Смекни!
smekni.com

Судьба и философия Н.А. Бердяева (стр. 1 из 3)

Агенство по образованию РФ

Реферат

Судьба и философия Бердяева Н.А.

Выполнила:

Проверила:

Красноярск 2008

Глава 1. Судьба

Семья, в которой родился выдающийся философ первой половины XX Николай Александрович Бердяев, принадлежала к высшим слоям русского дворянства. Его предки прославили свои имена на государственном и военном поприщах. Отец его, Александр Михайлович, - председатель правления Киевского земельного банка. Однако сыновья прервали семейную традицию: старший Сергей стал мало известным поэтом, а младший Николай - знаменитым на весь мир философом.

В своей работе "Самопознание" Н.А. Бердяев рассказывает о своих самых знаменитых предках и так пишет о своей семье:

"Тут уместно сказать о некоторых наследственных свойствах нашей семьи. Я принадлежу к расе людей чрезвычайно вспыльчивых, склонных к вспышкам гнева. Отец мой был очень добрый человек, но необыкновенно вспыльчивый, и на этой почве у него было много столкновений и ссор в жизни. Брат мой был человек исключительной доброты, но одержимый настоящими припадками бешенства. Я получил по наследству вспыльчивый, гневливый темперамент. Это русское барское свойство. <…> С этим связана и другая черта - некоторое самодурство. При всех добрых качествах моего отца я в его характере замечал самодурство. Этот недостаток барски-русский есть и у меня. Я иногда замечаю что-то похожее на самодурство даже в моём процессе мысли, в моём познании. Если глубина духа и высшие достижения личности ничего наследственного в себе не заключают, то в душевных, в душевно-телесных свойствах есть много телесного".

Николая готовили для Пажеского корпуса. Семья жила в Киеве. Его отдают учиться в Киевский кадетский корпус. Но Николай не живёт там, причём это было исключением из правил, вследствие постоянных проблем со здоровьем. Учится он без желания, по некоторым предметам не успевает, к примеру, по математике. Он мечтает стать студентом. Увлекается конным спортом. Позже мечта его исполнилась: поступает во Владимирский университет в Киеве. Это было уже предреволюционное время. И Бердяев тоже увлекается марксизмом, активно участвует в работе марксистских кружков, из которых сложился "Киевский союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1898 г. он был разгромлен, и Бердяева отправляют в административную ссылку в Вологду, куда он приехал в 1901г. Он участвует в горячих спорах вологодских ссыльных о стратегии и тактике освободительного движения, его мировоззренческих основах. Там у него складываются напряженные отношения с социал-демократами, с которыми он вскоре порывает и примыкает к либеральному движению. По возвращении из ссылки он наряду с Д.С. Мережковским, В.В. Розановым, С.Н. Булгаковым, Вяч. Ивановым и др. становится одной из ведущих фигур этого этапа развития культуры, который известен под именем русского духовного Ренессанса. Напряжённая работа по выработке собственного мировоззрения приводит его к религиозным убеждениям.

Революцию 1905 - 1907гг. Бердяев не принял. Он понимает необходимость изменения жизни, но "новый быт и новые массовые люди", "новая демократия, играющая на проклятой гармонике", ему чужды и ненавистны.

Первую мировую войну философ встречал как начало нового этапа истории, на котором Россия, возможно, возьмёт на себя миссию спасения человечества. Затем последовал Февраль 1917г., а за ним - Октябрь. Февраль возбудил в Бердяеве общественную активность. Он верит в возможность широких социальных реформ и делает всё для того, чтобы удержать революционный процесс от "большевизации". Это, однако, ему не удалось. Октябрь он расценил как национальную катастрофу и крушение своих надежд.

В 1922г., в конце сентября, вместе с большой группой интеллигенции, духовно не примирившейся с советской властью, Н.А. Бердяев был выслан за рубеж, в Германию.

На чужбине Бердяев активно участвует в религиозно-общественных движениях русской эмиграции.

Среди русских эмигрантов он считался "левым". Решительно протестовал против тоталитаризма и духовной несвободы с СССР. Но в то же время подчёркивал, что Октябрь был не большевистским захватом власти, а народной революцией, что Красная Армия спасла суверенитет страны, что социализм осуществляет правду освобождения от эксплуатации, отмечает успехи Советской власти в приобщении народа к культуре и технике. Вместе с тем Бердяев однозначно отрицательно оценивает капитализм и готов оправдать насилие, если оно потребуется для его уничтожения.

Бердяев, патриот своей родины тяжело переживал поражение советских войск в начальный период Великой Отечественной войны и никогда не переставал верить в победу Советского Союза.

Всю свою жизнь Бердяев много и напряжённо трудился. Он не мог не писать. Наиболее полно представлено его мировоззрение в следующих работах.

