Смекни!
smekni.com

Теория и практика организации социальной защиты (стр. 3 из 11)

Размеры получаемой помощи в рамках государственных и местных социальных программ уже не играют столь существенной роли (за исключением пенсий). Выборочное обследование домашних хозяйств в 1999 году показало, что помощь получали до 25% домохозяйств, причем стоимостной эквивалент помощи не превысил 15% денежных доходов. Однако в бедных семьях социальные трансферты играют гораздо более значимую роль.

Натуральные поступления являются основным сглаживающим фактором при измерении различий в материальном положении различных групп населения. По итогам вышеупомянутого обследования, стоимость потребления продукции собственного производства, другие натуральные поступления (от родственников и др.) составили по отношению к денежным доходам до 10% в городе и до 40% в сельской местности.

Основные факторы бедности - экономические, связанные с относительным успехом или неуспехом вхождения определенной территории или сектора хозяйства в рыночную экономику, и демографические.

Важнейшую роль играет соотношение работающих и неработающих членов семьи, иждивенческая нагрузка. Если в начале 1990-х годов к беднейшим относились пенсионеры, то сейчас положение изменилось, в зону риска попадают прежде всего семьи с детьми. В 1999 году доходы ниже прожиточного минимума имели 15% одиноко проживающих пенсионеров.

1.1. Возникновению бедности способствует полярность доходов - интенсивный рост дифференциации в оплате труда внутри одного предприятия, между отраслями и между государственным и частным секторами экономики. При этом бедные по текущим доходам не образуют однородной по социальному статусу, образовательному уровню и профессиональной квалификации группу. Особому риску оказаться за чертой бедности подвергаются молодежь и женщины в возрасте от 31 до 54 лет (преимущественно занятые в отраслях бюджетной сферы).

В структуре бедных произошли существенные изменения: к традиционным категориям малообеспеченных - многодетные и неполные семьи, пенсионеры и инвалиды - в настоящее время добавился новый слой «работающие бедные», имеющие заработную плату ниже прожиточного минимума - работники бюджетных отраслей. По данным Российской статистики в здравоохранении и образовании у половины занятых заработная плата на уровне или ниже прожиточного минимума, в культуре у 56%, в науке у 28% работников. Более высокие показатели бедности на селе - 47%, всей численности сельского населения, тогда как среди горожан бедных - 28%. Такое положение объясняется крайне низким уровнем оплаты труда.

Эти тенденции прослеживаются и в нашем округе. Для примера, среднемесячная заработная плата одного работающего в органах образования (Сургутский район) составила в сентябре 1999 года - 1542 рубля, одного работающего в здравоохранении в Березовском районе -1394 рубля, в Нефтеюганском районе - 1656 рублей; одного работающего в промышленности в Советском и Ханты-Мансийском районе соответственно 1266 и 1221 рубль, не говоря уже об оплате труда работников культуры и искусства, которая остается самой низкой в округе.

В нашем регионе, как и по стране в целом, наблюдается увеличение численности и расширение перечня льготных категорий граждан.

Эти показатели рассчитываются с использованием среднедушевого дохода. При этом методе бедность правильно измеряется только среди одиноко проживающих, а вероятность попадания многодетных семей в группу малоимущих увеличивается. Но даже с учетом этого обстоятельства семьи с высокой иждивенческой нагрузкой относятся к группе максимального риска по бедности.

Оно указывает на недостаточную эффективность социальных программ, неисполнение на местах постановления о пособиях, свидетельствует об отсутствии правовой защиты, но, пожалуй, прежде всего - о низком трудовом потенциале семей с низкими доходами, их неспособности своими силами улучшить материальное положение, особенно при многодетности.

На уровне жизни негативно сказалась «шоковая терапия» как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценение банковских вкладов большей части населения страны, ваучерную приватизацию, рост цен без соответствующей индексации оплаты труда, пенсий и т.д.).

Также на уровне жизни населения сказывается массовая безработица, усугубленная наплывом беженцев. Межэтнические конфликты перерастают в настоящие войны. Расцветает шовинизм самых различных оттенков. Растет неприкрытая, а нередко освященная вновь принятыми законами дискриминация по национальным, политическим, религиозным признакам. Воцаряются экономический хаос, обвальное обнищание населения, безработица, безвластие, преступность. Каждая из этих причин, а чаще все они, вместе взятые, вынуждают русских, азербайджанских, армянских, осетинских, турко-месхетинских и семьи других национальностей, бросать родные очаги, имущество, учебу, работу, родственников, друзей и устремляться в неизвестность. Иногда это происходит как паническое бегство, иногда - как срочная, как при катастрофах, эвакуация, чаще - как неизбежная, вынужденная миграция, которая хоть и не столь спонтанна, но так же плохо подготовлена и по своим последствиям для семей не менее тяжела.

