Смекни!
smekni.com

Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А.Ильина (стр. 5 из 5)

Для Ильина в православной религиозности на первый план выступает задача не просто личного спасения души, а прежде всего, - служение Богу через служение своему народу. Роль церкви по Ильину не исчерпывается возможностями приведения к Богу отдельных людей. Церковь оказывается призванной к водительству народа и союзу с государством. Она является не просто хранительницей духовности, но и вдохновляющей и одухотворяющей силой народной жизни и государственного строительства. Ильин всесторонне рассматривает понятие личности, задачи и этапы её формирования на основе своего учения о духовно-органической конкретности, анализирует гармоническое соотношения личной, народной и государственной жизни. Ильин детально исследует соотношение в человеческой личности духа и инстинкта. Человек как природный организм должен стать духовной личностью, а духовная личность должна принять законы природного организма: от личной семьи и частной собственности до национальной жизни и государственного бытия.

В диссертации рассмотрены важные перспективы влияния концепции духовного обновления на становление конструктивных идей строительства современной российской государственности. Главный рецепт мыслителя есть возрождение и укрепление правосознания, которое оказывается наиболее ярким проявлением духовности человека. Правосознание имеет для мыслителя корни как в духе, так и в инстинкте человеческого существа. По сути, правосознание означает восприятие человеком законов государственности, что значит по Ильину, - законов самого бытия, как внутренней потребности жить, любить и творить. Разрушение правосознания есть крушение духовности и путь к разгрому государственности, открывающий дорогу военному поражению, революции и тоталитаризму. Защита собственности и уважение к духовной культуре народа на нерушимом фундаменте гражданского правосознания личности есть составляющие элементы государственной идеологии, как они представлялись русскому мыслителю. Такую позицию можно охарактеризовать как либеральный консерватизм, используя термин Струве и Полторацкого. Именно в ней, по мнению автора диссертации, у Ильина получает своё яркое воплощение принцип конкретности в применении к государственному строительству.

Насущный вопрос, поднятый Ильиным о мировом глобальном зле является самым животрепещущим в судьбе всего человечества.

В Заключении подводятся основные итоги работы и намечаются пути дальнейшего исследования проблем в творчестве И.А. Ильина. Идеи выдающегося русского мыслителя о сопряжённости духа и материи, личности и народа, человека и государства, о необходимости взращивания духовной аристократии, о непримиримости к пошлости в любых её проявлениях, о значении и роли православной религиозности являются жизненно необходимыми для духовного возрождения нашей страны и поэтому востребованы в современной России.

Многие основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: Гутлин М. Н. Критика Ф. Ницше и философские ориентиры И. А. Ильина //Социально-гуманитарные знания, 2003, №5. - 0,5 п.л.

Гутлин М. Н. Понятие духа и духовной жизни в философии И. А. Ильина //Социально-гуманитарные знания, 2004, №2. – 0,4 п . л.

Гутлин М. Н. К вопросу о категории духа в философии И. А. Ильина //Молодые голоса. Выпуск 4. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ им. М. А. Шолохова. М., 2001. – 0,5 п. л.

Гутлин М. Н. Методические материалы по курсу «Основы права» //Научно-методические работы преподавателей пед.колледжей г. Москвы. М., 2002.- 0,5 п.л.

Гутлин М. Н. Воззрения школы скептиков на античную религию //Социально-политические и культурные проблемы истории стран Европы от античности до нового времени. М.,1989 -1 п.л.


ГУТЛИН

Михаил Наумович

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ

УЧЕНИИ И. А. ИЛЬИНА

Специальность 09.00.11. – социальная философия

Автореферат на соискание учёной степени

кандидата философских наук

_____________________________________________________________

Подписано в печать__.05.2008. Формат бумаги 60х84 1/16.

Бумага писчая. Печать плоская. Усл.печ. л..1,2. Уч.-изд. Л. 1,5.

Тираж 100 экз. Заказ №__

Издательство «Ивановский государственный университет»

153025 Иваново, ул. Ермака, З9


[1]См.: Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные материалы. М. Русская книга, 1999. С. 5.

[2] Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А.Ильина //М.,1997; ВолковВ.А., Куликова М.В. Ильин: архивные находки // Начала, М.,1993, №3; Гаврюшин Н.К. Слово об И.А.Ильине //Вестник высшей школы М.,1990, №6; Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина СПб, Наука,1998; Зернов И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России //М. Алгоритм, 2007; Иванова А.А. Русская классическая философия. От Ф.М.Достоевского к И.А.Ильину //М. Диалог-МГУ, 1999; Киселёв А.Ф. Иван Ильин и его поющее сердце. М. Логос, 2006; Линник Ю.В. Иван Александрович Ильин //Север,1990, №4; Любимов Б.Н. О сопротивлении злу //Новый мир, 1991, №10; Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания И.А.Ильина //http://chri-soc.narod.ru/ilyn.htm, 1998; Сохряков Ю.И. И.А.Ильин – религиозный мыслитель и литературный критик М. ИМЛИ РАН, 2004 и др.

[3] Левицкий С.А.Очерки по истории русской философии. Соч., т. 2. М., Канон 1996. С.177-188.

[4] Ильин И.А. Собр. соч. Аксиомы религиозного опыта, т.1. М., Русская книга. 2002. С. 51

[5] «Пневматическая» от греч. «пневма» - дух, «актология» от лат. «актус» - деятельность, акт и греч. «логос» - слово, учение