Смекни!
smekni.com

Пути гармонизации отношений человека и природы (стр. 5 из 5)

Из сказанного вытекает представление о некоторых особенностях планетарного сообщества, которое можно было бы назвать рационально организованным, такого общества, в котором удалось бы, в частности, обеспечить рациональное сочетание "иррациональности человека" с целенаправленной деятельностью людей, стремящихся сохранить общество, как составляющую часть развивающейся биосферы.

Общество в обозримом будущем неизбежно сохранит свою мозаичную структуру и всю палитру национальных культур, вероисповеданий и политических воззрений. Как бы ни были сильны тенденции к экономической интеграции, мир, по крайней мере, в ближайшие десятилетия, останется разобщенным, хотя в нем и появятся объединения типа Западноевропейского и полным разнообразных противоречий непредсказуемой остроты. Но это будет мир "нового индивидуализма" — так Н.Н. Моисеев называл то общество, которое будет стремиться к тому, чтобы личность могла проявить в максимальной степени свои творческие способности. Это последовательный путь развития, отвечающий общественной необходимости.

Отметим, что неизбежно должна проявиться и другая, противоположно направленная тенденция, требующая обеспечения стабильности мира, его развития, реализации экологического императива. Эта тенденция будет проявляться в определенной ограниченности свободы личности, в появлении некоторых новых нравственных начал. Но это будут ограничения, связанные со стремлением (и необходимостью) обеспечить реализацию общечеловеческих ценностей. И в структуре воспитания и просветительства должны возникнуть, несмотря на их национальный характер и различия, некоторые общие черты.

Создание на планете рационального общества — условие необходимое для утверждения эпохи ноосферы. Такое общество — не утопия, т.к. без этого благополучное будущее человечества проблематично.

Заключение

Человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на "человечность".

В настоящее время перед человеком остро встал выбор между поиском путей гармонизации своих отношений с природой или неминуемой гибелью.

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен гармонизировать свои отношения с природой. Но, нам представляется, что в современных условиях развитого потребительского общества этого добиться очень сложно или не возможно без разработки стратегии развития человеческого общества и пересмотра морально-нравственных ценностей человечества.

Распространение идеологии потребительства наносит огромный ущерб духовному развитию личности. Оно способствует некритическому отношению к окружающей действительности. В результате широкого распространения идеологии потребительства в сознании человека укрепляется опасное заблуждение, что целью и смыслом его жизнедеятельности является производство вещей и их потребление. И это, бесспорно, наносит огромный урон духовному миру личности, ограничивает возможности ее всестороннего развития.

Состояние среды существования человека характеризуется параметрами состояния атмосферы, воды, земли, растительного и животного мира, запасами в недрах. Существование человечества пока невозможно без изменения состояния среды, поэтому при реализации своей деятельности человек постоянно должен оценивать масштаб совершаемых изменений, их целесообразность, достигаемое улучшение культурного, научно-технического и демографического потенциалов, а также бытового обеспечения. В частности моя научная работа: "Динамика численности звездчатого пилильщика-ткача и меры борьбы с ним в Тверской области", и призвана, в какой-то мере, оценить масштабы конкретной деятельности человека и последствия воздействия на природу, а также по возможности наметить пути снижения отрицательных последствий воздействия человека на природу.

На наш взгляд, чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.

Итак, конец XX века подвел человечество к рубежам: за ними начинается новый этап его истории, — оно превращается в единый организм, в котором, несмотря на всё (притом растущее) многоцветие культур, возникают некоторые общие стандарты поведения, государственного устройства и т.д., без которых трудно организовать необходимое взаимодействие внутри возникающей общепланетарной общности.

Особую роль в этом процессе унификации играет необходимость некоторых общих стандартов во взаимоотношениях с Природой, т.е. существование экологического императива. Все говорит о возможном или желаемом состоянии общества, которое будет способно обеспечить дальнейшее развитие цивилизации в данных конкретных природных условиях, при данном уровне развития науки, техники и производительных сил. В этом состоянии общество должно не разрушать биосферу, не содействовать ее деградации, а наоборот, поддерживать и развивать ее многообразие и ее способность к адаптации.

Такое общество академик Н.Н. Моисеев назвал рационально организованным. Это еще не общество эпохи ноосферы. Однако возможное общество будущего не может не стать рациональным. Рациональная организация общества — необходимое условие дальнейшего существования самого вида homosapiens.

Рациональное общество рубежа наступающего тысячелетия — это общество, идущее в эпоху ноосферы, т.е. к состоянию, которое необходимо человечеству, чтобы избежать деградации и сохранить возможность для дальнейшего развития. Это желаемое общество ближайших десятилетий. Пока не определены детали его структуры, тем более что в разных регионах мира они могут весьма сильно отличаться друг от друга. Но современное рациональное общество в любом регионе планеты должно обладать рядом общих свойств.

Самым важным свойством рационально организованного общества станет его способность обеспечить раскрытие потенциала отдельной личности — ее таланта, ее интеллектуальных возможностей, ее воли. Это является острой потребностью. Для успеха общество будет вынужденно стремиться стать предельно раскованным, предельно открытым, не стесненным системой догм, открытым к любым новым идеям.

Общество должно быть способным обеспечить высокий уровень социальной защищенности. В разных условиях, в разные времена общества находили, и будут находить свою меру компромисса между свободой и равенством, соответствующих конкретным жизненным реалиям.

Общество должно быть способным выполнять условия экологического императива, т.е. развитие производительных сил, в первую очередь, не должно нарушать "запретной черты".

Список источников и литературы

1. Бережной Н.М. К проблеме комплексного изучения человека. // Философские науки. – 1991. - № 1.

2. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы («Материалы круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 3 – 28.

3. Введение в биоэтику. – М.: Прогресс-Традиция, 1998.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.

5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990.

6. Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2002.

7. Катасонов В.Ю. Международное природоохранное сотрудничество в системе мирового хозяйства. – М.: Мнэпу, 1993.

8. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М.: Наука, 1994.

9. Краткая философская энциклопедия. – М.: Республика, 1991.

10. Мир философии. – М.: Прогресс, 1991. Ч. 2. С. 497 – 585.

11. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: ИздАТ, 1993.

12. Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. Трудности и перспективы. – М.: МНЭПУ, 1992.

13. Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества. // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 3 – 10.

14. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990.

15. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. – М.: Наука, 1988.

16. Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 1998.

17. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества концептуальная экология. – М.: Россия Молодая, 1995.

18. Современная западноевропейская философия. – М.: Норма, 1994.

19. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

20. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М.: Норма, 1995.

21. Философский словарь. – М.: Наука, 1990.

22. Философский энциклопедический словарь. – М.: Норма, 1983.

23. Хесле В. Философия и экология. – М.: Ками, 1994.

24. Экономические основы экологии. – СПб.: Специальная Литература, 1997.


[1] Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2002. С. 241.

[2] Философия природы: коэволюционная стратегия. – М.: Норма, 1995. С. 56.

[3] Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 1998. С. 251.

[4] Введение в биоэтику. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. С. 114.

[5] Хесле В. Философия и экология. – М.: Ками, 1994. С. 86.

[6] Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 1998. С. 256.

[7] Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 1998. С. 257.

[8] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. С. 86.

[9] Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: ИздАТ, 1993. С. 128.

[10] Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. Трудности и перспективы. – М.: МНЭПУ, 1992. С. 74.

[11] Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: ИздАТ, 1993. С. 132.

[12] Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. С. 26.

[13] Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. С. 27.