Смекни!
smekni.com

Философия и методология науки (стр. 67 из 80)

Если это так, ю можно говорить о закономерном возникнове­нии, развитии и гибели всего живого на земле в результате появле­ния «человека деятельного» («Homo faber»), а не просго разумного человека - созерцателя Природы, каким он мог бы быть по опреде­лению Линнея (Homo sapiens), иными словами, каким он был создан Творцом до грехопадения и изгнания из рая.

Вполне возможно, что человек может отодвинуть наступление экологической катастрофы, но не предотвратить ее. В силу приве­денных выше аргументов такое утверждение не относится к уже из­вестному в научно-философском знании «экологическому песси­мизму», а является результатом научно обоснованного и трезвого анализа реальностей экологической проблемы.

§ 8. Экология и этика

Современные подходы к проблемам экологии далеки от тради­ционных проблем эсхатологии' обсуждения путей к Царству Божию, вечному пристанищу души через следование религиозным этическим нормам Священного Писания и осознание конечности жизни человека, конечности существования земного человечества. Сейчас обсуждения экологической проблемы в научной и публици­стической сферах обусловлены простой связкой, детерминантой: инстинкт самосохранения - активность по сохранению жизни. Ска­занное не является вульгаризацией и упрощением благородных це­лей борцов за сохранение Природы и Человека на Земле, а является результатом подхода к вопросу с точки зрения чисто научно-технической Без привлечения религиозного миропонимания и ре­лигиозной морали распространенный призыв к сохранению Приро­ды и Жизни на Земле не находит убедительных оснований в «хра­ме» чистой науки (несмотря на свою очевидность с точки зрения здравого смысла).

Так, если тело человека распадается в конечном итоге на без­душные молекулы и атомы, а также из них и «собирается)) в резуль­тате биосинтеза, то какая у нас может быть забота о будущих поко­лениях, к примеру 41-м, 141-м, 1441-м и т. д., поскольку в наше вре­мя они еще не люди и даже не простейшие живые клетки, а всего лишь бездушные и неживые отдельные атомы и молекулы? С чисто научно-рационалистской точки зрения такая забота не может найти этических оснований. Если находиться только в сфере современной научной мысли, забота о будущих поколениях может быть объясне­на разве что «перманентным этическим близкодействием» - заботой о живых детях я внуках, которые будут, в свою очередь, обремене­ны заботами о своих детях и внуках.

Заметим здесь, что обозначенный нами вопрос (о бессмыслен­ности заботы о будущих поколениях людей в случае, если мы при­держиваемся научно-материалистической точки зрения) в контексте проблемы конечности судеб человечества смыкается с вопросом о смысле жизни. С научно-материалистической точки зрения феномен индивидуального человеческого существования есть результат «во­ли» случая в процессе развития Природы в целом. Другими слова­ми, могли вы перейти из возможности в действительность или нет - все статистически усреднится уже на уровне популяционного под­хода. При таком взгляде на вещи индивидуальное человеческое су­ществование не имеет смысла.

Поскольку появление человека не есть результат его индивиду­ального волеизъявления (с любой точки зрения - и материалистической, и идеалистической, и религиозной), то смысл человеческой жизни может быть выведен из какой-либо внешней, надыидивидуальной воли.

Таким образом, в сфере религиозной этики необходимость сохранения благоприятных условий для человека на Земле гармонич­но сочетается с основами учения - человеческая жизнь и благопри­ятная ей природная среда есть результат «предвечного замысла» и воли Создателя. Отсюда следует этический императив, лишающий человека права безнаказанно распоряжаться своей жизнью и жиз­нью других людей ни сейчас, ни в будущем, что предполагает обя­занность человека сохраняй» благоприятную для жизни окружаю­щую среду и для себя, и для будущих поколений.

Сохранение благоприятной человеку живой и неживой природы не должно, однако, доходить до ханжества, лицемерия, фарса, к че­му тяготеет часто политизированное движение «зеленых» в его обывательских формах осуждение и даже преследование, напри­мер, людей в одежде из натуральных мехов. Человек как гетеротроф не может полностью избежать использования животных для пита­ния, для одежды, для медико-биологических экспериментов. Хан­жески лицемерный характер человеческой «биоэтики» проявляется в сочетании человеческих восклицаний о любви к животным (к «братьям меньшим») с их планомерным забоем, отловом, отстре­лом. Общеизвестно, что лучшие сочинения с описанием красот при­роды написаны рыболовами и охотниками.

