Смекни!
smekni.com

Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей (стр. 1 из 25)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени К.Э. Циолковского

кафедра зарубежной истории

Дипломная работа

на тему:

Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей

Калуга


Содержание

Введение. 4

Понимание свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей.

Глава 1. Философско-методологическое понимание свободы.__________7

Глава 2. Понимание свободы с философской точки зрения.__________11

2.1. Свобода в русской философии._________________________________11

2.1.1. Проблемы свободы человеческой личности в творчестве Н. Бердяева.________________________________________________________11

2.1.2. Проблемы свободы в творчестве Н. Лосского. ___________________15

2.1. Свобода в современной западной философии. Идеалы Исайи Берлина.________________________________________________________17

Глава 3. Педагогическое понимание свободы. ______________________19

3.1.Развитие идеи свободного образования в западной педагогике.____20

3.1.1.У истоков идеи свободного образования._________________________20

3.1.2. Педагогика эпохи Возрождения.________________________________20

3.1.3. Идеи свободного воспитания в творчестве педагогов Нового времени._________________________________________________________21

Принципы воспитания в педагогической деятельности Яна Коменского__21

Педагогические идеи Джона Локка.________________________________ 22

Идеи Ж.Ж. Руссо.________________________________________________ 26

Песталоцци и его последователи.___________________________________30

3.1.4. Свободное воспитание в западной педагогике с конца ХIХ в. до настоящего времени. ______________________________________________33

Общая характеристика новых школ_________________________________33

Педагогические воззрения Джона Дьюи.______________________________35

Педагогическая деятельность М. Монтессори.________________________40

Рудольф Штейнер и вальдорфские школы.____________________________42

3.2. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.

3.2.1. Идеи свободного воспитания в XVIII - XIX вв.___________________46

Педагогическая деятельность И.И. Бецкого._________________________ 46

Проблемы свободного воспитания в первой половине XIX в._______________________________________________________________47

Идеи обновления образования в творчестве Н.И. Пирогова._____________48

Значение педагогической деятельности К.Д. Ушинского._______________49

3.2.2. Новый этап движения за свободное воспитание.__________________55

Педагогические идеи Л.Н. Толстого. ________________________________55

Свободное воспитание в представлениях К.Н. Вентцеля._______________58

Разнообразие условий свободы в педагогических воззрениях С.И. Гессена._________________________________________________________62

3.2.3.Педагогика свободного воспитания в России ХХ в.________________66

Шалва Амонашвили. ______________________________________________67

Симон Соловейчик._______________________________________________ 68

Основные проблемы свободного воспитания на современном этапе.__________________________________________________________ 70

Глава 4. Практическая часть. _____________________________________71

5.1. «Смысл свободы как общечеловеческой и национальной ценности»

методические рекомендации по изучению проблемы: _______________71

5.1.1. Лекция для студентов «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей». _______________________________________71

5.1.2. Практическое занятие. «Педагогика свободы»: тенденции и противоречия». __________________________________________________71

5.2. Педагогический инструментарий к проведению занятий по теме «Смысл свободы как общечеловеческой и национальной ценности»._73

5.2.2.Социологические опросники._________________________________ 73

5.2.3.Психологические опросники.___________________________________73

Заключение. ____ 75

Библиография. _____77

Приложение. _80

Приложение 1. Текст лекции._____________________________________80

Приложение 2. Методические материалы к семинару. _______________87

Приложение 3. Тексты социологических опросников.________________90

Приложение 4. Тексты психологических опросников. _______________91

Введение

Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. В истории философской мысли это понятие прошло длительную эволюцию - от «отрицательной» (свобода от) до «положительной» (свобода для) трактовки. Философия свободы была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм) в условиях современного цивилизованного общества. В современном обществе эта тема актуальна не только с точки зрения философии, но и педагогики.

Свободная школа — требование современности. Опыт, полученный в нашем столетии в условиях различных политических систем, остро ставит вопрос о роли школы и вос­питания в современном обществе. Школа, содержание и методы преподавания которой определяются государством, часто ставилась на службу тоталитарным режимам. Но и при демократии в государственных школах педагогическая ориентация зависит от господствующих политических направлений. Школа, нахо­дящаяся под влиянием политических или экономических инте­ресов, хотя и может направить развитие человека по опре­деленному руслу, но способна лишь в ограниченной степени учесть собственные условия и законы этого развития. Таким образом, школа, находящаяся под управлением государства, в исторических условиях нашего столетия стала весьма проблематичной структурой.

Это относится к государственным школам и в демократиче­ском государстве. И здесь царят деформирующие влияния, воз­никающие в результате слияния роли государственного служащего и воспитателя. Как можно воспитать молодежь в духе свободы и ответственности, если школа с помощью своей бюрократической структуры управляет учителями через различные инструкции и мелочно опекает их в их педагогической деятельности?

Создание независимых от государства, свободных школ чрез­вычайно актуально. Но преобразование школьной системы от срощенной с государством в свободную требует большего, чем просто отказ от государственного управления и его бюрократии. Оно требует создания педагогики, ориентированной на челове­ка. Свободная школа была бы лишь туловищем без головы, если бы она сохранила старое содержание и старые методы препода­вания, принятые в государственных школах, старые формы подготовки учителей.

В данной дипломной работе речь пойдет о проблеме свободы в философском, педагогическом и других смыслах. Для того чтобы лучше понять эту проблему и проанализировать ее, мы рассмотрим различные взгляды на проблему великих мыслителей и философов, сравним их точки зрения, попытаемся найти общее и различное. Мы рассмотрим взгляды на эту проблему таких мыслителей как Н. Бердяев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Ж-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, И. Берлин, и многих др.

Актуальность постановки проблемы. С учетом вышеизложенного я сделала выбор темы дипломной работы, проблема которой сформулирована следующим образом: сравнить понимание свободы в отечественном смысле с западным.

Данная тема очень актуальна и значима в наши дни, т.к. в мире происходит демократизация, реформирование общества. Данные процессы обращаются к теме свободы. Педагогические знания должны рассматривать эту тему наряду с гражданственностью, толерантностью, правами и обязанностями ребенка.

В данный момент в общей педагогике не уделяется внимания теме свободы. Современные учителя и педагоги должны понимать и различать национальный и западный смысл свободы, должны осознавать влияние нашего менталитета.

Т.к. свобода – ценность общечеловеческая, ей уделяли внимание как российские, так и западные мыслители. Национальное понимание свободы представляют Бердяев, Ушинский, Толстой, Вентцель, а со стороны западных Берлин, и другие.

В качестве практической части представлена лекция на тему «Смысл свободы как общечеловеческой и национальной ценности», которая может быть использована в курсе воспитания, а также философии и истории образования. В качестве практического задания можно проанализировать быт американской, английской, австралийской школы. Проанализировать понятие «liberty» через текст, представленный детям.

Данная тема вдвойне интересна для студентов факультета иностранных языков, т.к. у них есть возможность изучить эту тему с разных сторон, при помощи хорошего знания других культур, и использовании различной информации, затрагивающей другие страны и их обычаи.

Объект дипломной работы – свобода в различных смыслах и пониманиях.

Предмет исследования – динамика развития понятия свободы.

Цель исследования – сравнительный анализ западного и российского понятия свободы.

Задачи дипломной работы:

· проанализировать основные теории и труды, касающиеся проблемы свободы.

· выявить особенности данных теорий, их индивидуальность.

· сделать сравнительный анализ данных теорий, определить их сходства и различия.

· выявить ведущие тенденции развития данной проблемы и сделать вывод относительно российской культуры и менталитета.