Из работ по русской истории можно назвать "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "Русскую идею" (1949). Философия истории полнее всего дана в "Смысле истории" (1922) и "Судьбе человека в современном мире" (1934), а философская антропология - в "Смысле творчества" (1916), "О назначении человека" (1931), "О рабстве и свободе человека" (1939). Собственно его философию наиболее полно выражает "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Своеобразный итог его творческой жизни - философская автобиография "Самопознание" (1949) и книга "Царство духа и царство кесаря" (1951).

Работы Бердяева снискали ему славу одного из лидеров таких направлений мировой философии XX века, как экзистенциализм[1] и персонализм[2]. Он предложил оригинальное сочетание основных мотивов этих направлений, но уходил в их метафизические высоты только для того, чтобы лучше увидеть перипетии судьбы человека в тревожном XX веке. Научные и общественные заслуги Бердяева были отмечены - в 1947 г. Ему присвоено почётное звание доктора кембриджского университета.

23 марта 1948 г. В Париже, в пригороде Кламар, философ скончался за письменным столом, завершая свою последнюю книгу "Царство духа и царство кесаря".

Глава 2. Мировоззрение и философия

Решающее влияние на мировоззрение Н.А. Бердяева оказали кризис западноевропейской цивилизации, русская революция и, наконец, русский духовный Ренессанс как замысел нового типа культуры, основанной на ценностях христианского гуманизма. Все эти явления пришлись на начало XX в., когда завязывались главные противоречия эпохи, чуть было не погубившие человечество в огне ядерной войны.

Бердяев чувствовал опасность цивилизации, когда научные, технические и политико-правовые изменения сопровождались культурным и нравственным отставанием, дегуманизацией человека. Примеров тому Бердяев видел предостаточно: эксплуатация и социальная несправедливость, ложь парламентаризма и демагогия вождей, рыночные отношения в культуре и засилье идеологии, тоталитаризм, разгул расовых и национальных инстинктов, война и апокалипсическое явление атомной бомбы. Во всём этом он предвидел конец целой исторической эпохи, "закат Европы", который наступал с начала XVIII в., когда технизация и рационализация жизни привели к социализации личности и её деперсонализации.

Человек, полагавший себя носителем разумности, превратился в раба техники и государства, тех сил, которые сам же вызвал к жизни. Прервался естественный ход жизни, когда человек "питался от земли". Коллектив - своеобразная форма выживания. Здесь отношение человека к другому определено не дружеским чувством и сердечной привязанностью, а структурой коллектива, его иерархией и организацией, принятыми нормами и ценностями. Чтобы выжить, человек должен забыть свою индивидуальность, быть как все.

Поиск пути "преодоления хаоса" современного мира - основное содержание философии русского мыслителя. А каким должен быть этот путь, Бердяев узнал, осмысливая опыт революции.

Свобода революции обратилась в тиранию потому, что революция была навязана нищетой, нуждой, злом старого мира. Она - скорее конец старого мира, чем начало нового.

Подлинно свободный человек стоит выше корысти, зависти, обиды. Свобода не может подчиняться материальному интересу, иначе она - не свобода. Поэтому массы, тяготясь такой свободой, легко передадут себя в руки любого, кто пообещает хлеб и порядок, и откажутся от тех, кто вчера вёл их к свободе, но делала шаг в неизвестность.

В годы русского духовного Ренессанса приобрела определённость основная мысль Бердяева о необходимости "нового религиозного сознания" - универсального синтетического мировоззрения, которое сплотило бы человечество, раздираемое борьбой частных интересов.

Также в мировоззрение Бердяева Ренессанс внёс два основных убеждения. Первое: в каждом явлении жизни - от незаметного движения листьев на деревьях до высших проявлений человеческого гения - незримо, но неизбежно присутствует Бог. Второе: историческая церковь неправильно восприняла христианство как религию личного спасения от грехов мира. Она звала уйти от мира, а не изменять его, и потому ей стали чужды культура и социальный прогресс.

Бердяев знал: истину и высший смысл нельзя просто преподнести человеку, истина невозможна без собственного опыта её постижения. Путь к правде - это путь правды, путь бесстрашного самоопределения человека, его самопознания - философской автобиографии человека. Философия есть выражение отношения человека и мира, в начале и в конце которого стоит Бог как высший смысл. Она есть "мучение над смыслом жизни". Уже потому она не может быть научной, т.к. постоянно спрашивает "зачем?", ищет ответа и смысла там, где наука просто констатирует факт: каким образом устроен мир, какое место в нём занимаем мы и всё в конце концов канет в небытие. "Единственность и окончательность нашего мира", предлагаемые наукой, казались жестокими Бердяеву. Какое значение имеет борьба с её радостями и тревогами, если всё преходяще, если всё обречено на небытие? Есть ли тогда во всём этом какой-либо смысл? Почему мы придерживаемся одних идеалов? Чем они лучше других?" Должно же существовать какое-нибудь объективное мерило, которое ставило бы один субъективный идеал выше другого и указывало бы нам правду, обязательную в нравственной области?"[3] - спрашивает Бердяев.