социализмом. Г. Спенсер считается «великим английским философом», поскольку в его сочинениях нет «слезливого, трогательного и смутного гуманитаризма». Выдающимися современными философами признаются А. де Токвиль, И. Тэн, А.Шопенгауэр, Ж.Прудон и Ш.Ренувье. Их труды составляют теоретическую основу для обоснования мыслителем положения о роковом и неизбежном наступлении «эры масс». Г.Лебон считает, что «вооружаться против рока – задача всегда неблагодарная и, поистине, недостойная труда философа», и тем самым не оставляет сомнений в том, какой тип мировосприятия ему присущ.

Другой основоположник теории массовых общностей Г. Тард (1843-1904) начинал свою научную деятельность как правовед, а завершил как профессор современной философии. В общем русле позитивной философии своего времени им были созданы такие произведения, как «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1895), «Мнение и толпа» (1898) и др. Эти произведения не принесли ему славу крупного философа, но позволили войти в число создателей современной социологии, социальной психологии и культурной антропологии. «Вполне метафизический», по определению современников, труд Г.Тарда «Законы подражания», содержавший философское обоснование принципов научной социологии, дал одновременно импульс для непосредственной разработки концепций массовых общностей многими исследователями. Идейные истоки творчества Г. Тарда составили произведения Платона, Р.Декарта и Г.Лейбница. Определенное влияние на творческую эволюцию философа оказали труды О.Конта, А. де Токвиля, О. Курно и И.Тэна. Г. Тард считает, что Конт – мыслитель более глубокий, чем Монтескьё, но это не мешает ему задаваться вопросом о том, что под видом социальной науки создал основоположник позитивизма. В отличие от него Г.Тард верил в будущее философии и считал, что со временем она обретет роль высшей, «интеллектуалистической» религии человечества, с которой должна будет согласовываться всякая наука. Говоря о философии неокантианцев, мыслитель выражает свое несогласие с «самим ее духом». Жестко критикует он и теорию познания Г. Спенсера. Будучи противником учения К. Маркса о революции, Г. Тард отдает дань уважения его философским достижениям.

В небольшой по объему работе С. Сигеле «Преступная толпа» (1893) проявляется сильное влияние концепции подражания Г. Тарда. Но если французский философ отвергает эволюционизм и биологический редукционизм в социальном познании, то итальянский мыслитель является сторонником теории социальной эволюции, хотя и противником идеи «борьбы за существование» в том ее виде, который присущ социальному дарвинизму. В его творчестве прослеживаются и воздействия теорий О.Конта, Г.Спенсера, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Ч. Ломброзо, хотя определяющим началом является стремление рассматривать изучаемые вопросы в позитивистском ключе. С.Сигеле в своей книге обнаруживает веру в социальный прогресс и в возможность установления большей социальной справедливости в обществе.

Таким образом, первые философские концепции массовых феноменов были созданы в 90-е годы ХIХ века Г. Лебоном, Г. Тардом, С. Сигеле. Исследователи феномена масс испытали противоречивые идейные влияния различных философских и научных школ, однако определяющим можно считать влияние позитивизма. Данное влияние и обусловило проведение первых продуктивных исследований массовых общностей на стыке философии и зарождающихся социологии и психологии, что в свою очередь позволило добиться значительных результатов и положить начало новому исследовательскому направлению.

В третьем параграфе «Методологические основания концепций массовых общностей в творчестве Г. Лебона, Г. Тарда и С. Сигеле» говорится о том, что в общем виде особенности методологии этих мыслителей определены своеобразием развития европейской философии того времени, в рамках которой формировались социология и психология. Во многих отношениях эти науки были еще зависимы от философии, хотя и пытались выработать собственные методологические и концептуальные подходы, нередко противопоставляя себя философии. В этом процессе активно участвовали многие философы, в том числе и основатели теории массовых общностей.

