Смекни!
smekni.com

Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А.Ильина (стр. 3 из 5)

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на конференциях преподавателей общественных дисциплин педагогических колледжей г. Москвы: «Проблемы преподавания философии в системе: колледж-вуз» в сентябре 2007г., «Социальные проблемы, связанные с религией и значимость религиоведческого образования молодёжи» в апреле 2008 г. и отражены в 5 научных публикациях автора. Материалы диссертации используются в преподавании дисциплин: «Основы философии», «Основы социологии и политологии», «История религий» в педагогическом колледже №15(г. Москва) и в Международном юридическом институте при министерстве юстиции РФ. Автором разработан и читается спецкурс: «Отечественная социальная философия» для студентов педагогического колледжа. Материалы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры философии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объёмом 2,9 п.л. Лично автору принадлежит 2,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, и заключения. Список литературы составляет 212 наименований.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, анализируется степень её разработанности, формулируются цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основы.

Первая глава диссертации: «Понимание феномена духовности в философии И. А. Ильина» посвящена рассмотрению концепции духовности, её различных аспектов, её места в философии И. А. Ильина. В главе анализируются особенности концептуализации Ильиным феномена духовности, соотношение им духовности и материальности, духовности и смерти, духовности и инстинктивности, сопоставление в этой связи его взглядов с концепциями духа наиболее противопоставленных им мыслителей, таких как Августин Блаженный и Фридрих Ницше, выявление православно-христианского характера понимания духа Ильиным.

В первом параграфе «Содержание понятия духовности и его развитие в творчестве Ильина» рассмотрена концептуализация Ильиным феномена духовности и выявлен соответствующий категориально-понятийный и терминологический аппарат, разработанный мыслителем. Особо подчёркнуто понимание философом духа как онтологического совершенства, различение им Духа абсолютного и духа человеческого, духа как личностного основания человека, соотношение духа, души и инстинктов. Автором обосновывается, что концепция И.А. Ильина философски выражает православное восприятие духа и духовности. Мыслителю удаётся классически философское, логически выверенное оформление такого восприятия. Содержательное исследование самого понятия духа носит ярко выраженный личностно-активистский характер экзистенциального типа. В диссертации особо подчеркнуто, что трактовка Ильиным понятия духовности имеет ряд существенных отличий от большинства философских концепций: как прошлых по отношению к мыслителю, так и современных ему, как отечественных, так и западных, как материалистических, так и идеалистических. Проведённый в диссертационном исследовании системный анализ текстов Ильина позволил выявить основные аспекты трактовки мыслителем феномена духовности.

- Дух есть главная сила и основание жизни. Дух противопоставляется русским мыслителем не только и не столько материи, что представлялось самым важным для материалистически мыслящих философов, в частности, марксистов советской эпохи. Главной противоположностью Духу Ильин считает смерть, небытие. Мир в его учении тем самым оказывается иерархически структурированным. Это ранжирование носит прежде всего аксиологический характер. Для Ильина наибольшее значение имеет иерархия ценностей. Более высокой ценностью обладает всё, что воплощает духовность, и наоборот, чем больше смерти и тлена обнаруживается в явлении, тем сильнее там снижается ценность бытия. Тем самым, главную опасность жизни представляет собой проникновение смерти в бытие или разрушение.

-В отличие от учений классической немецкой философии, объявлявшей человеческий дух частью или носителем духа Божия, человек рассматривается Ильиным как свободный и независимый носитель духовности в полном соответствии с традицией православного христианства в России. Мыслитель рассматривает человеческую личность как живое триединство духа, души и тела, подробно анализирует их взаимодействие, во многом предвосхищая выводы экзистенциального психоанализа второй пол. ХХ века. Для Ильина «связь Духа и духа» в их неслиянности и нераздельности предстает в качестве конституирующей как по отношению к концепции духовности в его творчестве, так и к самой логике концептуализации рассматриваемого феномена. В диссертации подчёркнуто, что понимание подлинного бытия как синергии Духа и духа положено Ильиным в основу концепции обновления России. Образ и программу этого обновления Ильин созидает на основе разработанной им концепции духовности.

Во втором параграфе первой главы – «Методологическое значение критики Ильиным бездуховной рассудочности и антихристианского нигилизма: оценка позиции Августина и Ницше» особое внимание уделено методологическому аспекту проблемы связи Духа и духа. Для анализа философии И. А. Ильина чрезвычайно важно установить её основные философские антиподы, оказавшиеся как бы полюсами её идейного отталкивания в трактовке феномена духовности. В диссертации особо подчёркивается, что концепция духовности у русского мыслителя имплицитно противостоит и часто открыто противопоставляется им, взглядам Августина Блаженного, с одной стороны, и учению Фридриха Ницше, с другой стороны.

Первая позиция связана с абсолютизацией Духа Божия, в результате которой Он предстаёт как подавляющий дух человеческий и требующий от него капитуляции. Для Ильина она наиболее ярко выражена в философии Августина, утверждение которой в западном мире привело к религиозной гетерономии («чужезаконию», антипод автономии), подавлению самостоятельной личности и самоценной духовной жизни и расщеплению познавательной, нравственной и творческой цельности человека. Такие установки неизбежно вели к бунту европейского человека, пробуждавшегося к самостоятельной жизни своей личности вместе с ослаблением церковного влияния на неё.

Они в конечном итоге должны были привести к другой крайности - крайности духовно гипертрофированной автономии, на которой основан гуманизм, наиболее рельефно раскрывшийся по мысли Ильина, в творчестве Ф.Ницше. В ницшеанстве абсолютизация духа человеческого направила его к абсолютному самоутверждению, на путь исключительного Богоборчества. Разрушение Духа и пронизанного Им мира, были провозглашены самоцелью и высшей ценностью познания и творчества человека, и в конечном итоге, привели его к оправданию любого злодеяния и полному самоуничтожению ради радости самообожествления

Идеи Ницше выразили, по Ильину, стремление к максимальному разнузданию уже обездуховленных человеческих инстинктов, направленных на разрушение жизни под лозунгами воинствующего антихристианства. Такой бунт должен был неизбежно привести к провозглашению человека-разрушителя жизни в качестве высшей цели этой жизни, т. е. к упоённому воспеванию смерти и всего процесса разрушения бытия или сатанизму. Но поэтому и само понимание жизни парадоксально уже не могло строиться в ницшеанстве иначе, чем на отрицании духа как содержательного понятия в принципе, в том числе, - и на отрицании духовности самого человека.

В параграфе выясняется, что методологическим фундаментом пневматической актологии выступает принцип конкретности бытия, который был сформулирован Ильиным в результате содержательной трансформации им гегелевского учения о конкретности Бога и человека на основе православного миропонимания. В соответствии с этим принципом философ призван переживать свой предмет в его объективной, и, прежде всего, смысловой реальности, проверять пережитые им содержания, описывать их и показывать другим людям. Таким образом, конкретность в его понимании гносеологически оказывается важнейшим признаком философской очевидности. По Ильину, западная мысль отказалась изначально от конкретного анализа бытия ради утверждения его абстрактно и схематически надуманной монолитности, дуалистичности или диалектичности. Жизнь для Ильина есть не просто любое существование, а есть бытие, пронизанное духом, бытие, способное к постоянному развитию и самоусложнению, бытие, являющееся призванием для человеческого творчества и нуждающееся в человеческой защите.