Ханжеский подход обывателей не находит места уже, к приме­ру, в философской этике И. Канта, который писал:

«Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе».[120]

В основе же эта мысль Канта есть переложение на научно-философский язык понимания мироустройства, вытекающего из Библии, где вопрос взаимоотношений человека и остального живого Мира решен ясно и однозначно «И сказал Бог. сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающи­мися по земле».

Сказанное выше приводит к мысли о важности синтеза научного и религиозного миропонимания, включающего в понятие «общая эсхатология» систему научных и религиозных подходов. Поскольку литература по религиозному аспекту эсхатологии безгранична, рас­смотрим систему проблем общей эсхатологии с акцентом на научную ее составляющую. Надо заметить, что специфические вопросы религиозной эсхатологии, где в первую очередь мы имеем в виду «опросы христианской эсхатологии, конечно, выходят за пределы данного эссе».

§ 9. Интердисциплинарный харакер экологической проблемы и возможные пути ее решения

Ниже мы рассмотрим возможные пути решения экологической проблемы на уровне специально-научной методологии (а не только методологии общенаучного и философского уровней, как выше).

Экологическая проблема связана со всеми областями естество-звания и техники, поскольку практически любая из них имеет дело с преобразующей деятельностью человека в направлении как нару­шения, так и восстановления природных балансных процессов. Та­кая ситуация определяет активное и разнообразное по форме взаи­модействие в сфере экологической проблемы всех известных науч­ных дисциплин: естественных, технических и общественных. Развитие цивилизации во всех ее формах все в большей степени взаимо. связано с состоянием биосферы

Состояние экосистем (объекта и предмета ранее одних только естественных наук) сейчас стало заметным фактором прогрессивных и регрессивных социально-экономических процессов а, следовательно, вошло в предметную зону наук о человеке и обществе Экологическая проблема ввиду ее междисциплинарности и сложно­сти, высокой стоимости научных и инженерных природоохранительных решений, а также «естественного космополитизма) стала сильным стимулом межрегионального и международного сотрудни­чества, а общественные движения с экологическими программами стали реальной силой при формировании органов государственной власти. Все это свидетельствует об актуальности исследования эко­логической проблемы на любом уровне. В качестве предмета методологических исследований можно выделить взаимодействия типа «общество-природа» как в общей постановке, так и в частных ас­пектах взаимодействия на к

Общая цель исследований в области экологии - это охрана ок­ружающей среды и гармонизации отношений человека с природой Такая цель предполагает выделение множества частных предметных областей В экологической интердисциплинарной проблематике предлагаются различные понятия, выделяющие ту или иную группу проблем и предметных областей исследовательской деятельности типа «экологический путь научного знания» и «экологическое науч­ное мышление», «социоестественный закон», «экологическая тех­ника», «экологизация знания» «экологическая биофизическая хи­мия», «экологическая биотехнология», «социально-экологические процессы», «экологическое знание и сознание» и многие другие.

В локальных проблемах экологии отношения живых организмов с окружающей средой, особенно при переходе рассмотрения про­блемы от популяций к организму, а далее к клетке, ген химические аспекты проблемы выступают явным образом. Своеобразный ком­плекс проблем возникает также в связи с техногенными процессами функционирования химической и биохимической технологий (или биотехнологии).

Мы не будем останавливаться на анализе проблем загрязнения природы воздействием химической и биохимической технологий, это специально-научная проблема. Здесь же зададимся простым по постановке, но далеко не тривиальным вопросом почему в резуль­тате функционирования химической технологии и биотехнологии происходят вредные воздействия на окружающую среду вообще и живые организмы в частности? Почему исходные продукты данных технологий (сырье), как правило, нетоксичны, в то время как промежуточные и конечные продукты, включая отходы, оказывают вредное воздействие на живую природу?

При термодинамическом рассмотрении ни одна из технологий не нарушает общий, интегративный материально-энергетический баланс на Земле в силу законов сохранения массы и энергии. Эколо­гически вредные воздействия возникают при локальных нарушени­ях энтропийно-энергетических процессов в экосистемах, что и ха­рактерно для технической деятельности. Всякое производство, вся­кая технология связаны с потреблением энергии, которая получает­ся, как правило, из горючих ископаемых (т. е. используется энергия Солнца, когда-то аккумулированная в естественных продуктах) или из радиоактивных руд. Законы термодинамики показывают, что по­лезное использование энергии не может быть стопроцентным, часть тепловой энергии неизбежно будет рассеяна в окружающей среде.