Смекни!
smekni.com

Философия и методология науки (стр. 5 из 80)

Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследо­вание паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы.

2) Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также «умелая обработ­ка фактов. Ко всем этим априорным условиям деятель­ности в данной сфере присоединяется свойство иссле­дования через истолкование. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтвер­ждения высказанным взглядам и может быть истолко­ван в их пользу. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может оши­баться и что псевдонаука «может случайно натолкнуть­ся на истину». У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.

По форме псевдонаука - это прежде всего рассказ или ис­тория о тех или иных событиях. Такой типичный для нее спо­соб подачи материала называют «объяснением через сцена­рий». Другой отличительный признак - безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.

3) Характеристика девиантного и анормального знания. Тер­мин «девиантное» означает отклоняющуюся от приня­тых и устоявшихся стандартов познавательную деятель­ность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, раз­деляемыми большинством членов научного сообщества. Отличительной особенностью девиантного знания яв­ляется то, что им занимаются, как правило, люди, име­ющие научную подготовку, но по тем или иным причи­нам выбирающие весьма расходящиеся с общеприняты­ми представлениями методы и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как пра­вило, в одиночестве либо небольшими группами. Ре­зультаты их деятельности, равно как и само направле­ние, обладают довольно-таки кратковременным перио­дом существования.

Иногда встречающийся термин «аномальное знание» не означает ничего иного, кроме того, что способ получения зна­ния либо само знание не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Весьма интересно подразделение анормального знания на три типа:

а) Первый тип возникает в результате расхождения регулятивов здравого смысла с установленными наукой норма­ми. Этот тип достаточно распространен и внедрен в ре­альную жизнедеятельность людей. Он не отталкивает своей аномальностью, а привлекает к себе внимание в ситуации, когда действующий индивид, имея специаль­ное образование или специальные научные знания, фиксирует проблему расхождения норм обыденного мироотношения и научного (например, в воспитании, в ситуациях общения с младенцами и пр.).

б) Второй тип возникает при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами другой.

в) Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человечес­кой деятельности.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то из­начально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализ­ма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказы­вать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и исто­рии окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и много­численная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная на­ука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в ту­пик, выход из которого может подсказать вненаучное зна­ние. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности -на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов на­уки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что эле­менты нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который пришел к выводу, что в конце XX сто­летия в Европе возникло и стало шириться движение, провоз­гласившее банкротство науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают боль­шей информационной емкостью, также оспаривается сторон­никами подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на до­стоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально ис­тинная информация может оказаться за пределами науки.

Иногда вненаучное знание именует себя как Его Величе­ство Иной способ истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии ин­женера и ученого значительно снизился, то напряжение, свя­занное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.

§ 3. Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века

В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппа­рат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зави­симости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мисти­ческой форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могут читать священные книги и как носители практи­ческих знаний иметь власть над людьми.

Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возника­ет необходимость систематического наблюдения за явления­ми природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, откры­тию циклически повторяющихся затмений Солнца и т. д. Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана ирридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произве­денного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорцио­нально социальным и профессиональным рангам. Для прак­тического употребления создавалось множество таблиц с го­товыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходи­мы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никог­да они не занимались созданием теорий - одним из важней­ших признаков научного знания.

Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 мину­там, 41 секунде (для справки: современное значение - 365 дней 5 часов, 48 минут, 46 секунд), ими была создана оригинальная концепция Me, содержащая мудрость шумерской цивилиза­ции, большая часть текстов которой не расшифрована.

Специфика освоения мира шумерской и другими цивилиза­циями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального

исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей.

Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как прави­ло, происходит отождествление различных предметов, явле­ний, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выде­ления «существенных» признаков, а также научиться сопо­ставлять различные предметы, явления по выделенным при­знакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в ста­новлении знаний.

Формирование отдельных научных знаний и методов свя­зывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Что же послужило причиной культурного переворота?

Рассматривая переход от традиционного общества к не­традиционному, в котором возможно создание науки, разви­тие философии, искусства, нужно отметит что для традиционного общества характерна лично-именная и про­фессионально-именная трансляция культуры. Общество та­кого типа может развиваться либо через совершенствование приемов и орудий труда, повышение качества продукта, либо за счет увеличения профессий путем их отпочкования. В этом случае объем и качество знаний, передаваемых из по­коления в поколение, увеличивается благодаря специализа­ции. Но при таком развитии наука появиться не могла, ей не на что было бы опереться, уж ли не на знания и навыки, пе­редаваемые от отца сыну? Кроме того, в таком обществе не­возможно совмещение разнородных профессий без умень­шения качества продукции. Что же тогда послужило причи­ной разрушения традиционного общества, положило конец развитию через специализацию?. Такой причиной стал пират­ский корабль. Для людей, живущих на берегу, всегда существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле - это тоже бывшие гончары и плотники. Следовательно, возника­ет настоятельная необходимость совмещения профессий. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необ­ходима интеграция, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества. Это означа­ет и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни реша­ют, другие исполняют), что впоследствии приводит к осозна­нию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Система­тизация законов, устранение в них противоречий - это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.