Смекни!
smekni.com

Закономерности возникновения философии (стр. 10 из 22)

Основные функции практики в процессе познания: 1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потреб­ностями. 2. Практика выступает как основа познания, его движу­щая сила. 3. Практика является целью познания, ибо оно осуще­ствляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы напрвить и регулировать деятельность людей.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от за­блуждений (об этой функции практики будет сказако ниже).

29.Диалектика и антидеалектика в истории философии. Диалектика и синергетика.

Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подо­шел к идее о переходе явлений в свою противополож­ность, о тождественности всего сущего. "Одно и то же в нас лживое и мертвое, бодрствующее и спящее, мо­лодое и старое... Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Тождество понимается как такое, которое предполагает различие, ибо все находится в становлении.

В целом К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали диалектику и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектическим методом и его метафизической системой, подве­ли под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.

Материалистическая диалектика, разъяснял В. И. Ленин, со­ставляет ядро научного философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тен­денций развития и преобразования действительности. В фраг­менте "К вопросу о диалектике" Ленин выделил проблему источ­ника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики.

Сейчас наметились два подхода к диалектике - скептический и оптимистический. К. Поппер, один из выразителей первого подхода, говоря о пользе диалектической точки зрения, преду­преждал, что не следует приписывать ей лишних достоинств, превращать диалектический метод - всего лишь один из возмож­ных способов мышления, иногда вполне пригодный - в произ­вольную умозрительную схему. По мнению Поппера, диалектика используется марксистами не для критики и отрицания, а для за­щиты и догматизации определенной политической программы. Поппер считает, что "вовсе не таинственная сила", заключенная в двух идеях (в тезисе и антитезисе), "не загадочное напряжение, якобы существующее между ними, способствует развитию", на­оборот, "единственной силой, движущей диалектическое разви­тие, является... наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом"104. Принижая диалектику, Поппер выдвинул метод проб и ошибок как метод универсальный, в котором диалектика, будучи очищена от "бетонного догматизма", может рассматриваться как частный случай.

Конечно, диалектический метод не может претендовать на то, чтобы дать единственно верные ответы на любые вопросы. Но при анализе сложных развивающихся систем данный метод, с учетом конкретных условий в единстве с другими способами на­учного познания, является эффективным. Диалектика бытия тре­бует для своего адекватного выражения соответствующей "диа-лектизации" науки, "диалектических обобщений", "диалектизи-рованных понятий", что подчеркивал, например, Г. Башляр. Анг­ло-американский философ, логик, математик и методолог науки Алфред Норт Уайтхед (1861-1947) указывал, что все противо­положности входят как элементы в природу вещей. В своей кос­мологии он стремился соединить эволюционно-генетический подход со структурным, утверждая, что в меняющемся мире надо думать диалектически. В рамках второго отмеченного подхода выступает стремление И. Пригожина посредством времени соединить бытие и становление, с единых позиций историзма и самоорганизации материи охватить как единое целое макро- и микромиры.

В наше время, когда человечество столкнулось с глобальными и крайне опасными вызовами экологии, технологии и цивилиза­ции, диалектический метод становится гуманистическим импера­тивом общественного сознания. В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий.

30.Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы , законы и категории , законы, категории . современные дисскусии о диалектике . Метафизики как антидиалектика.

Диалектика подразделяется на принципы, законы и категории.

Материалисты трактовали принцип как основополагающее суждение о бытии (например, объяснение мира у древних мыс­лителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеалисты принципы выводили из мышления, а не из внешнего мира.

Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они име­ют статус философских аксиом, задают начальные условия по­знанию, обусловливают его характер, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целост­ность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития.

Общепризнанными являются три закона диалектики - един­ства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количе­ственных и качественных изменений, отрицания отрицания.

Итак, диалектика есть целостное многообразие принципов, за­конов и категорий, образующих систему положений, всесторонне раскрывающих всеобщие и существенные аспекты взаимосвязи и развития мира и его познания. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисклю­чающих и взаимопредполагающих мнений и точек зрения.

Исторически сложились два альтернативных способа фило­софского понимании связей и развития: диалектическое и метафизическое. Начиная с античной философии, метафизикой обозначали философское учение о началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому ме­тоду мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве" и определил 5мета-физику как антидиалектику.

Антидиалектика выражается в формах софистики и эклектики.

Софистами в древней Греции называли учителей, обучавших юношество наукам, в том числе и красноречию. Слово "софисти­ка" получило нарицательный смысл, так как отождествлялось с "пустой" мудростью. Тем не менее софистика сыграла положи­тельную роль в распространении рационального мышления.

Софистика противопоставляет различные моменты процесса друг другу, абсолютизируя одни из них, выхватывает случайные признаки. Это есть односторонний подход к явлениям, наруше­ние требований элементарной логики. Софистика оперирует вся­кого рода уловками (софизмами), замаскированными внешней правильностью. Вот пример, известный древним грекам в софиз­ме "рогатый". "То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял ро­гов, значит, ты имеешь рога". За внешней правдоподобностью рассуждений здесь допущена подтасовка. Ведь человек многое не терял, но это не значит, что он все это имел. Софистический способ понимания мира разводит противоположности: живое мыслит как резко противоположное мертвому, доброе - злому, капитализм социализму, национальное интернациональному, ин­дивидуальное общественному, личное коллективному и т. п.

Эклектика означает отсутствие целостности в рассуждениях, теориях, беспринципное смешение разнородных точек зрения. Эклектика произвольно сочетает разные признаки предмета, не умеет выделить определяющего, не способна синтезировать мно­гообразное. В характеристике эклектики Гегель использовал об­раз платья, сшитого из разноцветных кусков материи. Примером эклектического плюрализма может выступать рассуждение Н. К. Михайловского, который рисовал будущее России по принципу "взять хорошее отовсюду": от капитализма - развитие техники, культуру, от феодализма — мелкую собственность, общину. Или: неразумно стремление совместить такие принципиально чуждые друг другу явления, как демократию и тоталитаризм.

В противовес софистике диалектика всесторонне подходит к предмету, а в отличие от эклектики диалектика в комплексе при­знаков предмета раскрывает их взаимосвязь и выделяет для дан­ных, конкретных условий определяющий признак, но не абсолю­тизирует его.

Диалектика - теория и одновременно метод творческого ос­мысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок.