Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 7 из 20)

Философия считает, что М, ДВЖ, ПР, ВР органически едины, что доказывается теорией относительности Эйнштейна. Вывод этой теории состоит в том, что: ПР и ВР не существуют без М и их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т е гравитацией. В этой теории нашел свое подтверждение диалектико-материалистический принцип единства ПР, ВР, движения М: изучая материю и ее формы существования мы тем самым изучаем ПР и ВР, и наоборот, изучая пространственно-временные параметры, мы неизбежно изучаем материю в ее движении. При этом каждый уровень движения материи (механический, физический, химический, биологический, социальный) обладает своей пространственно-временной структурой.

Способ и формы существования материи

Понятие материи возникло еще в др. Греции, где оно отождествлялось с тем из чего сделаны все вещи, (Фалес: Земля, Вода, Воздух, Огонь; Демокрит: атомистический материализм). Такое понятие продержалось до нач. 19 в., когда были сделаны открытия в естествознании (открытие электрона; поля; радиоактивность, клетка). Открытия показали, что понятие материи было метафизическим, т е выделялось и изучалось одно из состояний материи, и не рассматривалась материя в движении. Научное понимание материи состоит в том, что материя – это философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, которая отражается с помощью наших органов чувств и существует независимо от них. Такое понятие М характеризует ее как единую субстанцию со всеми ее свойствами, законами существования, движения и развития. Окружающий мир – это совокупность бесконечного числа предметов и объектов, которые находятся в непрерывной взаимосвязи и взаимодействии – находиться в движении – способ существовании материи. Существует бесконечное количество форм существования материи. Выделяются следующие основные формы: 1) механическая – движение различных предметов, т е их пространственное передвижение; 2) физическая – движение элементарных частиц и полей, тепловые процессы, изменение агрегатного состояния; 3) химическая – движение и превращение атомов и молекул, различные виды их взаимодействия, протекание химических реакций; 4) биологическая – совокупность жизненных процессов в организмах (обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства), экосистемах, а также взаимодействие всей биосферы с обществом; 5) социальная – все процессы протекающие в обществе. Общество – это одухотворенная материя, и носителем соц. формы движения является человек. Все формы движения материи тесно взаимосвязаны, при чем так, что каждая последующая форма содержит в себе в свернутом виде предыдущую. Высшие формы исторически возникают на основе низших форм и включают их в себя в преобразованном виде. Но высшие формы качественно отличны от низших и не сводимы к ним. Такое сведение в науке называется механизацией. Материя существует в двух формах: пространство – форма существования материи, которая характеризуется протяженностью, структурностью, взаиморасположением; время - форма существования материи, которая характеризуется длительностью, последовательностью, сменой событий. Пространство и время имеют общие и специфические свойства. Общие : их объективность (с точки зрения материализма); они неотделимы от материи, а следовательно универсальны и всеобщи; ПР обладает бесконечностью, а ВР вечностью. Специфические: ПР (трехмерность, обратимость, симметричность, изотропность); ВР (однонаправленность, необратимость, асимметричность). Материалисты считают, что ПР и ВР объективны, т е являются реальными, идеалисты отрицают зависимость ПР и ВР от материи и считают их абстрактными, существующими только в сознании.

