Смекни!
smekni.com

Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А.Ильина (стр. 2 из 5)

Предметом исследования является концепция духовности в философии И.А. Ильина и её место в понимании мыслителем возрождения России, её государственности.

Теоретико-методологические основы исследования.

Тема и избранный ракурс исследования во многом определяют особенности методологического подхода к нему. Социально-философская проблематика в данной работе, где специально рассматриваются социальные аспекты философии И.А.Ильина в контексте современности, сочетается с онтологической и аксиологической постановкой вопросов. Многие русские мыслители, например, С. А. Левицкий, ещё в середине ХХ века обосновали необходимость начинать философский анализ с аксиологии, с определения системы ценностных категорий и ориентиров.[3]

Смысл философского категориального аппарата Ильина нужно постигать, постоянно учитывая его наполненность нравственным, этическим содержанием. Такая наполненность отличает всё творчество И.А. Ильина: его работы, посвящённые теоретическим проблемам философии, его труды по философии права, многочисленные политические памфлеты, философско-исторические исследования, философские эссе о творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского, Шмелёва, Мережковского и т.д.

Сам мыслитель стремился в своём творчестве исследовать любую проблему на трёх уровнях. Первый уровень – поверхностно-телесный или материально-предметный. Второй – социально-психологический, который в соответствии с мыслью Ильина неизбежно предполагает социально-исторический анализ. И третий – духовно-нравственный, выявляющий вечное, абсолютное, непреходящее в содержании любого предмета. Такой подход понимался философом как выражение органической конкретности. Подобный подход взят на вооружение в данном диссертационном исследовании, в котором реализованы принципы историзма, научной объективности, конкретности.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Концепция духовности И.А. Ильина пронизывает весь творческий поиск мыслителя и философски выражает православно-христианское восприятие духа и духовности. Ильину удаётся классически философское, логически выверенное оформление такого восприятия. Содержательное исследование самого понятия духа носит ярко выраженный личностно-активистский характер экзистенциального типа.

2. Стержнем концептуализации феномена духовности Ильиным выступает проблема соотношения Духа абсолютного и духа человеческого в их синергии. Ильин формулировал её как проблему «связи Духа с духом»[4].

3. Дух человека призван к овладению душевностью и телесностью, но в отличие от Бога, для него существует абсолютно непреодолимый предел. Этот предел есть обстояние смерти, которое и является, с одной стороны, основой подлинной трагедии человеческого бытия, но и, с другой стороны, - критерием подлинности всех жизненных содержаний.

4. Ильин детально исследует соотношение в человеческой личности духа и инстинкта, что неожиданно сближает идеи русского мыслителя с традициями европейского психоанализа. Он приходит к выводам, что, отвергая инстинкт, его индивидуальную форму и, следовательно, - мир как соблазн, нельзя создать на земле христианскую культуру, а по сути, нельзя вообще строить человеческую жизнь, ибо она невозможна вопреки законам природы. Но, не имея личной духовности и утрачивая духовность родовую, также нельзя создавать жизнь человеческую, ибо она невозможна вопреки законам духа.

5. Для философской концепции Ильина полюсами выступают учение бл. Августина и философия Ф. Ницше. Противостояние этим двум крайностям в разработке одного проблемного поля позволило, во-первых, выявить методологический аспект проблемы связи Духа и духа, и, во-вторых, выявить логику формирования «пневматической актологии»[5] Ильина, т.е. услышать его голос в полифонии голосов мировой философской мысли.

6. Основой противостояния любым соблазнам в духовном обновлении России должна стать духовная аристократия, которая в социально-политическом смысле противопоставляется Ильиным не демократии и не монархии. Она несовместима лишь с анархией и тоталитаризмом. Именно новый слой духовной аристократии должен стать носителем гражданского правосознания и воспитателем всего народа в духе уважения к закону.

7. Христианская культура в социальной философии Ильина, отождествляется с подлинно человеческой жизнью, она возможна только в сочетании, взаимодействии и взаимопроникновении законов природы и законов духа. Человек как природный организм должен стать духовной личностью, а духовная личность должна принять законы природного организма, включая строительство личной семьи, утверждение в труде частной собственности, патриотическое служение народу и выработку гражданского правосознания. Именно этим, по мысли Ильина, и определяются пути грядущей России.

8. Идеи Ильина в социально-политическом аспекте продолжают и развивают идеологию либерального консерватизма, которая оказалась в его эпоху наиболее адекватным выражением белого движения. А главным рецептом духовного обновления России оказывается возрождение и укрепление правосознания народа как наиболее яркого проявления духовности человеческой личности и основой строительства сильной и правовой государственности.

Научная новизна исследования.

В диссертационном исследовании

во-первых, проведён всесторонний анализ основных философских категорий, разработанных Ильиным, специфика понимания философом духовности и всех аспектов духовной жизни. Духовность есть для Ильина воплощение абсолютного Совершенства, есть фундаментальное основание личности человека и энергия её бытия, и наконец, есть установление прямой связи личности с Совершенством. Духовность, с одной стороны, противопоставляется им смерти и пошлости в бытии человека, а, с другой стороны, предстаёт нераздельной, но и неслиянной с инстинктивностью и телесностью, душевностью и социальностью.

Во-вторых, впервые рассматривается полемика Ильина с идеями Августина Блаженного и Фридриха Ницше и раскрыто её значение в методологическом самоопределении русского философа. Ильин сформулировал принцип конкретности, выявил его методологический потенциал в решении главной для него проблемы – проблемы связи Духа и духа. Фактически и Августин, и Ницше, нарушая принцип конкретности, разрывают органичное единство Духа и духа. Принцип конкретности бытия выступает у Ильина сердцевиной пневматической актологии, разработанной философом как учение о синергийном взаимодействии Духа Божественного и духа человеческого, о свободном творчестве человека во взаимодействии с Богом.
В-третьих, выявлен категориальный статус понятия духовного аристократизма как основы обновления России. Духовная аристократия есть слой национально укоренённых, внутренне свободных, ответственно и государственно мыслящих и стремящихся к совершенству личностей, который должен быть органически приведён к власти. Тем самым Ильин вносит существенный вклад в разработку современной теории элит.

В-четвёртых, определены перспективы влияния концепции Ильина на формирование конструктивных идей государственного строительства в социально-философском аспекте. А именно делается вывод, что многие концептуальные находки Ильина могут стать структурообразующими в оформлении национально-государственной идеи современной России. Это прежде всего заключения философа об уважении к частной собственности и национальной культуре, связанной с традиционной религиозностью, основанные на твёрдом фундаменте гражданского правосознания народа.

Теоретическая и практическая значимость. Подход Ильина, понимаемый им как выражение органической конкретности, по убеждению автора, может применяться при изучении любой философской традиции, стать одним из самых плодотворных в социально-философских исследованиях и широко использоваться в системе философского преподавания. Теоретически сегодня оказывается чрезвычайно важным в свете всё возрастающего значения идей Ильина выявить понимание им сущности духовного аристократизма как источника духовного возрождения современной России, показать значимость сильной и одновременно правовой государственности как защиты этого возрождения. В свете идей Ильина становятся обозримыми духовные соблазны, которые могут стать препятствием на пути духовного возрождения России. Ильин в своём творчестве ставил столь остро вопросы духовного развития, что и сейчас они находятся на пике многих идейных противостояний современной мысли России. Изучение идей Ильина может способствовать выявлению и избеганию подобных соблазнов. Материалы диссертации призваны содействовать продолжению и углублению творческого наследия И. А. Ильина.

Апробация работы.