Смекни!
smekni.com

Философия и методология науки (стр. 16 из 80)

Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, био­сфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют со­бой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объек­та, а внутри него, он лишь часть, познающего целого. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение есте­ственных и общественных наук, при котором идеи и принци­пы современного естествознания все шире внедряются в гума­нитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек.

Концепция открытой рациональности, развивающаяся в постнеклассической науке, выразилась, в частности, в том, что европейская наука конца XX - начала XX в. стала ори­ентироваться и на восточное мышление. Без этого, возможно, немыслима современная концепция природы. «Мы считаем, - пишут И. Пригожин и И. Стенгерс, - что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спонтанно изменяющем­ся самоорганизующемся мире»[15].

Центральной идеей концепции глобального эволюциониз­ма является идея (принцип) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем, или частей внутри целого. Возникшее в области биологии при изучении совме­стной эволюции различных биологических видов, их структур и уровней организации понятие коэволюции сегодня харак­теризует корреляцию эволюционных изменений как матери­альных, так и идеальных развивающихся систем. Представле­ние о коэволюционных процессах, пронизывающих все сфе­ры бытия - природу, общество, человека, культуру, науку, философию и т. д., - ставит задачу еще более тесного взаи­модействия естественнонаучного и гуманитарного знания для выявления механизмов этих процессов.

Идея синтеза знаний, создание общенаучной картины мира становится основополагающей на этапе постнеклассического развития науки. Одной из весьма удачных попы­ток создать современную общенаучную картину мира на ос­нове идей глобального эволюционизма является концепция Э. Янча, предложенная в его работе «Самоорганизующаяся Вселенная: научные и гуманистические следствия возника­ющей парадигмы эволюции». Автор показывает, что все уровни неживой и живой материи, а также явления социаль­ной жизни - нравственность, мораль, религия и т. д. - раз­виваются как диссипативные структуры. Поэтому эволюция представляется ему целостным процессом, составными час­тями которого являются физико-химический, биологичес­кий, социальный, экологический, социально-культурный процессы. На каждом уровне выявляются специфические его особенности.

Источником космической эволюции Э. Янч называет нару­шение симметрии, выражающееся в преобладании вещества над антивеществом, повлекшее за собой возникновение раз­личного рода сил - гравитационных, электромагнитных, сильных, слабых. На следующем этапе эволюции возникает жизнь - «тонкая сверхструктурированная физическая реаль­ность», усложнение которой приводит к коэволюции организ­мов и экосистем, в результате чего впоследствии происходит социальная эволюция, при которой возникает специфическое свойство, связанное с мыслительной деятельностью. Тем са­мым Э. Янч включает в самоорганизующуюся Вселенную чело­века, придав глобальной эволюции гуманистический смысл.

Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок класси­ческого и неклассического исследования. Они будут продол­жать использоваться в соответствующих им познавательных ситуациях, постнеклассическая наука лишь четче определит область их применения.

§ 7. Понятия науки, научного знания.

Ориентируясь на сложившееся к сегодняшнему дню понимание науки как объекта исследования, т.е. науки о науке, или рефлексии науки, или самосознания науки, или философии науки (что в прин­ципе одно и то же), можно выделить следующие подходы к иссле­дованию и пониманию предмета «наука» или «научное познание мира».

1. Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться как:

-наука знание,

-наука деятельность,

-наука институт.

При более подробной характеристике это: наука как система знаний о мире (Вселенной, обществе, человеке), наука как человече­ская деятельность по получению новых знаний, наука как одна из организационных форм (институт) функционирования общества, го­сударства.

Функционированием науки как системы уже полученного зна­ния занимается сама наука. Именно в сфере науки происходит полу­чение, отбор, систематизация, обобщение, популяризация научных знаний и представление их на общее (внешнее) или дальнейшее внутреннее использование. В первом случае знания используются в материально-практической жизни общества или же его духовном обогащении, во втором - для постановки новых научных исследова­ний, формирования новых исследовательских программ. Промежуточным вариантом является система образования, в которой науч­ные знания служат как для внешнего, так и для внутреннего (по от­ношению к науке) использования.

Исследованием науки как специфической человеческой дея­тельности, направленной на познание мира (природы и духа, мате­риального и идеального) занимаются философия, методология и ло­гика науки, а также философская теория познания.

Исследованием науки как особого социального явления (сооб­щество ученых) или как специфического социального института (учреждения) занимается науковедение.

Особая дисциплина - история науки, которая имеет отношение ко всем ее «ипостасям», хотя чаще всего историко-научные исследования ограничиваются фактологическим описанием по типу «что, где и когда?».

Надо отметить, что как и все членения (аналитические схемы) предмета исследования, данное разделение приблизительно. Напри­мер, проблемы дисциплинарной организации науки: становления и функционирования различных областей знаний и научных дисцип­лин, взаимосвязь и взаимодействие научных знаний с процессами их интеграции, синтеза и дифференциации, - есть проблемы и направ­ления анализа науки и как деятельности, и как системы знания, и как организационного (в данном случае дисциплинарного) ее уст­ройства.

Рассмотрим основные подходы к пониманию науки как особого социального явления и института.

Для простоты и ясности понимания науки как формального со­циального учреждения (института), которое организационно оформляет (можно сказать, формализует) естественно складываю­щееся сообщество ученых (можно сказать, «естественный орга­низм»), нужно иметь в виду, что науке как «институту» и науке как «сообществу» присущи все характерные черты «государства» и «со­циальных групп».

В первом случае мы имеем систему учреждений и организаци­онных форм: систему управления (административные должности руководителей и подчиненных); систему иерархии (степени и зва­ния), систему организации (кафедры, научные институты, общества, академии, системы семинаров, конференций, конгрессов, съездов, совещаний); систему правового регулирования (законы и уложения об авторском праве, статусе ученых и научных коллективов); систе­му средств производства (инструментально-экспериментальное обо­рудование, лабораторные помещения, информационные системы).

Во втором случае мы можем увидеть в сообществе ученых ти­пичные черты любого человеческого сообщества. В научном сооб­ществе живут и работают люди (и все человеческое им не чуждо, как бы сказал Сенека). В этом сообществе адептов истины есть и «генераторы идей», и простые исполнители, есть рабы и господа (отношения, которые основаны на той или иной форме материаль­но-административной зависимости ученых друг от друга), есть и не­гласные традиции и нормы поведения, есть и общепринятая этика и протокол официальных отношений, есть ретрограды с обскурантами (придерживающиеся старого и препятствующие новому), есть нор­мы и идеалы научного познания, есть «внутринаучные идеологии» (например, «математическая идеология» в естествознании, «физиче­ская идеология» в химии), есть воры и жулики (воровство идей, пла­гиат, разработка псевдозначимых для науки и практики тем - рас­пространенное и, к сожалению, часто очень замаскированное явле­ние), есть и мошенники (сознательно шельмующие эксперимен­тальные результаты или теоретические выкладки), есть судьи и су­ды (рецензенты и экспертные советы), есть конъюнктурщики и сле­дователи моды (выбирающие направление исследований не по «на­учной совести», не по «приоритетам Истины», а по внешним при­оритетам, сейчас это проявляется в массовой экологизации и ком­пьютеризации науки). Наконец, в научном сообществе есть, просто говоря, не только умные, но и дураки.