Смекни!
smekni.com

Основы философских знаний. Философские проблемы в медицине (стр. 9 из 11)

Человек совершенного типа, относящийся к виду Homo sapiens, - существо с гибким интеллектом, хотя инее со столь массивной мускулатурой – сформировался около 50 тысяч лет назад. В эпоху палеолита – древнекаменного века. А около 20 тысяч лет назад в средиземноморском регионе началась дифференцировка древних людей на расы, окончательно завершив биологический этап в эволюции человека.

Современные исследования показали, что по восприятию культуры и умственным способностям представители разных рас не отличаются друг от друга. Другое дело , что биологическая составляющая человека постоянно преломляется в его социальности. Условия среды, в которых протекала история различных рас и народов, наложили свой отпечаток на особенности темперамента, психики, склонности людей, и это может проявляться в культурных их особенностях и в особенностях трудовой деятельности. Так, представители негроидной расы природно обладают более атлетическим сложением, лучшими скоростно – силовыми качествами, что находит естественное выражение в предпочтительности для них спортивной карьеры, но отнюдь не умаляет умственных способностей.

42.ДИАЛЕКТИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ.

В разное время разными философами природа человека рассматривалась в разных аспектах. В своих крайних выражениях их можно назвать биологизаторством и социологизаторством. Для первого характерно отрицание социальной и культурной специфики человека в онтологическом плане, перенесение на него законов живой природы. Социальные процессы здесь трактуются лишь как проявление борьбы за существование, конкуренция за ресурсы, доминирующее положение, самку.

Но развитие материи не отрицает предыдущих её уровней. Органически включая их в более совершенно организованные формы. Понимание места человека в мире и возможностей его развития невозможно без учёта биологической специфики человека. Эта специфика задаёт тот баланс социальных связей в человеке, который воспринимается как гармоничный и комфортный. Нельзя сводить биологическое в человеке только к проявлению «звериности» в её негативных формах в противовес «гуманизму» нравственности социального. Величие биологического начала в том, что оно позволяет стать человеку соизмеримым с миром. Человек не противопоставлен природе – он часть её. Величие духовного основано на величии природного начала в человеке.

Человек чувствует красоту и гармонию Вселенной, потому что он может её почувствовать. Пожалуй, онтологически справедливо воспринимать человека диалектически – биологически он плоть от плоти мира, но он одновременно и часть социума, бытие которого происходит по особым законам: социум – это и бытие разума и языка посредством культуры, и одновременно система, обладающая внутренней структурой и логикой развития, не сводимой к бытию отдельного человека. Но направляющей его бытие, ориентиры, ценности. В этой двойственности – источник двойственности человеческой природы. Подобное диалектическое рассмотрение в человеке социального и биологического позволяет по – новому взглянуть на них через призму единства.

Внутренняя логика бытия социума определяет специфику проявления человека в нём. Форма этого проявления называется деятельность. Поскольку внешняя реальность задана и структурирована в языке, человек неизбежно ориентирован на общественные нормы, ценности. Культуру в своём становлении и освоении мира, в познании именно как человек. Он способен утверждаться только в обществе и посредством выработанных обществом форм отражения и освоения действительности. Деятельность есть процесс социализации человека. Но деятельность – процесс не пассивный. Усвоение общественных достижений, поиск своего места среди них требует творческих усилий человека. В деятельностной включённости в социум человек проходит несколько стадий. Как носитель сознания, обладатель человеческих задатков, присущих ему от роду, но выступает в качестве индивида. И только реализуясь и самопроявляясь в деятельности, вступая в отношения с другими людьми, становится личностью. Творчески превращая индивидуальное в общественно значимое.

43. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ.

С давних времён в философии существовали две тенденции понимания сущности познания. Первая связана с рассмотрением познания как субъект – объектного взаимодействия, в результате которого формируется идеальный образ внешней действительности, особенности которой могут быть выражены в понятии. Вторая рассматривает познание как отражение идеальных сущностей (идей), которые являются смысловой основой материальной действительности и онтологичны по своей природе.

