Смекни!
smekni.com

Иррационализм философии Фридриха Ницше (стр. 3 из 4)

Б.Вечное Возвращение

Наконец то мы подошли к одной из самых любимых и понимаемых мной идей философии – Вечному Возвращению.

Вечное возвращение – это идея о том, что все происходящее случается снова и, что бы ни происходило, это является повторением уже происшедшего ранее; все это будет происходить снова точно в таком же виде вечно. Не происходит ничего такого, что не случалось бы ранее бесчисленное количество раз и что не случится снова в вечном повторении того же самого. У всего этого нет начала и нет завершения; и нет промежуточного состояния в истории Мира: все, что есть – это монотонное возвращение к прошедшему событию ныне и во веки веков.

Ницше говорил не то, что несходные события повторяются, не то, что сходные примеры всегда подпадают под один и тот же закон, ничего из того, что обычный здравый смысл мог бы предположить относительно его идеи, - он имел в виду, что все конкретные т определенные вещи постоянно возвращаются вновь и вновь, именно те самые вещи, а не просто их подобия. Он предчувствовал, что эта идея, что эта идея должна стать самой главной в его учении, но одновременно и наиболее ужасной, что он с большой неохотой говорил о ней.(ниже я объясню почему) Он считал ее «наиболее научной из всех гипотез» и пришел к уверенности, что она совершенно неуязвима с научной точки зрения (говорил шепотом, называл мистическим озарением). Я считаю, Ницше не важно доказать ее. Он хочет чтобы в нее поверили.

Могу объяснить как эта идея пришла к философу и почему его так захватила. Дело в том, что я тоже «открыл» это Вечное Возвращение еще лет в 6-10 и постоянно его чувствовал до последнего времени (М. Форстер: «Пока сам не испытаешь – не поймешь). В.В – скорее всего плод не совсем здорового (с обычной точки) зрения ума-мозга. Ни с того ни с сего тебя посещает чувство того, что все это уже было (сейчас это называют «Дежа Вю», хотя это немного не то) и ощущение настолько сильное, что его просто не описать. Ницше не говорил о идее, потому что он не понимал откуда она возникла и, как я думаю, просто ее боялся. Вечное возвращение, возможно, появляется вследствие приема наркотических препаратов + какого-либо эмоционального, психического напряжения, которое по 200 дней в году испытывал философ и довелось испытать мне.

Эту идею невозможно однозначно доказать и тем более опровергнуть. Ее нужно лишь почувствовать на себе. Ницше призывал доверять разуму, чувству и своей естественной природе, поэтому он так серьезно отнесся к Вечному Возвращению.

В. Воля к власти

I. Воля к власти – основная конструктивная идея философии Ф.Ницше

В конце своей жизни Ф. Ницше надеялся успеть написать подлинно систематическую работу. (по большому счету, это ему так и не удалось) Наиболее интенсивные творческие усилия в течение последних лет уже подорванного психического здоровья были направлены на анализ понятия воли к власти. Этому понятию он предназначал роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что называлось наукой. Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в Мире как таковом. Воля к власти в совокупности с учениями о вечном возвращении, сверхчеловеке замышлялась как грандиозный философский проект.

Мнение, что воля к власти обозначает поведенческий мотив исключительно таких людей как белокурые бестии или цезари борджиа – это заблуждение случайных, невнимательных читателей Ницше. В действительности она представляет собой свойство, постоянное для всех нас, как слабых так и сильных. Это свойство, присущее всему живому. Наиболее важно то, что оно не является одним из наших естественных потребностей: потребность утолять голод, половое влечение и др. – формы или вариации воли к власти. Можно сказать, что Воля к Власти является фундаментальной движущей силой, выступающей по отношению к другим порывам и импульсам. (грубо говоря, у Ницше она предстает нам в качестве Субстанции)

Воля к Власти – это не то, чем мы располагаем, а то, что мы представляем на самом деле, не только мы, но и все вообще в человеческом и животном мире, в мире как одушевленном, так и материальном. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничего другого, чем стремление к власти и ее разновидности.

Таким образом, совершенно ясно, что Воля к Власти – это основное понятие в философии Ницше. С помощью него он хотел истолковать все в этом Мире и к нему все свести.

