Смекни!
smekni.com

Экзистенциализм в произведениях Гоголя (стр. 1 из 4)

«Экзистенциализм в произведениях Гоголя»

2008

ПЛАН РАБОТЫ:

Введение ------------------------------------------------------------------------------------- 3

Человек в творчестве Гоголя ------------------------------------------------------------ 5

Основные проблемы философии экзистенциализма ------------------------------- 7

Творчество Николая Гоголя и внутренняя красота человека ----------------- 12

Выводы ------------------------------------------------------------------------------------- 18 Использованная литература и источники ------------------------------------------- 20


Введение

В настоящее время, на грани тысячелетий человечество переживает период больших потрясений, когда происходят общественно-природные сдвиги существования цивилизации, в результате чего и отдельный человек, и человечество в целом оказываются лицом к лицу с вопросом о способах и возможностях своего последующего существования. Поиски ответов на такие вопросы происходят на поприще философского мышления. Так, отечественная философская мысль, которая начинает занимать достойное место в европейской гуманистической традиции, переживает ренессанс экзистенциального философствования.

Особенность творчества Н.Гоголя состоит в том, что он изучал мир, обращаясь к своему духовному опыту, к своеобразному пониманию действительности. Важность гоголевской философии в том, что она строится на конкретной исторической действительности, которая осмысливается в романтическом контексте и является смыслом его философии. Философская проблематика Н.Гоголя имеет художественно-концептуальное оформление, поскольку он акцентирует внимание на проблемах души, человека, творчества, религии. Н.Гоголь был уникален не в выборе проблематики, а в умении найти особенные способы ее интерпретаций и решений.

Ранний период творчества Н.Гоголя характеризуется преобладанием эстетического романтизма с зачатками поисков морали и религиозных переживаний. Мыслитель искал объяснения аморализму эстетического движения. Позднему периоду были присущи поиски выхода из этой ситуации через переход к религиозному мировосприятию, которое также имело романтический характер. В центре своеобразной эстетической антропологии Николая Гоголя стоит творческая эстетическая сила в человеке.


Человек в творчестве Гоголя

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), как направление философии существования, – возник накануне первой мировой войны 1914—1918 годов в России. Основателями экзистенциализма считаются Н.А. Бердяев, Л. Шестов. Основу экзистенциализма как философского направления заложили взгляды Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. На становление и развитие экзистенциализма оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля. Николай Васильевич Гоголь и его произведения, безусловно, не могли не оказать влияния на мировоззрение всех этих людей. Жан Поль Сартр определил экзистенциализм как синоним гуманизма, а гуманизм Гоголя, всех его произведений – является, пожалуй, эталоном в литературе.

По Хайдеггеру и Сартру, – экзистенция есть бытие, направленное ни во что и сознающее свою конечность. У Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию определяющих пунктов человеческого существования: заботы, решимости, совести, страха и других модусов бытия, которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и так далее. Именно поэтому именно в «пограничных ситуациях» (по определению Ясперса), в моменты глубочайших потрясений, – человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

Важнейшее место в иерархии авторских ценностей занимает гармония морального и эстетического в человеке, а именно: красоты внешней и внутренней (душевной). В их разъединении Н.Гоголь, как истинный романтик, видит трагедию. Мыслитель убежден в том, что общение с миром красоты человеческой души, возможно, только через обращение к этическому потенциалу христианского учения.

Романтизм Николая Гоголя эволюционирует вместе с автором. В процессе этой эволюции становится закономерным «объективный план», который не признает изображения, а ведет к вторжению в романтизм прозы жизни и обуславливает формы ее развития.

Творчество Николая Васильевича Гоголя – как писателя и мыслителя – совершенно с точки зрения литературы, и его по праву можно считать специфическим «софистическим» способом философствования, которое тесно связано с литературно-философской мыслью его предшественников и последователей, к числу которых относятся такие выдающиеся философы как Г.Сковорода, Т.Шевченко, В.Соловьёв. Также философское наследие Н.Гоголя размещено в мировой культурный контекст наряду с Э.Кантом, С.Кьеркегором.

В экзистенциально-антропологических поисках Николая Гоголя проблема человека разворачивается через систему концептов смысла жизни: аутентичность и неаутентичность человеческого бытия, жизнь-реальность, жизнь-игра, жизнь-фикция, жизнь-мечта, жизнь-отчужденность, эти концепты актуальны для людей и в современных условиях.

