Смекни!
smekni.com

Пути гармонизации отношений человека и природы (стр. 4 из 5)

Понятие о рациональной организации общества, которое использует Н.Н. Моисеев, не относится к числу традиционных характеристик общественного устройства. Оно не имеет также никакого отношения к каким-либо футурологическим аспектам — подобно представлению о социалистическом обществе или реальном гуманизме Маркса. Точно также понятие рационального общества никак не связано с какой-либо формацией. Оно отражает взаимоотношение Природы и Общества, его способность гармонически развиваться вместе с Природой в данных конкретных условиях — географических, исторических, при данном уровне производительных сил и особенностях технологического основания цивилизации. Т.е. представление о рациональной организации общества — элемент общей эволюционной парадигмы. На каком-то этапе своего развития общество может обладать рациональной организацией, а затем терять это свойство.

Все великие цивилизации прошлого, несмотря на их достижения в культуре, влияние на последующую историю, не сумели, во всяком случае, в течение более или менее продолжительного времени, создать рациональную организацию, поскольку они, или подвели свои страны к экологическим кризисам, или даже просто обостряли противоречия с Природой, т.е. своей деятельностью снижали "потенциал развития"[10] — уменьшали плодородие почвы, снижали разнообразие живого мира и т.д. И в конечном итоге сходили с авансцены истории.

Используемая позиция не позволяет, также считать организацию современных цивилизованных государств рациональной, поскольку именно они резко нарушают гармонию в развитии Природы и Общества и ускоряют надвигающийся глобальный экологический кризис.

Таким образом, мерой рациональности общественной организации является степень согласованности "стратегии общества" и "стратегии Природы". Эта согласованность не гарантирует, но обеспечивает потенциальную возможность стабильного существования общества, его умения предотвращать опасные для будущего кризисные ситуации. Поскольку человек живет в мире, который все время изменяется (и не без его участия), то представление о конкретных особенностях рациональности также меняется со временем. Поэтому важно рассмотреть те черты организации общества, которые ему необходимы в современных условиях экологического императива.

Рациональное общество рубежа наступающего тысячелетия — это общество, идущее в эпоху ноосферы, т.е. к состоянию, которое необходимо человечеству, чтобы избежать деградации и сохранить возможность для дальнейшего развития. Это желаемое общество ближайших десятилетий. Пока не определены детали его структуры, тем более что в разных регионах мира они могут весьма сильно отличаться друг от друга. Но, по мнению Н.Н. Моисеева, с которым автор реферата полностью согласен, современное рациональное общество в любом регионе планеты должно обладать рядом следующих общих свойств.[11]

1. Самым важным свойством рационально организованного общества станет его способность обеспечить раскрытие потенциала отдельной личности — ее таланта, ее интеллектуальных возможностей, ее воли. Это является острой потребностью. Человечеству уже в ближайшие годы предстоит пройти через множество испытаний, которые потребуют создания новых технологий, выработки нового взаимоотношения с природой, новой социальной организации. И все это будут изобретения, открытия и в области техники, и науки, и в социальной сфере. Для успеха общество будет вынужденно стремиться стать предельно раскованным, предельно открытым, не стесненным системой догм, открытым к любым новым идеям.

2. Общество должно быть способным обеспечить высокий уровень социальной защищенности. Это требование необходимо для того, чтобы могло быть реализовано первое, т.к. раскрытие творческого, созидательного потенциала нации требует определенной социальной стабильности и специального общественного компромисса.

Уже во времена Платона, т.е. более 2500 лет тому назад, люди понимали, что свобода и равенство — понятия противоречивые: свобода, в силу различия людей, неизбежно порождает неравенство, каковы бы ни были общественные институты. А любое неравенство — национальное, правовое и, особенно, имущественное несет в общество социальную напряженность и неустойчивость. В разных условиях, в разные времена общества находили, и будут находить свою меру компромисса между свободой и равенством, соответствующих конкретным жизненным реалиям.

3. Общество должно быть способным выполнять условия экологического императива. Это значит, что развитие производительных сил, в первую очередь, не должно нарушать "запретной черты".