Получается, как я теперь понимаю, такое онтологическое свойство-понятие, которое присуще всему живому, является движущей силой нашей жизнедеятельности и с его помощью (как например Методологическая и Мировоззренческая функция) можно рассмотреть любой вопрос. «Ницше осенило, что сексуальный контакт в первую очередь имеет своей целью вовсе не удовольствие или размножение, а обретение власти, могущества: любовный акт – это борьба за власть, где любовные действия суть лишь средства для установления отношений господства и подчинения».*

II. «Все, что не убивает меня – делает сильнее» Удовольствие и Страдание.

Утверждение, что человек стремится к удовольствиям и избегает страдания, по Ницше, неверно. Не только люди, но и многие живые организмы стремятся к увеличению своего могущества, а удовольствие и страдание – лишь следствие этого стремления. Стремиться к могуществу означает стремиться к преодолению препятствий, и это на самом деле означает испытывать неудовольствие, так как любое препятствие для воли к власти воспринимается как неудовольствие. Значит, неудовольствие является нормальной составляющей всех жизненных процессов человека. Просто невозможно исключить неудовольствие из природы вещей. А удовольствие – это не что иное, как переживание при преодолении препятствия. Действительно, истинного удовольствия, как его понимал Ницше, по моему мнению, не получить без преодоления каких-либо страданий, ведь только если честно преодолеть какое-либо препятствие, то получишь наибольшую дозу счастья. И можно сделать вывод, что человек, сделавший приоритетом жизни получение удовольствия, кайфа сразу задаром, никогда не узнает истинного наслаждения в полной мере, так как он не чувствует ему цены. (это происходит во всех сферах жизни: работе, любви, искусстве и др.)

«Если кто-либо страдает от неудовольствия, это еще не является признаком убывания его жизненной силы. Препятствия, испытываемые как неудовольствия, лишь стимулируют волю к власти и являются прелюдией к удовольствию».*

Ницше стремиться сказать, что существует 2 вида неудовольствия, один из которых является показателем ослабления, или упадка, воли к власти. Это ее истощение. Бывают неудовольствия, которые порождают силу, а бывают, - которые указывают на ее ослабление и понижению способности противостоять окружающему Миру. 2 вида удовольствия – удовольствия от победы и удовольствия спячки.

«Мы встречаемся с тем, что термин используется в широком и узком значении, что характерно для Ницше. Это является причиной путаницы. Бесполезно и абсурдно выступать против проектов, направленных на уменьшение страданий, исходя из широковещательного заявления, что жизнь есть борьба и страдание, так что упомянутые выше проекты, дескать, противоречат жизни… Я счел бы одновременно и жестоким и глупым человека, который в ответ на чью-либо просьбу помочь ему справиться с задвижкой заметил бы, что жизнь есть борьба и что от ее имени следует отругать того, кто придет на помощь. Трагикомическая нелепость, ввиду которой Ницше принимают за апологета грубой силы и адвоката жестокостей, коренится в подобных иррациональных выражениях».

III. Вывод по вопросу о Воле к Власти

Почему же Ницше был так убежден, что воля к власти представляет собой универсальный принцип и его действие можно обнаружить на каждой ступени существования. На ступени жизни интеллекта воля к власти обнаруживает себя в форме интерпретаций, даваемых людьми жизни: наука, искусство, религия и даже философия. Мы неотделимы от того, что мы делаем. Воля к власти побуждает нас, используя интерпретации. Интерпретирование – это не то, что мы делаем, это то, что мы есть на самом деле. По Ницше все основные категории: вещь, свойство, причина, действие, следствие – все это интерпретация, рассматриваемая от Воли к Власти.

«Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто является более сильным и более свободным. Но «в тех, кто является самым сильным, богатым, независимым и отважным, воля к власти проявляется как любовь к человечеству, или ближним, или к истине, или к Богу…». Это утверждение покажется странным и выпадающим из общего русла его философии для тех, кто знаком с Ницше лишь понаслышке. Но тот, кто внимательно следил за его рассуждениями, сразу увидит в них намек на аскетический идеал. В нем заключена суть самодисциплинирующего принципа воли к власти. Самые могущественные люди, писал он в «По ту сторону добра и зла», всегда преклонялись перед святым, поскольку они чувствовали в нем силу, которая через самоистязание, борьбу с собой находила свое воплощение в самодисциплине. Его опыт, видно, и есть тот шаг, который надлежит сделать в направлении болеевысокой цивилизации».*

Учение о Воли к Власти разбросано по всем текстам философа. Оно заключается в том, что Мир есть то, что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а также значений.