Смекни!
smekni.com

Деятельность как философская категория (стр. 7 из 8)

2.2.1 Преобразовательная деятельность

Этот вид деятельности может преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторые философы, не только "переделку" природы под себя, но и "Жизнепоток природы – это движение для человека гармоник всего сущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать". При преобразовании общества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом на самого себя, на его "Я", с целью физического или духовного совершенствования. "Саморазвитие человека связано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности". Один и тот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект.

Основными типами преобразовательной деятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность , имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества, взятого в целом.

Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь в воображении (словами К.Маркса, "практически-духовная").

Преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказывается разным.

Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможности своего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления.

Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой.

2.2.2 Познавательная деятельность

Выделение основных форм познавательной деятельности и типов знания всегда находились в центре внимания философских исследований. В рамках нашей работы мы не можем подробно останавливаться на этой проблеме, поэтому ограничимся лишь общими замечаниями.

"Если деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть". Познавательной можно назвать такую деятельность, в которой активность субъекта, направленная на объект, не изменяет его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. "Познавательный образ является активным отражением окружающего мира в сознании человека". Любой объект познания выступает в качестве системы определённой сложности, поэтому познание предполагает отражение его целостности, структуры.

Познавательная деятельность имеет своими объектами (как и преобразовательная деятельность) природу, общество, человека и саму познающую личность. Познание выступает на трёх уровнях: перцептивное познание (чувственно данное), повседневное познание (здравый смысл) и научное познание. Чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности, они выражают исходный контакт человека с реальностью. "Познавательная гипотеза… превращает "сырые" чувственные данные в материал, из которого строится образ действия". Практическое познание неотрывно от практической деятельности и сохраняет свои результаты в обыденном сознании людей в виде их жизненной мудрости или практического опыта. Научное познание в историческом процессе отделяется от практики, оно стало самостоятельной и профессиональной конкретной формой деятельности. Научное познание имеет и свои гносеологические уровни: уровни эмпирического и теоретического знания. Ни один из этих объектов не образует самодостаточную, независимую от других сферу знания. Это относится и к самому простому виду познания - чувственному восприятию

Что касается типологии познавательной деятельности, связанной с тем, кто осуществляет функцию её субъекта, то очевидно наличие индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, не только в форме самопознания, но и в различных областях науки. На исходном этапе развития познания, когда оно выступало в роли мифов (как плодов совокупной познавательной деятельности многих поколений), субъектом познавательной деятельности являлось общество в целом.

Познавательная деятельность имеет свои разновидности. В сфере познания мы встречаемся с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых даёт новые знания, другая же потребляет их, т.е. усваивает новые знания; потребление и производство имеют здесь, безусловно, духовный характер. Различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие между исследовательской, приводящей к открытию новых законов бытия, и деятельностью, которая "тиражирует", репродуцирует научные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия. Безусловно, данная классификация имеет условный характер, так как "присвоение" знаний может быть также и продуктивным.

2.2.3 Ценностно-ориентационная деятельность

Третьим возможным типом отношений субъекта и объекта является оценивающая или ценностно-ориентационная деятельность. Так же, как и познание, она имеет духовный характер, но "…представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта". Своеобразие её состоит в том, что она устанавливает отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, даёт не только объективную, а объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях. Субъект осознаёт не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но их значимость для себя, для общества. Ещё С.Л.Рубинштейн указал на двусторонность человеческого сознания, которое, с одной стороны, представляет собой "…познавательный снаряд, включенный в бытие и обращённый на него…", с другой стороны, "…оно не только отображение, рефлексия бытия, по и практическое отношение к нему данного индивида. Сознание человека включает, поэтому, не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.".

Ценностно-ориентационная деятельность, как и познавательная, разворачивается на двух уровнях: на уровне обыденного сознания, где она тесно переплетена с практическим познанием, и на уровне специализированной теоретической деятельности, где она выступает в роли идеологии или оценки. Несмотря на то, что ценностно-ориентационная деятельность отличается от познавательной, они схожи в структурном отношении. Ценностное сознание располагает широким спектром форм: начиная с эмпирической оценки единичных объектов и заканчивая теоретически-обощёнными оценочными суждениями в виде абстрактных нравственных кодексов, норм, заповедей.

Объектами оценки могут быть природа, человек, общество, "Я" оценивающего субъекта. Эстетические, религиозные ценности связаны, чаще всего, с первым случаем, политические и правовые – со вторым, нравственные чаще связываются с третьим и четвёртым случаем.

Ценностно-ориентационная деятельность выступает в форме производства, в форме потребления (усвоения). Здесь, также как и в вышеперечисленных видах деятельности, нельзя забывать о творчестве: создании новых ценностей и систем ценностей.