Первые две характеристики рационального общества необходимы для того, чтобы обеспечить выполнение третьего. Однако их для этого недостаточно. Здесь возникает еще одна труднейшая проблема человеческой цивилизации, необходимость еще одного компромисса — рационального сочетания свободы рыночного механизма и направляющего воздействия общества.

Необходимо отметить, что по мере развития производительных сил, направляющая роль общества в его производственной деятельности непрерывно растет. Возникновение экологических ограничений общепланетарного масштаба ставит на повестку дня формирование общепланетарного гражданского общества, способного утвердить общепланетарные запреты. Однажды должна возникнуть рациональная организация общества общепланетарного масштаба. Это потребность человечества. Однако ее утверждение потребует решения проблем беспрецедентной трудности.

Спектр взаимоотношений личность — общество, а следовательно и форм цивилизации, чрезвычайно широк. Это еще одна из особенностей того разнообразия организационных форм бытия биологического вида человека, которое придает ему такую пластичность и способность находить выходы из "безвыходных" ситуаций. Можно полагать, что консервативность этой составляющей общественного сознания, которая выработалась длительным путем эволюции, очень важна для стабильности существования человека на Земле.

В разные периоды истории, при изменении условий обитания, при изменении структуры производительных сил, эти особенности взаимоотношения личности и общества могут играть весьма различную роль. В одних случаях они могут препятствовать развитию производительных сил, в других — содействовать. Единых стандартов тут нет. Отсюда и неравномерность развития этносов и отдельных регионов земного шара. Вытеснение одних этносов и цивилизаций другими, полное исчезновение одних и рождение новых — все то же проявление "мирового Рынка", обеспечивающих стабильность той системы, которую называют человечеством.[12]

Таким образом, эта цивилизационная мозаичность (по выражению Н.Н. Моисеева), этот кажущийся хаос — один из залогов процветания рода человеческого.

Отметим, что при всей консервативности системы взаимоотношений "Личность — Общество" изменения в ней происходят и, более того, в них просматриваются позитивные тенденции. И особенно важная сегодня — возрастающая роль личностного начала в жизни и судьбах общества. Весь процесс развития разума, его места в процессе антропогенеза и можно рассматривать как непрерывное возрастание роли интеллектуальной основы в действиях людей, а следовательно, и в судьбах человечества. Но особое значение индивидуального начала, как массового явления, как явления истории стало приобретать по мере развития науки и непрерывного, все ускоряющегося развития техники и технологии, деформирующих структуру Рынка, внося в его деятельность рациональное начало. В настоящее время на передовые позиции во всем мире выдвигаются те народы, те общества, социальная и правовая структура которых в наибольшей степени содействует раскрытию потенциально присущих человеку творческих способностей. Эти структуры могут возникать и в техногенных обществах европейского типа и в таких традиционных обществах, какими являются государства тихоокеанского региона.

Важно подчеркнуть, что в современных условиях раскрытие творческого потенциала личности становится жизненно важным для всей популяции homosapiens. Если экологический кризис и вызван развитием производительных сил, науки и техники, то выход из него тоже немыслим без дальнейшего развития этих составляющих цивилизации. Но этого одного, несомненно, недостаточно. Человечеству предстоит перешагнуть в эру совершенно новых технологий, совсем на новых принципах организовать многочисленные правила планетарного общежития. Все это потребует предельного напряжения творческого гения человечества, бесчисленных изобретений и открытий. И не только в сфере науки, техники, технологии. Самое главное, по мнению Н.Н. Моисеева — в организационной сфере и в области социальных отношений.[13] А для этого и необходимо максимально раскрепостить личность, ее творческий потенциал.

Творчество во все времена носило и продолжает носить совершенно индивидуальный, может быть, даже интимный характер. Но, ему нужна пища, нужно общение, нужна кооперация, нужен именно тот коллективный интеллект, составляющей которого и является каждая личность. Все современные приемы интенсификации творческого начала, мозговые штурмы в частности, всего лишь средства помочь общению и трансляции знаний и понимания, всего лишь элемент формирующегося коллективного интеллекта. Но настоящее новое рождается у человека только наедине с самим собою, как результат глубокого проникновения в суть вещей. Поэтому развитие личности, ее роли в жизни общества и кооперативность не антиподы, а разные стороны одного и того же процесса интеллектуализации общества.