В Гоголе часто не хотят видеть мыслителя, хотя он, бесспорно, был им. Одной из центральных тем его творчества была проблема эстетического начала в человеке. Он первый в истории отечественной мысли поднимает вопрос эстетического аморализма, расхождения эстетической и моральной жизни в человеке.

У писателя постепенно начинает формироваться новая концепция жизни, новое понимание культуры. Он много работает в отрасли художественного творчества, издаёт первый том «Мёртвых душ», но растущей силой в это самое время углубляется в религиозную жизнь. Гоголь планирует издать теологическую книгу, посвященную вопросам Церкви и культуры, – и в 1847 году выходят в свет «Избранные места из переписки с друзьями». Эта книга, в которой новые, смелые и творческие идеи были выражены в наивной, а временами в претенциозной форме, осталась непонятной обществом, вызывала непримиримую и резкую критику. Гоголь слишком тяжело пережил эту неудачу; он не мог отказаться от своего религиозного мировоззрения, но осознание трагической разъединенности Церкви и культуры чрезвычайно угнетало его. В припадке тяжелых сомнений, Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ», в котором он хотел показать «возрожденную и "пробуждённую" Россию», после чего приходит в духовный упадок и вскоре умирает...

Гоголь как художник осознавал свою большую ответственность перед обществом и перед Богом за данный ему талант. Если в раннем своём творчестве он изображал человека, который потерял в себе образ Божий, то с конца тридцатых годов девятнадцатого века, а особенно в сороковых годах, он работал над освещением Божьего образа в человеке. Когда ему это не удавалось, он сжигал свои произведения. Так же как второй тома «Мёртвых душ».

В своём творчестве Гоголь хотел представить «красивого человека». Мечта о «красивом человеке» имеется во всех произведениях Николая Гоголя периоду его зрелого творчества. «Красивый человек» для него – это не тот человек, который уничтожил в себе всё человеческое, но тот, что развил всё богатство своей натуры. В конечном итоге, это такой человек, который нашел в себе Божий образ. Со временем эта тема всё более выразительно звучит в творчестве писателя.

Восприятие проблем общественной жизни, забота об её переустройстве и отыскание человеком человеческого лица оказывалась уже в раннем периоде творчества Гоголя, и лишь в сороковых годах мотивы эти усилились и набрали выразительную форму. В центре внимания Гоголя появился человек. От того, будет ли он верен Богу и себе, зависит его счастье и счастье мира, в котором человек живёт. С такими взглядами связано постепенное усиление морально-общественной тематики в произведениях писателя.


Основные проблемы философии экзистенциализма

Хотя исторические корни экзистенциализма достигают Давней Греции, как философское учение он зародился, начиная с эпохи Просвещения. Законченность этого направления философии зависела от морального отношения к определенному методу.

Впервые моральное обращение было рассмотрено в трудах Серена К’еркегора (1813–1855 гг.). Этот датский философ, в известной мере отвечая и Гегелю, решительно отбросил универсальные и объективные законы – и научные, и моральные, обосновывая это тем, что они препятствуют индивидууму признавать намного более глубокую реальность – реальность своих субъективных чувств. Отказ уделять внимание каким-то чувствам К’еркегор заклеймил как «невнимательность». Он написал ошеломляющие трактаты о страхе, вине и обеспокоенности, пытаясь объяснить, почему и как это может чувствоваться. К’еркегор стимулировал развитие индивидуальной субъективности, беспокоясь больше по поводу того, каким образом проявляется вера индивидуумов, чем по поводу того, в что они верят. Как всем известно, он рассматривал христианство как веру, что зависит, скорее всего, от «прыжка в веру», а не от рациональных представлений или формальных доказательств.

Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) был еще более радикальным в своем непризнании универсальных правил любого рода. Он считал, что такие взгляды можно свести к претензиям на власть со стороны тех, кто их пропагандирует. Ницше предлагал последовательно пересмотреть все философские концепции и с воодушевлением и несравненным пафосом обрисовывал индивидуума, лишенного определённости и вынужденного продумывать все заново. Он не смог признать ни одной из христианских конфессий, рассматривая христианство как рабское морализаторство и склоняясь вместо этого к натурализму по образцу Дарвинизма. Однако своей собственной позитивной теории он так некогда и не разработал.