Сегодня ясно без особых прогностических предположений, что изменения в политической, социальной и экономической сферах больно ударили по социально уязвимым слоям населения, в частности по многодетным и малообеспеченным семьям.

Данные многочисленных обследований показывают, что тяжелое бремя бедности в первую очередь ложится на плечи женщин, имеющих маленьких детей. Многие матери не имеют возможности выбирать между работой и домом, между интересной, престижной, но малооплачиваемой и высокооплачиваемой, но монотонной и бесперспективной работой. Материальные соображения при выборе места и режима труда находятся на первом месте.

Формирование рыночных отношений в России привело к дискриминации в сфере занятости. Борьба предприятий за выживание сделала женщин первыми кандидатами на увольнение и последними в приеме на работу. Во многом это обусловлено прежним механизмом предоставления льгот, в том числе связанных с рождением и воспитанием ребенка. Такая рабочая сила стала невыгодной работодателю.

1.2. Численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа остается на стабильном уровне и составляет в настоящее время около 1,5 млн. человек. Для округа, в отличие от страны в целом, пока не характерна тенденция уменьшения абсолютной численности населения, хотя в некоторых территориях округа, она уже наблюдается. Однако, негативные демографические тенденции: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие сокращение естественного прироста населения начинают, пока еще слабо, но проявляются.

Средний возраст жителей Ханты-Мансийского автономного округа – 30 лет. По данным окружного Госкомстата за 2000 год, численность молодых людей в автономии составляет 404754 человека (порядка 29% от общего числа жителей округа).

С 2000 года в 2,4 раза увеличилось количество образовательных учреждений, а число обучающихся здесь – в 3,4 раза.По сравнению с 1999 годом в совокупности лиц мужского и женского пола прослеживается следующая динамика: сокращение доли лиц дошкольного возраста (от 0 до 5 лет) и молодежи (25-34 года), увеличение доли лиц в школьном и юношеском возрасте (6-19 лет), а также доли лиц зрелого возраста (40-49 лет) и пожилых людей (старше 60 лет). Отсюда следует, что доля лиц трудоспособного возраста в округе плавно растет (в основном за счет лиц зрелого возраста) и составляет почти две трети населения ХМАО.

Финансовый кризис отодвинул перспективы начала экономического роста, сделал почти неизбежным спад производства и сокращения занятости, в первую очередь, расширение масштабов вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме не полного дня (недели).

Нефтеюганский район как административно-территориальная единица Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) создан в 1980 году, статус Нефтеюганского района как муниципального образования установлен Законом Ханты-Мансийского автономного округа в 1996 году. Район включает шесть административно-территориальных образований: поселок городского типа Пойковский, сельсоветы: Салымский, Чеускинский, Усть-Юганский, Куть-Яхский, Каркатеевский, а также национальный поселок Лемпино. Общая численность населения района - около 31,1 тысячи человек.

Структура экономики и промышленный потенциал района и, соответственно важнейшие параметры жизнеобеспечения населенных пунктов (наличие и состояние объектов социальной сферы, средств их развития и содержание, занятость населения, уровень доходов и социальной защищенности и т.д.) в решающей мере определяется состоянием базовой отрасли экономики региона - нефтегазодобычи, представленной управлением «Правдинскнефть», входящим в Акционерное общество «Юганскнефтегаз». Нефтегазодобывающее управление «Правдинскнефть» является крупнейшим предприятием района. Кроме того, на территории района работает еще четыре нефте-газодобывающих управления («Мамонтовнефть», «Майскнефть», «Юганскнефть») и ряд других нефтяных компаний («Эвихон» и другие), которые также определяют общую производственную и социальную инфраструктуру Нефтеюганского района.

Сокращение объемов производства, наблюдаемое в годы рыночных преобразований в России, хотя и меньшими темпами, чем в целом по Тюменской области и Ханты-Мансийскому автономному округу, не могли обойти стороной Нефтеюганский район.

Всего добыто нефти по Акционерному обществу «Юганскнефтегаз» за 1999 год - 25 772 тысячи тонн (95,9% к 1997 году), газа 914,9 млн.куб.м. В 1998 году произошла реструктуризация акционерного общества «Юганскнефтегаз».

В промышленности продолжают снижаться объемы производства. Существуют проблемы неплатежей между предприятиями. Растет задолженность по заработной плате и есть предприятия у которых существует задолженность по налогам.