В диссертации показано, что творчество первых исследователей массовых общностей можно отнести, вслед за К.Ясперсом, к такому направлению философской мысли, как психологическая философия (Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Рибо, А. Бергсон, З. Фрейд). Вершины своего развития это направление достигло в начале ХХ века, когда психологический «экспансионизм» достиг своего апогея, утверждая, что ответы на все вопросы общественного развития со временем сможет дать психология. Однако свою «Психологию толп» Г.Лебон рассматривает как философское исследование, в котором с помощью «психологического метода» анализируются общественные явления. Говоря о наступлении «эры толп», Г.Лебон анализирует не только «психологические свойства» народов и масс, но и социокультурную роль идей, религиозных верований, общественных учреждений, великих людей в развитии цивилизации, что помогает ему «разрешить загадку образования масс». Философское обоснование социологии как науки Г. Тард также связывает с достижениями психологии, но не ограничивается этим, а в философском ключе рассматривает фундаментальные вопросы индивидуальной и социальной логики, исторической последовательности логических состояний, общественных трансформаций, осуществления социальных законов, в том числе законов подражания и изобретения; философские положения применяются при освещении теоретических проблем языка, религии, «социальных чувств», экономики и искусства. В конце ХIХ века он обращается к проблеме толп. «Толпа не только привлекает и неотразимо зовет к себе того, кто видит ее; самое ее имя заключает в себе что-то заманчивое и обаятельное для современного читателя» ( Г. Тард).

Выяснив в процессе исследований, как возникает толпа в виде психологической массы, первые исследователи распространяют многие ее свойства на другие общественные образования, вплоть до народа или общества в целом. Толпа, таким образом, становится познавательной моделью, которая дает возможность делать дальнейшие умозаключения по аналогии. Новаторские решения первых исследователей массовых общностей были встречены в академической среде с настороженностью. Смешение предметных областей философского и научного познания, рационалистической и иррационалистической методологии вызывало критические замечания как традиционно мысливших философов, так и социологов и психологов. Однако в современной литературе отмечается, что до появления этих решений никому не приходило в голову, что можно систематически и продуктивно изучать охватившую войско панику или экстаз толпы верующих, окруживших пророка; такие явления объяснялись либо с позиций здравого смысла, либо относились к разряду чудес (А.М. Руткевич).

Во второй главе «Основные философские направления разработки теории массовых общностей» представлены результаты историософского решения первыми исследователями массовых общностей проблемы социальной роли масс в истории, социально-философского анализа сущности, структуры и сфер жизнедеятельности массовых общностей, философско-культурологического осмысления проблем духовности людей в условиях массового существования.

В первом параграфе «Историософское решение проблемы социальной роли массовых общностей в историческом процессе» отмечается, что конце ХIХ века в философии истории доминирует эволюционизм и обретает влияние материалистическое понимание истории, причем оба подхода связаны с идеей прогресса. Циклическая модель рассмотрения истории в этот период находится в тени, но именно она становится востребованной в творчестве Г.Лебона и Г.Тарда, что отражает определенную тенденцию. «По мере приближения к современной эпохе все большее число философов прилагает метафору циклов ко всей человеческой истории» (П.Штомпка).

Осуществляя обоснование наступления эры масс, Г. Лебон использует созданную им циклическую концепцию истории в качестве теоретического инструмента реализации этой задачи. Суть его подхода в «Психологии масс» выражена следующим образом: «Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем – постепенное ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна, - вот в чем заключается цикл жизни каждого народа». О «полном цикле» в истории мира в другой работе говорится так: «В истории мира существует две фазы: 1-ая – конденсация энергии в форме материи; 2-ая – расходование этой энергии. За этим окончательным разрушением может последовать с течением времени новый цикл возникновения и эволюции, причем нет возможности поставить предела этим разрушениям». В отличие от трехстадийного исторического цикла Дж. Вико, французский мыслитель выделяет две стадии: а) возникновение цивилизации, включая ее последующую эволюцию, б) разрушение цивилизации, включая ее постепенный упадок, причем вторая фаза существенно короче первой. Он доказывает, что народная масса во все времена находится в тени и лишь на определенных отрезках истории выдвигается на передний план для совершения исторически значимой деятельности, преимущественно разрушительной, а затем вновь отодвигается на задворки истории. Новизна современной эпохи в том и состоит, что народные массы больше не желают возвращаться к подчиненному социальному положению и требуют признания своей новой общественной роли. Разделяя этот вывод, Г. Тард полагает, что выполнение этого требования приведет всего лишь к установлению безусловного авторитета нового «избранного меньшинства» из рядов самой массы.