В рамках идеализма истина всегда абсолютна, ибо она существует в виде готовых идей. Материализм рассматривает познание, исходя из практического, опытного взаимодействия человека с действительностью, в рамках которого предметы раскрываются лишь с определённой стороны. Знание оьб их сущности и характере целостности, таким образом, будет уже результатом мыслительной активности человека, имеющей в своей основе данные опыта либо того, что им актуализировано в представлениях человека. В таком ракурсе истина предстаёт не как существующая вне человека данность, которая рано или поздно становится ему доступной, а как процесс всё более полного знания о свойствах внешнего мира, на разных этапах которого изменяются представления порой об одних и тех же вещах, расширяются границы понятий либо возникают новые, сообразно новому знанию. Многие вещи и свойства вещей становятся доступны познанию лишь на определённых этапах исторического, культурного и технологического развития человечества.

44. СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ.

Говоря о структуре человеческого познания, следует обратить внимания на ее многомерность, причины которой в системной включенности человеческого субъекта в различные формы бытия.

Прежде всего сам дуализм субъекта (как вещь он взаимодействует с другими материальными объектами и одновременно имеет дело с субъективным их отражением и преломлением через самость собственной природы ) порождает необходимость активности субъекта ( о ней мы не раз упоминали), а с ней существование двух уровней познания-чувственного и рационального. Чувственный опыт, многообразие ощущений, источником которых являются органы чувств, «соприкасающиеся» с объективным внешнем миром,- вот материал, с которым субъект имеет дело. Рациональное в структуре познания есть способ упорядочения ощущений в целостной образ действительности. Рациональное познание, как известно, оперирует понятиями, совокупная структура которых составляет язык. Следовательно, здесь познание перерастает индивидуальный уровень и выходит в сферу объективированного духовного, тем самым соприкасаясь с общественной и деятельностной сторонами бытия субъекта.

Когда мы говорим об активности познания, не следует представлять ее только как своеобразное «двигательное» соприкосновение субъекта с окружающим миром. Активность есть своеобразная онтология, бытие субъекта, отличное от бытия вещей, особенность которого – искать свое место среди них, свое отношения с ними. Эта активность проявляется в еще одном познания (которые есть одновременно и форма знаний, и его наличный результат) – в восприятии. Это целостный образ внешней реальности или отдельных ее компонентов, неразрывно связанной с субъективными особенностями познающего – параметрами психических процессов, ценностями, представлениями, знаниями. Эти субъективные особенности и обусловливают форму восприятия – то, как внешний мир предстает в голове субъекта, т.е. им осознается.

45. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

Одним из важных предметов философствования является жизнь людей в их взаимодействии и связях друг с другом. Это отнюдь не случайно. Понимание сущности человеческого бытия, смысла жизни форм самореализации человека и способов этого не возможно без понимания общества, которые является формой проявления людей, формой их взаимодействия ибо человек не сводим только к индивидуальному бытию. Важнейшее составляющее человек, без которых он перестает быть таковым (язык, деятельность, труд, культура) существует только в обществе. Индивидуальные и общественные их аспекты взаимопреломляются, образуя своеобразное диалектическое единство, не сводимое к бытию отдельных сторон. Таким образом, общество является определенным иерархическим уровнем, формой бытия материи среди других и, следовательно, подчиняется собственным закономерностям которые определяют специфическое структурированные общества, несводимое к бытию отдельных индивидов и как самостоятельное бытие оказывающие на них влияние.

Поэтому роль личностей в историческом процессе безусловна, но не однозначна ее нельзя рассматривать в качестве осознанной причины конкретных преобразований. Такие теории называются идеалистическими.

46. СТРУКТУРА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА.

У материалистического марксистского понимания общества есть важное преимущество. Оно позволяет объяснить многие формы духовной деятельности и отношений людей, таких как искусство, мораль, религия, ценности и др. Дело в том, что общественное бытие людей, актуализированное через экономические отношения (в технологиях, социальной реальности) фиксирует определенные формы реальности, которые отображаются в представлениях человека о них. Такой процесс называется общественное сознание (отсюда и формула «бытие определяет сознание»). Мысли индивида о способе поведения в реальности и возможных путях ее преобразования, таким образом, не первичны, а лишь отображают то, что происходит в общественном бытие. В общественном сознании отражаются не только совокупные знания и представление о мире, полученные с помощью выработанных обществом технологий и становящиеся достоянием опыта и переживаний индивида в его индивидуальном сознании. В общественном сознании преломляются формы бытия общества как целостной системы, определенные его самостью, и в этом качестве они рефлекссируются человеком и обществом в виде форм общественного сознания. К таковым относятся: политическая идеология, право сознания, мораль, религия, искусство, наука и философия.