Смекни!
smekni.com

Основы философских знаний. Философские проблемы в медицине (стр. 8 из 11)

Следующие структурные уровни неживой природы проявляются уже на мегауровне. Огромные массы вещества во Вселенной под действием гравитации образуют тела такой плотности, что между атомами возникают столь малые расстояния, на которых «запускаются» ядерные реакции. Так образуется звёздный уровень организации материи. Гравитация объединяет в е6диные ансамбли звёзды и планеты, образуя звёздно – планетные системы. Гравитация же связывает в единые системы звёздно – планетные системы. Они называются галактики. Наконец, галактики образуют ещё более грандиозные образования – скопления и сверхскопления галактик, образующих так называемую крупномасштабную структуру Вселенной. Видимая часть Вселенной называется метагалактика. Это наибольший из известных уровней организации материи.

Живая материя на элементарном уровне представлена биологическими макромолекулами. Системно организованные они составляют единое целое живых клеток, которые могут выступать и как самостоятельные микроорганизмы. Совокупноть структурно и функционально дифференцированных клеток составляют ткани и органы, несуществующие в функциональной целостности живого организма.

Социальная форма движения материи также реализуется через определённую иерархию структурных уровней, на каждом из которых возникают качественно новые связи (в форме отношений) между элементами системы общества. Основой является индивид, сочетающий в себе единство биологического и социального.

37. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКО _ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Важнейшей характеристикой материальных систем является их способность к развитию – необратимым, закономерным, направленным изменениям. Понятие развития прошло долгий путь философского становления, основными трудностями которого было уяснение источника развития (часто он носил идеалистический характер) и отказ в развитии обществу и общественным процессам. Только в марксистской диалектике на материалистической основе было создано всеобъемлющее учение о развитии природных общественных и духовных явлений, которое является универсальным методом изучения реальности. Диалектический взгляд на действительность, заключающийся в понимании сложности, многообразия и противоречивости внутренней природы явлений действительности, явился огромным духовным открытием человечества, обобщившим опыт его восприятия и уяснения бытия. Диалектическое мышление – не врождённая способность и не результат заучивания определённых теоретических положений. Это достижение человеческой культуры, овладение которым требует от человека усилий и целенаправленной работы как и любое другое.

Диалектические связи бытия невозможно уяснить без понимания всеобщей связи явлений. Характер этих всеприсущих связей может быть различным. Однако философское сознание способно зафиксировать их в виде категорий диалектики. В свою очередь, взаимосвязи между категориями осмысливаются в виде законов диалектики. Таким образом, диалектика представляет собой систему категорий и законов.

38. КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ.

Характерной особенностью категорий диалектики является их парный характер. В этом проявляется противоречивость, полярность сторон целостных явлений и процессов. Категориальный анализ бытия позволяет отразить его сложный, противоречивый, взаимопереходный в сложном характер, ибо категории есть универсальные формы человеческого мышления, выработанные в процессе исторического освоения действительности.

Познание многообразия материи, её классификации требует усилий мышления и начинается с вычленения объекта, вскрытия его свойств и отношений. Этому служит категория качества – специфики данного предмета, его своеобразия, отличия от других предметов. В результате исследования свойств объекта выделяется категория количества – численного значения его свойств (количество – качество – парная категория).

Любой объект представляет собой единство количества и качества, или меру, то есть количественное определение качества. Например, тот или иной цвет спектра есть длина световой волны. Раскрывая качественную и количественную определённость вещей, мы устанавливаем их различие и тождество (парные категории).

Процесс познания имеет двухступенчатый характер. Внешние стороны объектов постигаются посредством ощущения и восприятия; внутренние - через отвлечённое мышление. Эти различные ступени познания выражаются через категории внешнего и внутреннего. Между ними существуют взаимосвязи, которые раскрываются в категориях формы и содержания. Категории формы и содержания в их единстве осмысливают через категорию причинности или отношения причины и следствия. Важной категорией является диалектическое противоречие – взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. О характере взаимосвязи между предметами и явлениями мы судим посредством категорий единичного, особенного и всеобщего. Диалектика единичного и общего была бы неполной без использования таких категорий как необходимость и случайность. Они характеризуют наличие и отсутствие устойчивой причинно – следственной взаимосвязи в явлениях и процессах.

39. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.

Источник саморазвития материального мира раскрывается в основном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей. Противоположности являются теми ассиметричными элементами любой системы, которые не тождественны друг другу, а, следовательно, и самой системе, взятой в качестве единого целого, вместе с тем обеспечивая её внутреннее единство и возможность выступать в различных взаимосвязях и соотношениях, сохраняя при этом неизменную основу.

Диалектика количественных и качественных изменений находит своё выражение в законе перехода количественных изменений в качественные.

Переход количественных изменений в качественные всегда происходит в виде скачка, когда линейный характер изменения величины параметра приводит к переходу системы в новое качественное состояние.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание означает переход системы в результате развития в свою противоположность. Из данного закона следует спиралевидность характера развития – повторение на качественно новом уровне формы неизменного содержания.

Таким образом, материалистическая диалектика даёт метод познания, адекватный законам объективного мира, которые находят разное конкретное выражение в науках, но имеют общедидактическую природу, определяя направление исследований при поисках закономерностей и установлениях взаимосвязи между явлениями. Например, развитие преломляется в принципе эволюционизма.

40. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.

Прежде всего в качестве носителя социальности и разума человек является продуктом развития материи. Проблема и сущность человеческого разума также не сводима ни к психологии, ни к нейрофизиологии. Важнейшая особенность человека – его двойственная природа, сочетающая в себе биологическое и социальное, но качественно не сводимая ни к одному из этих компонентов. Именно последняя особенность человека – самосущная целостность, для изучения которой ещё не создана наука, издавна была предметом философии. Можно предположить. Что мыслительная способность человека является своеобразной адаптивной стратегии во взаимодействии с окружающей человека реальностью. А значит должна иметь исторический характер своего развития и совершенствования. С другой стороны. Нельзя забывать, что человек является частью системы более высокого порядка – социума, развитие которого подчинено собственным законам. Во взаимодействии с природой и социумом и складывалась эволюция человека разумного. Этот процесс происхождения и становления человека в эволюции называется антропосоциогенез.

41. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ.

Практика, как специфически человеческий способ освоения действительности, укоренена в телесно – разумном бытие человека; никакого разума самого по себе не существует. Значит истоки мышления и познания мы должны искать в биологической эволюции и организации наших далёких предков.

В человеческом поведении слишком много естественного, биологически определённого, и разум (суть взлёты человеческой мысли) отнюдь не исчерпывают человеческого поведения. Поэтому, рассматривая антропосоциогенез необходимо обратить внимание на естественную, «биологическую» сторону становления человеческой самости и социальности, показать отсутствие непреодолимой пропасти между человеком и его предками.

Важнейшей особенностью социальности является сложная структура межчеловеческих отношений, закреплённая в особых формах, культуре и языке.

Вследствие системной организации материи любые изменения проявляются многообразно.Так. возросшая человеческая сексуальность (возрос уровень половых гормонов) сделала более стрессоустойчивой нервную систему и обусловила огромную работоспособность головного мозга, оказав влияние на развитие интеллекта. Так разрешилось второе противоречие в эволюции: между неравенством семейных ролей и единством их противоположностей. Сексуальность в бытие человека в мире преломилась в разнообразные стороны культуры, приобретя надсубъектное, социальное значение.

Становление социальности происходило не только «снизу», опосредуя биологические связи человека. Возникший вместе с объективацией духовного в языке социум стал развиваться по своим особым внутренним законам, которые задали человеку надбиологическое измерение. Выявилась безусловная ценность людей как носителей знания и опыта. Это обусловило особое отношение к старейшим членам рода – заботу о них.