Философские учения о единстве мира

Принцип единства мира состоит в том, что в не существовало, не существует и не будет существовать мире ничего, что не было бы движущейся материей или не было бы порождено ею. Этот принцип устанавливает связь различных форм материи и соответствующих им форм движения. Понятие материи возникло еще в др. Греции, где оно отождествлялось с тем из чего сделаны все вещи, т е для характеристики материального (объективного) мира (Фалес: Земля, Вода, Воздух, Огонь; Демокрит: атомистический материализм). Такое понятие продержалось до нач. 19 в., когда были сделаны открытия в естествознании (открытие электрона; поля: электрическое магнитное, гравитационное; радиоактивность, клетка). Открытия показали, что понятие материи было метафизическим, т е выделялось и изучалось одно из состояний материи, и не рассматривалась материя в движении. Научное понимание материи состоит в том, что материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от наших органов чувств. Такое понятие М характеризует ее как единую субстанцию со всеми ее свойствами, законами функционирования, движения и развития. Основные формы М. это 1) предметы неживой системы (атомы, молекулы, поля), 2) биологические системы (вся биосфера от микроорганизмов до самого человека), 3) социальные системы (человек, группы людей, общество). Окружающий мир – это совокупность бесконечного числа предметов и объектов, которые находятся в непрерывной взаимосвязи и взаимодействии – находиться в движении – способ существовании материи. Материя существует в двух формах: пространство – форма существования материи, которая характеризуется протяженностью, структурностью, взаиморасположением; время - форма существования материи, которая характеризуется длительностью, последовательностью, сменой событий. Учение о единстве мира доказывается такими научными открытиями: 1) создание Коперником гелиоцентрической системы; 2) астрономические открытия Галилея (во Вселенной кроме нашей Земли находятся различные материальные миры, Луна не обладает идеальной сферической формой); 3) законы механики и закон всемирного тяготения Ньютона (законы механики небесных и земных тел одни и те же); 4) теория относительности Эйнштейна (каждый уровень движения материи (механический, физический, химический, биологический, социальный) обладает своей пространственно-временной структурой); 5) открытие спектрального анализа химического состава тел; 6) периодический закон Менделеева (атомы химических элементов едины по своему составу и строению); 6) закон сохранения и превращения энергии, говорящий о неуничтожимости и несотворимости движения материи.

Проблема сознания в философии. Материализм и идеализм о сознании

Вопрос отношения сознания и материи является основным вопросом философии. В зависимости от его решения выделяют два направления философии:. материализм – в основе многообразия мира лежит материальное начало (материя первична); идеализм – …лежит духовное начало (объективный – первичным является сознание независимо от человека; субъективный – первичным является сознание субъекта, отдельного человека). 1) Идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную сущность. Идеализм отрицает связь М и С (Декарт – сознание – духовная субстанция, независящая от материи). Субъективный И абсолютизирует индивидуальное сознание личности. Изучение сознания ограничивается лишь описанием отдельных элементов и их связей, т.е. нет полной картины исследования сознания. Объективный И рассматривает сознание в развернутом виде в соответствии с Ф Гегеля: *С рассматривается как общественно-историческое явление; *С – это непрерывно развивающаяся целостная система; *С понимается как активный творческий процесс. 2) Материализм всегда утверждал зависимость С от материи, при этом главную роль принадлежит материи над сознанием. Материалисты считали, что С есть только у человека, а идеалисты утверждали, что С есть у животных и даже у неорганической материи. Научный материализм считает, что сознание не идеальное, а реальное явление. При этом материя не обладает свойством сознания, а обладает свойством отражения. Отражение – это воспроизведение одним материальным образованием особенности другого материального образования. Выделяют три формы отражения: 1) механическое (мех. + ф + фх движение материи); 2) биологическое отражение (*раздражимость - целесообразная реакция организма на воздействие окр. среды; *ощущение – в нем выражается отношение к воздействию среды; *психическое восприятие; *представление); 3) сознание – это высшая свойственная только человеку форма отражениям действительности, способ его отношения к миру и самому себе. С представляет собой единство психических процессов, которые участвуют в осмыслении окружающей действительности, и внутреннего мира человека. С человека – это самосознание, т е способность человека осознавать отличия своего "Я" от окружающего мира. С - это не углубление психики животного, а принципиально новое явление, которое появилось за счет перестройки самого организма, поэтому в основе появления С и языка лежит труд, который привел к необходимости выявлять свойства и качества предметов и использования их в своих целях, а также для передачи опыта последующим поколениям.