Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 14 из 20)


Типы противоречий в развитии общества. Пути их разрешения

Общество – это социальная система, состоящая из подсистем, образованных деятельностью и общением людей. Основными подсистемами являются производственная, экономическая, социально-политическая, духовная сферы взаимодействия людей, т.е. сумма отношений между людьми. Общество – это объединение людей, в основе которого лежит трудовой процесс, направленный на создание необходимых условий для материального бытия и формирования духовного Ч. главная задача – производство и воспроизводство человеческой жизни. Базисными являются материальные отношения, т к они обладают большой устойчивостью. Каждому типу общественных отношений соответствует и тип общества. История – это и есть последовательная смена этих общественных типов. Общественно-экономической формации – это качественно определенная ступень развития общества, которая характеризуется способом производства – это основная сфера общественной жизни, сфера материально-производственной деятельности людей, которая определяет др. сферы жизни общества, его функционирование и развитие. Смена способа производства приводит к изменению всех других структурных элементов общества. С П является единством двух взаимосвязанных сторон (противоположностей): производственные отношения (это отношение людей в процессе производства.) и производительные силы (это совокупность факторов, необходимых для осуществления производственной деятельности и созданных обществом в тех или иных условиях). Основной источник развития общества – противоречия – это деятельность людей с их побудительными мотивами: потребности и интересы. Потребность – внутреннее противоречие между необходимостью существования системы и ограниченностью внутренних возможностей ее обеспечения. Интерес – причина действий, поступков Ч, обусловленная зависимостью жизнедеятельности Ч от социальных условий. В области общественных явлений выделяют антагонистические и неантагонистические противоречия. Антагонистические - противоречия между классами, интересы которых противоположны. Средство их разрешения - социальная революция – коренной переворот в жизни общества, означающий переход от одной ОЭФ к другой, т.е. это необходимый закономерный результат развития классовой борьбы, который разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями (закон соответствия – движущая сила исторического развития общества). Формы классовой борьбы: 1) экономическая – изменение характера движения продукта; 2) идеологическая – выражение своих классовых интересов и потребностей через теорию; 3) политическая – борьба за власть Неантагонистические - противоречия между социальными группами, главные интересы которых совпадают. Такие противоречия разрешаются постепенно, путем их выявления и определения наиболее правильных в данных условиях путей и способов их разрешения. Движущей силой выступает критика и самокритика. Они могут не доходить до конфликта и своевременно разрешаться в интересах всего общества. Выделяют, также, основные и не основные противоречия. Основное противоречие играет главную роль в развитии и воздействует на все другие противоречия

Сущность материалистического и идеалистического понимания общества

Идеалистическое понимание. В основе развития общества лежит духовное начало (решающую роль объединения людей в единое целое играют идеи, мифы, духовность). Проблемы: *идеи; *личность и общество, роль народных масс (возвеличивание личности); *история как субъективный произвол, т.е. каждый ученый выстраивал такую концепцию общества, которую хотел бы видеть. Платон: концепция утопического идеального общества, построенного на моральном принципе справедливости, управляемого мудрецами (философами). Кант: общество как условие самореализации человека. Идеальным состоянием общества является мир между отдельными лицами в естественном состоянии и между государствами. Однако реальность жизни не мир, а борьба, без которой невозможен никакой прогресс, никакое развитие. При этом не было теории общества и его объективного обоснования. В 18 веке Гегель разработал теорию общества и поставил проблему его объективного обоснования. История общества – результат действия отдельных людей, каждый из которых стремиться реализовать свои интересы и цели. Материалистическое понимание (теория ОЭФ, основания – материальное понимание природы: Маркс, Эйнштейн, Ньютон). Общество– это социально-экономическая формация, в основе которой лежат совокупность отношений между людьми. Это социальные отношения, охватывающие духовную сферу жизни людей, и экономические, охватывающие материальную (производственную) деятельность людей. Материально-производственные отношения преобладают по сравнению с социальными, т е определяют их. Т. обр. производственные отношения определяют тип общества. В основе общественно-экономической формации лежит способ производства - это сфера материально-производственной деятельности людей, которая определяет социальные, политический, духовные процесса жизни общества, его функционирование и развитие. Смена способа производства приводит к изменению всех других структурных элементов общества. С П является единством двух взаимосвязанных сторон (противоположностей): производственные отношения и производительные силы. Производственные отношения – это отношение людей в процессе производства. Формы П О: 1) собственности (государственная, частная, кооперативная); 2) отношения в сфере потребления и распределения; 3) отношения обусловленные общественным разделением труда (специализация); 4) отношения сотрудничества и соподчинения (управленческие). Сумма П О – базис. Производительные силы – это совокупность факторов, необходимых для осуществления производственной деятельности и созданных обществом в тех или иных условиях. Формы П О: 1) собственности (государственная, частная, кооперативная); 2) отношения в сфере потребления и распределения; 3) отношения обусловленные общественным разделением труда (специализация); 4) отношения сотрудничества и соподчинения (управленческие). На основе базиса формируется надстройка – представляет собой различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения. Движущей силой исторического развития общества является закон закона соответствия П О характеру и уровню развития П С. (формации первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

Объективные условия и субъективный фактор в развитии общества

Каждое новое поколение продолжает то, что сделано их предшественниками, следовательно, их деятельность задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли. Объективные условия – это условия, которые не зависят от людей и определяют направление и рамки их деятельности. К ним относятся 1) природные условия; природа – это естественная среда существования человека. В ходе развития общества человек использует вещество и энергию природы для получения необходимых ему материальных благ, для этого использует специальные средства и орудия труда; 2) структура общества – народонаселение – совокупность людей, проживающих на определенной территории, осуществляющая свою жизнедеятельность, и постоянно воспроизводящая себе подобных. От роста и плотности Н в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития; 3) общественные отношения – это отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические. Природные условия и рост народонаселения являются лишь предпосылками развития общества. Основополагающим фактором развития общества являются способ производства - сфера материально-производственной деятельности людей, которая определяет социальные, политический, духовные процессы жизни общества, его функционирование и развитие; смена способа производства приводит к изменению всех других структурных элементов общества. В основе способа производства лежат производственные отношения и производительные силы. Каждому типу производственных отношений соответствует свой тип общества, т е своя ОЭФ – качественная ступень развития общества, определяющаяся способом производства (первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная, капиталистическая, коммунистическая). По мере развития и смены Пр О изменяется и формация. Таким образом движущей силой исторического процесса развития общества является закон соответствия Пр О характеру Пр С. Субъективные факторы - целенаправленная деятельность народных масс, социальных групп, классов партий, отдельных личностей. Народные массы – это движущая сила истории: 1) главная сила производства и духовных ценностей, обеспечивая тем самым условия для существования общества; 2) являются решающей силой всех революционных преобразований, обеспечивая этим общественный прогресс– это количественное и качественное изменение в обществе; его движение от менее совершенного к более совершенному; 4) создатели языка, культуры, государства. Объект. условия всегда выступают как определяющие, но их действие проявляется только через действие субъект. факторов. Последние могут играть определяющую роль только тогда, когда для них подготовлены объект. условия.