Смекни!
smekni.com

Наука как компонент духовной культуры (стр. 3 из 63)

В философии важен и ярко выражен национальный элемент: есть русская, немецкая, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

Можно ли философию определять словом «наука»?

Часто встречается определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Законы имеют универсальный и всеобщий характер и конкретизируются с указанием на закон единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.

Понимание философии как науки самым последовательным образом было сформулировано первым позитивистом О. Контом. Частные науки (физика, химия, биология), по Конту, рисуют частные позитивные изображения окружающего нас мира, по необходимости друг с другом не связанные, а научное изображение мира в целом из разрозненных фрагментов обеспечивается научной (позитивной) философией. Вместе с тем, уже по мысли Ф. Энгельса, философия должна решительно отказаться от претензий на роль «науки наук». Научное мировоззрение, как он утверждает, не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками.

Но если определить, насколько правомерно представление о философии как о науке (даже при оговорке, что это особая наука, наиболее общая, интересующаяся всем миром в целом, а не частными фрагментами действительности), необходимо выявление критериев научности: повторяемость в наблюдении; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. Эти критерии вряд ли приемлемы для философии с ее обилием авторских концепций, борьбой направлений и стремлением к самовыражению в поиске всеобщего.

Вместе с тем исторические параллели философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука — «звенья единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии они совпадали друг с другом.

Обладает ли философия, как и наука, практической значимостью?

Разделение науки и философии частенько обусловливается тем, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия — нет: на основании открытий и достижений науки можно построить технические сооружения, интеллигибельные же рассуждения философии не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. Но философия тоже служит практической цели: в то время как наука дает методы изобретения физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей. Таким образом, философия достигает своей практической цели даже еще более прямым путем, чем собственно наука.

3. Онтология и гносеология как составные части теоретической философии

Онтология – учение о фундаментальных принци­пах бытия. Понятие «бытие» является исходным в философском осмыслении окружающего мира, оно соответствует убеждению человека, что мир, вещи, процессы и состояния существуют. Бытие – это все, что существует в объективной (мир объекта, физи­ческих состояний, социоприродный мир) и субъек­тивной (мир субъекта, мир психических состояний, сознания, духовный мир человека) реальности. Он­тология (учение о бытии) неразрывно связана с гно­сеологией (учением о познании) и другими раздела­ми философии. Ведь если мы говорим о бытии (су­ществовании) чего-либо, то сразу возникает вопрос: откуда мы это знаем.

Формы бытия: бытие вещей и предметов (про­цессы, состояния вещей и природы); бытие человека как природного и социального существа, социальное бытие общества и человека в нем и т. д.

Основные проблемы онтологии. Основным от­личием онтологических вопросов от иных является их заведомая неоднозначность и неразрешимость. Таких проблем множество, но выделяют основные: проблема бытия и небытия; проблема сознания; про­блема единства мира; проблема Бога, его отношения к человеку и миру; проблема движения и т. д.

Развитие онтологии в истории философской мысли. Основополагающие онтологические пробле­мы были сформулированы еще в античной филосо­фии, когда впервые были поставлены вопросы о бы­тии и небытии, бытии и мышлении. В средние века ведущим становится онтологический вопрос о бытии Бога и его отношениях с миром и человеком. В Новое время происходит модификация мировоззрения, а следовательно, и онтологии – теоцентризм был заме­нен на механицизм, рационализм и природоцентризм.

С XVII—XIX вв. происходит отход от традиционных онтологических проблем, связанный со стремлением многих философских школ и направлений (позити­визм, неокантианство) к критике «старой метафизи­ки» и ее проблем. Новая философия была ориенти­рована на науку. Онтологическая проблематика была подвергнута количественным и качественным изменениям – дезактуализации и максимальному уменьшению ее «веса» в философских построениях. В XX в. произошла частичная реабилитация онтоло­гии, сопровождавшаяся значительной трансформа­цией онтологических проблем. Так, например, основ­ным онтологическим вопросом экзистенциализма стало бытие человека, а в феноменологической фи­лософии – бытие феноменов (сущностей).

Гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – уче­ние) – философская дисциплина, занимающаяся ис­следованием и критикой теорий познания. Гносеоло­гия исследует наиболее общие вопросы, касающие­ся познавательной деятельности человека, в ходе изучения которых необходимо решить гносеологиче­ские проблемы, важнейшие из которых:

1) проблема познаваемости мира. Философы, ре­шающие эту проблему, разделяются на тех, кто при­знает познаваемость мира и достижимость истины, и опровергающих эту возможность.

Вопросы о том, что такое истина, достижима ли она, каковы критерии для определения истинности полученного знания, появились еще в античности. Классическая концепция истины берет начало от Аристотеля и сводится к принципу соответствия зна­ния об объекте истине о нем. В рамках этой концеп­ции существует ряд формулировок этого принципа: совпадение мыслей действительности, соответствия понятий предмету познания и др.

Прагматическая концепция (Ч. Пирс, Д. Дью) истин­ным считает знание, которое ведет к успешному дей­ствию и достижению поставленной цели. Представи­тели конвенционалистической концепции (А. Пуанка­ре и др.), анализируя историю науки, пришли к выводу о том, что считающиеся истинными аксиомы -лишь конвенции (соглашения) между учеными, по­этому научные теории не могут рассматриваться как истинные или ложные;

2) проблема структуры познания конкретизирует вопросы о содержании понятий «субъект» и «объ­ект» познания. В обыденном познании субъект ото­ждествляется с познающим человеком, а объект – с познаваемой вещью или явлением. Материализм от­водит важнейшую роль в процессе познания объек­ту – объект воздействует на субъект. Философы-идеалисты (И. Кант, Д. Юм, Г. Фихте, Д. Беркли) раз­вивали идею активности субъекта познания;

3) проблема познавательных способностей чело­века. Большинство философов считают возможным познание мира человеком. Однако немало мыслите­лей писали о неспособности человека к познанию либо в силу ограниченности познавательных способ­ностей (Д. Юм), либо по причине существования не­познаваемых вещей (И. Кант);

4) изучение проблемы способов познания приводит к определению важности или приоритетности эмпи­рического (чувственного) и рационального познания;

5) проблема условий, движущих сил и закономер­ностей познания определяет функции практики и влияния социокультурных факторов.

4. Научное и вненаучное знание. Формы вненаучного знания.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Различают также формы зна­ния, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Научное познание имеет троякую задачу и связа­но с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явле­ний действительности.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональнос­ти, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не явля­ется чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в опреде­ленных интеллектуальных сообществах, в соответствии с други­ми (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признава­емого в качестве научного, например, астрология старше астроно­мии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания.