Смекни!
smekni.com

Философские проблемы научного познания (стр. 2 из 15)

• гносеология – теория познания;

• эпистемология – логика, методология, философия науки и научного познания;

• аксиология – философское учение о ценностях, их месте в жизни человека и общества;

• философская антропология и философия культуры;

• социальная философия и философия истории;

• философия политики и философия права;

• философия религии; эзотерическая философия;

• этика и эстетика;

• история философии.

Проблема бытия в философии

Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие абсолютного бытия, либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то, как философия бытия, то как философия свободы.

Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т. д.). Философия свободы доказывала, что человек сам творит историю и себя самого.

При философском осмыслении проблемы бытия целесообразно выделить его основные формы:

1. Бытие вещей, процессов, которое в свою очередь может быть разделено на:

а) бытие вещей, процессов, состояний природы как целого;

б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком, т.е. бытие культуры.

2. Бытие человека, которое разделяется на:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфическое человеческое бытие.

3. Бытия духовного (идеального), которое делится на:

а) бытие индивидуализированного духовного;

б) бытие объективированного (внеиндивидуальное) духовного.

4. Бытие социального, которое делится на:

а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и

в истории);

б) бытие общества.

Каждая из этих форм бытия – особых форм реальности – обладает своей качественной и количественной определенностью, структурой, соотношением изменчивости и устойчивости, особенностями функционирования и развития, находятся между собой в определенных связях и отношениях. Все эти особенности различных форм бытия отражаются в философских категориях – материальное и идеальное, материя и сознание, движение и развитие, пространство и время, причина и следствие, необходимость и случайность и т.д.

Философская антропология: сущность человека и смысл его существования.

Философская антропология – это раздел философии, в котором изучается человек, его отличие от других живых существ, его место в универсуме, особенности и смысл его существования и мировосприятия.

Философская антропология стремится понять:

• положение человека в мире, какое место занимает он в иерархии вещей и существ: Является ли человек случайной обмолвкой бездушной природы или «сыном божьим»? Он – только маленький частичный фрагмент мироздания или он – микрокосм, зеркало мира как целого?

• природу и сущность человека: Чем он отличается от животных?

• в какой степени человек свободен? Какие виды необходимости господствуют над нами и можем ли мы преодолеть их?

• человек – разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышление и поведение?

• что такое смерть, как человек должен относиться к ней?

• в чем смысл жизни? Есть ли у каждого из нас конкретное предназначение и как можно «стать собой»?

• какое реальное место занимают в человеческой жизни любовь, мужество и другие важнейшие духовные ценности?

Природа и сущность человека.

С одной стороны, человек – существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств.

В философии антропологии сформировалось три основных версии ответа на этот вопрос.

1. Сущность человека духовна. Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. В соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью.

2. Сущность человека – разум. Эта версия сформировалась в Новое время. Она предполагает, что разум – особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом – умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.

3. Сущность человека – предметно-деятельная, социокультурная. Определяющую роль в утверждении этой версии сыграли работы Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, с формированием социальных групп. Поэтому сущность человека – это «совокупность всех общественных отношений». Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально-групповая принадлежность.

Проблема существования человека и смысла жизни.

Особенности человеческого существования стали предметом исследования экзистенциализма (философия существования). Экзистенциализм представлен в XX в. именами М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса, Г. Марселя.

Экзистенциалисты в противовес классическому онтологизму и гносеологизму стремятся сделать человека центром философских размышлений. В центре внимания экзистенциализма проблема соотношения свободы и ответственности.

Смысл жизни – это проблема, которая встает перед человеком, когда он отвлекается от ежедневных практических дел и сиюминутных интересов и осознает, что он конечен. Зачем я живу, если есть смерть? Вопрос о смысле жизни возникает также, когда по разным причинам исчерпались те смыслы, которыми человек жил до сегодняшнего дня.

Определяя понятие «смысла жизни», нужно подчеркнуть, что оно имеет, как минимум, три «измерения».

Первое связано с понятием «святости жизни».

Второе измерение связано с уяснением специфики именно человеческой жизни, поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека – предстоящая смерть.

Третье «измерение» –связано с идеей отражения бессмертия. Последнее можно также раскрыть в нескольких аспектах. Первый – связан с бессмертием в потомках и осуществляется путем передачи генного аппарата родителей детям, внукам. Второй – сохранение тела умершего (мумификация или криогенизация). Третий – вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества, энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой». Четвертый определяется итогами деятельности человека и увековечивается в памяти потомков. Пятый путь связан с измененными состояниями сознания вследствие применения системы психотренинга и медитации, уводящей человека в Вечность.

Три возможных ответа на фундаментальный философский вопрос о смысле жизни.

1. Религиозная версия смысла жизни. Все преходяще. Однако в нашей душе присутствуют идеи вечности, добра, справедливости и идея Бога как источника всех вечных прекрасных начал. Смысл жизни в том, что существуют Бог и бессмертная душа.

2. Атеистическая нигилистическая версия смысла жизни. Человек жаждет ориентироваться на абсолютное и запредельное, но не может себе этого позволить, так как наука отвергает существование Бога. Никакие социальные ценности и нравственные нормы не ограничивают больше «абсурдного человека», который наслаждается эмпирическим миром, все время глядя в глаза грядущей смерти.

3. Безрелигиозная гуманистическая версия. Эта версия прекрасно высказана в трудах психоаналитика Эриха Фромма. Он полагает, что смысл конечной человеческой жизни – в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может отменить смерть, но он может сам придавать смысл собственной жизни.

Общество как предмет философского анализа.

Одной из важных тем философских размышлений является бытие общества. Что мы понимаем под обществом, какова цель и смысл исторического процесса, подчиняемся ли мы определенным законам, какие факты и как детерминируют исторический процесс?

Современное понимание сущности общества базируется на идеях и концепциях второй половины XIX века. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма».

В XX в. продолжается развитие натуралистических подходов к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), либо эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология).

В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т. п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества.

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», несводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, мир общественного бытия вещей и