Смекни!
smekni.com

Закономерности возникновения философии (стр. 14 из 22)

Чтобы научные знания служили обществу, они должны стать элементами общего образования, опережать (по темпам) иные формы деятельности общества. Это требует определенных мате­риальных и финансовых затрат на науку и образование. В исто­рическом соревновании народов и государств берут верх те, кто располагает большим и глубоким знанием и соответственно бо­лее высокой производительностью труда, лучшими организацией общества и системой управления.

Научное познание и eго специфические признаки.

Научное знание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают

Нечто существующее становится научным фактом тогда, ко­гда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (фотография, запись в виде высказываний, формул, магнитофонная и т. д.). Факт возникает как результат рациональ­ной обработки данных наблюдений, их осмысления и понимания. В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и ра­ционального, объективного и субъективного. Объективная со­ставляющая факта - это реальные процессы, события, которые служат исходной основой для фиксации познавательного резуль­тата. Субъективный момент - зависимость способов фиксации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических установок и т. п. Теоретические принци­пы нацеливают субъекта на выделение тех или иных фрагментов действительности, они же составляют интерпретацию факта. А. Эйнштейн считал, что наука - это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познавае­мые явления мира. Дж. Бернал в своей книге "Наука в истории общества" определял науку как что-то наиболее объективное из известного человеку и вместе с тем субъективное и психологиче­ски обусловленное, как и любая другая область человеческих устремлений.

Наука объективные законы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать дей­ствительности. В этом отличие науки от искусства, которое вы­ражает познанное в конкретных художественных образах, допус­кающих возможность вымысла, фантазии. Впрочем, и наука вы­игрывает, когда ее крылья раскованы фантазией (Фарадей). Нау­ка, как и все виды искусства, требует воображения. Оно нужно, чтобы увидеть предмет исследования (Д. Томсон). Воображение, считает А. Эйнштейн, важнее знания, ибо знание ограничено, во­ображение же охватывает все на свете.

Кроме отмеченных, к другим признакам научного познания, в отличие от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусст­венного языка (научной терминологии); использование специ­альных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфи­ческих методов и методологии исследования, призванной на­правлять научный поиск; допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ори­ентации и целевых установок, основной из которых является по­иск объективной истины как высшей ценности науки; концепту­альный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводимость научных явлений.

9. Строение и динамика научного знания Идеалы и нормы исследования , научная картина мира .Философские принципы .Феномен научной революции.

10.Методология научного познания.

Наука включает в себя все условия производства новых зна­ний о природе, обществе и мышлении: а) ученых* с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; б) научные учреждения, экспери­ментальное и научное оборудование; в) систему научной инфор­мации, всю совокупность знаний, выступающих как предпосыл­ка, средство и результат научного производства.

Наука охватывает исторически подвижное соотношение: природоведения и обществоведения, естествознания и филосо­фии, теории и метода, теоретических и прикладных исследова­ний. Различают гуманитарные, естественные и технические нау­ки. В структуре науки выделяются три слоя: 1) всеобщего зна­ния - философия и математика; 2) частно-научного знания, изу­чающего объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке структурных уровней материального мира; 3) междисциплинарного интегративного характера - общая теория систем и теоретическая кибернетика (с середины XX в.). С точки зрения характеристики знаний различают: а) эмпирические зна­ния; б) теоретические знания; в) мировоззренческие, философ­ские основы и выводы.

Во взаимодействии с наукой философия в различных кон­кретных проявлениях: а) стоит над наукой как ее ориентир; б) входит в науку как неотъемлемый ее компонент; в) находится в фундаменте науки как ее системообразующее начало.

Наука и философия взаимосвязаны, но вместе с тем и раз­личны. Главный признак, отличающий философское познание от научного, считает Н. А. Бердяев, нужно видеть в том, что фило­софия познает бытие из человека и через человека, наука же по­знает бытие как бы вне человека. Бердяев придерживается мне­ния, что философия есть скорее искусство, а не наука; искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся миро­вой данности и необходимости и проникающих в сущность ми­ра.

