Смекни!
smekni.com

Деятельность как философская категория (стр. 6 из 8)

Для того чтобы в полной мере выявить характеристику данной категории, необходимо соотнести её с другими. Основным, центральным вопросом философии принято считать вопрос об отношении бытия и сознания. Началом открытия человеком бытия, реального существования мира является его чувственность, которая лежит в основе взаимодействия человека и окружающего мира. Контакт двух реальностей лежит через чувства человека, которые представляют его психическую деятельность, уже на этом этапе преобразующую и внутренний мир человека, и окружающий мир. "Общение с другими сущими, взаимодействие с ними осуществляется посредством деятельности человека и его сознания, в регуляции этих действий посредством сознания". Деятельность понимается как всесторонний процесс преобразования человеком окружающей социальной, природной реальности, самого себя в том числе. Вместе с тем это и взаимная деятельность двух субъектов, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых изменяется в результате общения. Деятельность выступает как сила, воспроизводящая и изменяющая систему объективных и субъективных условий: общественных отношений, социальных институтов, а вместе с этим и систему, соответствующих им представлений, весь образ мыслей и жизни людей, самосознание человека.

В самом широком философском смысле деятельность означает разносторонний процесс создания субъектом условий для своего и общественного существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями и задачами. Причастность человека к миру осуществляется и через познание, и через действие человека как овладение природой, поэтому деятельность выступает как специальная основная форма соотношения субъекта и объекта, их диалектики. Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись к Вселенной, к миру, к бытию. Природа – не только объект созерцания, не только продукт истории человечества, но и не только материал или полуфабрикат производственной деятельности людей. Человек – конечное существо – включается в мир, в его бесконечное бытие в качестве бытия, преобразующего реальность, и в качестве существа, переходящего в форму идеального существования. Деятельность выступает как проблема изменения, преобразования бытия сознательно действующим существом. Можно сказать, идеальное бесконечное бытие включается в конечное – человека, а реально конечное включается в бесконечное. И одно и другое существуют в движении, в становлении, другими словами, в деятельности. "Конечное человеческое бытие выступает как "очаг", из которого исходят "взрывные реакции", распространяющиеся на всё бытие. Только из соотношения человека к бытию может быть понята и вся диалектика человеческой жизни – её конечность и вместе с тем бесконечность". Этот выход за пределы самого себя не отрицание сущности человека, а её становление и, в тоже время, реализация. Структура человеческого бытия, таким образом, выявляется во всей её сложности, в её динамике. Моя деятельность отрицает меня самого в каком-то аспекте, а в каком-то меня преобразует, выявляет и реализует, также, как и преобразует, выявляет и реализует бытие.

Человек создаёт свою природу обитания, строит формы общения и социальной организации, создаёт культуру, развивает свои внутренние способности, стремится к духовному восхождению. Опыт этого созидания и составляет содержание деятельности, характерной для человека. Во взаимосвязи индивидуальных действий и совместной коллективной деятельности по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключается принципиальное основание для характеристики человека как общественного существа.

Итак, человек как субъект введён в состав бытия, и, соответственно, он выступает как реальное, материальное, практическое существо. "Действие, труд, творящий, производящий человек должны быть включены в онтологию, онтологию человеческого бытия – как необходимое и существенное звено. Человек выступает при этом как существо, реализующее свою сущность в порождаемых им объектах и через них само её осознающее".

Схема, предложенная Каганом, с нашей точки зрения, наиболее полно раскрывает место категории деятельности в сопоставлении с другими категориями.

Человеческую деятельность большинство философов рассматривают как активность субъекта, направленная на объекты или на другие субъекты, сам же человек чаще всего рассматривается как субъект деятельности. Исходным моментом в их теоретическом анализе являются субъект – объектные отношения, в связи с тем, что "не существует субъекта без объекта и объекта без субъекта". Основанием выделения указанных форм деятельности служат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом. (М.С.Каган, М.С. Кветной.)

Можно выделить три основных элемента деятельности: субъект (сам человек, социальная группа, общество), объект (природный предмет, социальный институт, сам человек), непосредственно активность как способ овладения субъекта объектом или установление коммуникативного взаимодействия с другими объектами. Отношение же субъекта к объективной реальности – это не только идеальное познавательное отношение, но и практическое действие: "отношение сущего к сущему". Важным является то, что в составе бытия человек как сущее, осознающее всё сущее и изменяющее его, не выносится за пределы бытия, он сам – сущее, включённое в состав сущего. Онтологическая характеристика, относящаяся к бытию вообще, тем самым распространяется и на жизнь человека и, соответственно, на его деятельность. Таким образом, признание существования как материального существования не только внешнего мира, но и самого человека означает одновременно необходимость раскрытия его внутренних предпосылок в субъекте как материальном существе, в человеке как субъекте действия.

Человеческая деятельность, при рассмотрении её в развитии, предстаёт перед нами как двухуровневая биосоциальная система, превращающаяся благодаря изменениям и в филогенезе и онтогенезе из жизнедеятельности живых существ в социокультурную деятельность человека как общественного существа. Деятельность человека возникает, меняется и совершенствуется вместе с духовным развитием человека, с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она постоянно изменяет. Таким образом, мы видим, что первейшей функцией деятельности является обеспечение сохранения и непрерывного роста развития и человека во всей его целостности, и общества.

Деятельность имеет различные формы и виды. Способ производства людьми своей материальной жизни, являясь основой деятельности, обладает спецификой, подчиняется своим особым законам и осуществляется при различном соотношении стихийного и сознательного в общественных субъектах. В зависимости от целей, которые преследует субъект, выделяют преобразовательную и познавательную деятельности; в зависимости от используемых средств, "орудий деятельности", – материально-практическую, практически-духовную, отражённо-духовную; в зависимости от опредмечивания – производительную и потребительскую, а также творческую (продуктивную) и механическую (репродуктивную).


2.2Виды деятельности

"Поскольку человеческая деятельность вбирает в себя и включает в снятом виде биологическую жизнедеятельность, унаследованную человеком от его животных предков, нас не может не интересовать внутреннее строение этой последней".

Если исходить из предположения об изоморфизме человеческой деятельности и биологической жизнедеятельности, то можно говорить о том, что развёртывание биологической жизнедеятельности происходит в тех же четырёх направлениях, что и человеческая деятельность. В рамках нашего исследования мы не имеем возможности останавливаться на этом вопросе подробно. Наиболее полно этот вид деятельности рассмотрен в работах М.С.Кагана "Человеческая деятельность", Н.А.Тиха "Предыстория общества", Н.Ю.Войниса "Предыстория интеллекта".

Системный анализ деятельности предполагает выделение критерия, который позволял бы рассматривать выделяемые виды деятельности как необходимые и достаточные подсистемы целостной системы деятельности. Этот критерий, как уже говорилось выше, лежит в сфере субъектно-объектных отношений. Какие же ситуации возможны в этой сфере? Две первоначальные возможности, которые тут существуют, выражаются в том, что активность субъекта, направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, трансформации, либо сохраняет объект в целости и неприкосновенности. Во втором случае обнаруживаются снова два возможных направления реализации активности субъект: она может вернуться к нему в виде информации о качествах объекта, объект объективных связях, отношениях, законах реального мира, и может выразиться в придании объекту ценности, вернуться в виде информации о значении этого объекта для субъекта. Теоретически возможными, таким образом, оказываются три вида деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентционная деятельность, как особый вид деятельности можно выделить общение.