Смекни!
smekni.com

Деятельность как философская категория (стр. 3 из 8)

Отправной точкой философствования Рене Декарта (1596 – 1650) становится общая им с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона, который ставил на первый план практическую основательность знания и акцентировал значение предметной истинности знания, Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Он считал, что основные разумные идеи заложены в душе Богом. Человек же усматривает эти идеи "внутренним" зрением (интуицией), при помощи определённых методов и правил логики человек выводит из этих идей все остальные знания. Опыт служит лишь для подтверждения и установления соответствия полученных знаний материальным объектам и их свойствам. "Следовательно, строго говоря, - только мыслящая вещь, то есть дух или душа, или разум, или ум… Я отнюдь не то соединение членов, которое называют мыслящим телом". Здесь мы видим, что Декарт понимает сознание и мышление как деятельность мыслящей субстанции, существующей самостоятельно и независимо.

Если Декарт признавал за материей независимость, равную мысли, то Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) полагал, что весь мир есть, в конечном счете, отражение Бога как верховной монады. Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Их мир строго иерархичен: они располагаются от низших к высшим и венчающей их все – Богу, которому принадлежит исчерпывающая полнота представления, ясное знание всего и, как следствие этого, максимум действия, активности. Монады различаются в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчётливой, то есть переходит в ранг осознанной. Поскольку всякая душа - монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного. Чувства же – это только исходная ступень познания. Готфрид Лейбниц считал реальную действительность всецело зависимой от сознания, которое он рассматривал результатом активной деятельности особого нематериального начала – духа.

Итак, прежде всего можно говорить о том, что в 17 веке деятельность рассматривается в её гносеологическом аспекте. Несмотря на то, что в центре внимания философов находится гносеология, процессы познания оказываются теснейшим образом связаны и с проблемами онтологии, и с проблемой деятельности человека. Познавательная деятельность человека проходит путь от чувственного восприятия мира через опыт в сознание. Философия начинает осознавать человека во всей его многомерности, здесь же появляются первые рассуждения о видах деятельности и, говоря словами Кагана, об их "морфологическом анализе". Исходя из утверждений философов 17 века, теоретически можно выделить следующие виды деятельности: познавательную деятельность (которая и находится в центре внимания), преобразовательную деятельность (учение Бэкона о преобразовании природы трудом человека), жизнедеятельность человека (философия движения Гоббса), духовную деятельность (Лейбниц, Декарт).

1.2 Понимание деятельности в философии 19 и 20 века

1.2.1 Характеристика деятельности в немецкой классической философии

Понятие "немецкая классическая философия", введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины 18 в. – первой половины 19 в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия.

Иммануил Кант (1724-1804) общепринято рассматривается как величайший из философов Нового времени. Мы, безусловно, не можем оставить без внимания важнейшие понятия "Критики чистого разума", к которым обращаются почти все философы, работающие над проблемами сознания в последующее время. Цель этой работы состоит в том, чтобы доказать, что хотя никакое наше знание не может выйти за пределы опыта, однако, тем не менее, оно частично априорно и не выводится индуктивно из опыта. Априорная часть вашего знания охватывает, согласно Канту, не только логику, но многое такое, что не может быть включено в логику или выведено из нее. Следует обратить внимание на существующее различие между аналитическими и синтетическими суждениями, на различие между априорными и эмпирическими суждениями. Все суждения, которые мы знаем только благодаря опыту, являются синтетическими, аналитическое суждение - это такое суждение, в котором предикат является частью субъекта. Эмпирическим называется суждение, которое мы не можем знать, кроме как с помощью чувственного восприятия, либо нашего собственного, либо чувственного восприятия тех, чье словесное свидетельство мы принимаем. Априорными суждениями, с другой стороны, являются такие, которые, хотя они и могут быть извлечены из опыта, когда они известны, имеют, по-видимому, другую основу, чем опыт. Все суждения чистой математики являются в этом смысле априорными. "Критическая" философия Канта, прежде всего в ее гносеологической ипостаси, названной им концепцией "трансцендентального идеализма", стала начальным этапом немецкой классической философии, заключая себе импульсы и для последующего ее развития.

Фихте придавал кардинальное значение тому осознаваемому факту, что мышление, являющееся субъективной деятельностью, может делать своими объектами также собственные акты. Необоснованно стирая грань между такого рода объектами и объекта и как внешними вещами, Фихте настаивает на том, что в свою очередь понять эту самотождественность "я" можно лишь как результат того, что оно само себя полагает, само себя созидает. Из этого положения выводится следующая, наиболее адекватная формулировка первого основоположения: "Я полагает Я". Фихте указывает, что самополагание "я" неотделимо от его самопознания, так что для "я" характерна двуединая деятельность: созидательная (именуемая "практической") и познавательная (именуемая "теоретической"). Вводя понятие практики в саму свою теоретическую философию, Фихте ставит важную гносеологическую проблему единства теории и практики процессе познания. Вместе с тем в фихтовской характеристике деятельности "я" по полаганию "не-я" имеется немало аналогий тому, как в трансцендентальной аналитике Канта трактовалась деятельность рассудка по созиданию "мира явлений". Так, Фихте объявляет названную деятельность "я" бессознательной, предлагая это как "объяснение" того, что без знания, выдвигаемого "наукоучением", мы "неизбежно должны предполагать, что получаем извне то, что производим сами, нашими собственными силами и согласно нашим собственным законам" (61. 1. 269). Здесь мы видим убеждение в том, что чувственно воспринимаемые вещи не порождены человеческим сознанием, а существуют вне и независимо от него. Фихте начал развивать идею о том, что субъект определяет себя лишь через деятельность объективации, через создание такого предмета, который внешне противостоит субъекту и вместе с тем является единственно возможным способом конституирования самого субъекта. Созидание не-Я – это, по мнению Фихте, не просто опредмечивание Я, а превращение его из неопределённого в определённое, фактическое появление Я. Лишь через объективацию Я можно рефлексивно отнестись к себе – это необходимое условие его существования.

Идеи Фихте были развиты в учении Гегелем в его учении об Абсолютном Субъекте, который существует лишь постольку, поскольку самоопределяется в процессе саморазвития, что предполагает созидание предметного мира человеческой культуры через труд, язык и другие формы деятельности. Именно такого рода деятельность необходима для рефлексии Абсолютного Субъекта, его становления. Вместе с тем это является и необходимым условием конституирования самосознания каждого индивида, превращения его в субъект.

1.2.2 Понимание К.Марксом категорий деятельности в контексте развития философской мысли немецкой классической философии

Карл Маркс предложил один из вариантов деятельностного подхода в философии, который в нашей стране определённое время считался единственно верным. Понимание Марксом категорий деятельности и практики можно уяснить только в контексте развития философской мысли немецкой философии начала 20 столетия, наследником которой он является. Маркс в своём учении идёт дальше предшественников: он подчёркивает, что в созданном им предметном мире человек не просто ставит перед собой своеобразное зеркало, в котором он отражается, а впервые себя созидает. Маркс пишет о том, что практика должна быть понята как "…совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности, или самоизменения…" Деятельность, практика предполагает также вступление индивида в общение с другими, предусматривает совместную деятельность, использование предметов, созданными другими индивидами. Процесс объективной детерминации деятельности включает в себя детерминацию природными законами, законами материального производства и другими формами практической деятельности, развивающимися на его основе; системой общественных отношений и характером связей между людьми в процессе деятельности; способом соединения их с условиями деятельности, субъективными процессами отражения, познания.