В целом философия обобщает материал исторического раз­вития культуры, участвует в свершении научных революций, го­товит категориальный аппарат, новые способы понимания, ос­мысления и переживания человеком мира. Философия - и эври­стика научного поиска, и средство адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Различные отрасли науки, в свою очередь, оказывают влияние на философское мышление каждого поколения.

Методология научного познания.

В своем сочинении "Об уме" К. Гельвеции определил метод как средство, употребляемое для достижения поставленной цели. Вырастая из теории, метод служит средством ее дальнейшего развития. Всякое познание и изобретение, полагал Бэкон, должны опи­раться на опыт, двигаться от изучения единичных фактов к об­щим положениям. Такой метод получил название индуктивного. Естествознание должно пользоваться двумя средствами: пере­числением и исключением. Попытки познания без метода - это ходьба ощупью в ночное время. Истинное знание достигается посредством выяснения причинных связей. Первая ступень по­знания - опыт, вторая - разум. Ученый не должен уподобляться ни муравью (постулирование общих аксиом), ни пауку (эмпи­ризм), а быть подобием пчелы. Но Ф. Бэкон не видел еще диалек­тического характера связи между чувственным восприятием и абстрактным мышлением.

Весомый вклад в развитие метода исследования внесли пред­ставители сциентистских и антропологических направлений в философии. Они, разрабатывая принципы верификации, опро­вержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рацио­нальные и интуитивные модели строения научного знания, пока­зали роль языка в построении картины мира. На этой основе раз­рабатываются аналитический, интуитивный, феноменологиче­ский, герменевтический и другие философские методы. Делают­ся попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пыта­ется совместить герменевтику с рационалистической диалек­тикой.

В соответствии со структурой науки выделяются уровни: а) философской методологии, рассматривающей общие принци­пы познания и категориальный строй науки; б) общенаучных принципов и форм исследования (теоретическая кибернетика, системный подход), применяемых в различных отраслях науки; в) конкретнонаучной методологии, т. е. совокупность методов, принципов и процедур исследования, используемых в конкретix научных дисциплинах; г) методики и техники исследования, г. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных >мпирических данных и их первичную обработку.

11.Методы эмпирического и теоритического исследования.Общелогические методы научного познания.

12.Этика науки и социальная ответственность ученого.

К основным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и яв-|лений, постижение их смысла и значения, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Наблюдение опира­ется не только на работу органов чувств, но и на вырабатывае­мую наукой способность истолковывать чувственные данные. (Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (на-податель выступает участником изучаемого процесса).

Опытное естествознание, начало которому положено труда-ш Леонардо да Винчи, Г. Галилея и И. Ньютона, своим расцве­том обязано применению измерений. Измерение есть установле-ше одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а 1кже описание этой процедуры.

Основные средства теоретического научного познания: идея, проблема, гипотеза, теория (концепция).

Идея - понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Идея - это мысль, достигшая высокой степени объектив­ности, полноты и конкретности, нацеленная на практическую реализацию. Идея выступает в качестве принципа объяснения явлений, отражает ценностное отношение к сущему, намечает выход за пределы наличного знания.

Проблемы вырастают из потребностей практической дея­тельности человека в ходе стремления к новому знанию. Про­блемы возникают, по мнению К. Поппера, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с на­блюдениями.

Одним из методов теоретического научного исследования вступает аналогия - прием познания, при котором на основе содства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках. Близок к аналогии метод моделирования -шем познания, который позволяет посредством одной системы ([естественной, а чаще искусственной, созданной человеком) вос-гроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объек-»м исследования. Первые попытки моделирования относятся к шохе Возрождения, когда Филиппе Брунеллески создал модель >бора во Флоренции, а Микеланджело Буанаротти - модель ку-юла собора Святого Петра в Риме.