Смекни!
smekni.com

Философия 17 (стр. 77 из 85)

ПЛЕСНЕР Хельмут — современный немецкий философ, представитель философской антропологии.

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (18561918) — русский марксист, критиковал Ленина за отступление от марксизма в вопросах революции и ее осуществления в России.

ПЛОТИН (ок. 205 — ок. 270) — основатель школы неоплатонизма.

Душа, по Плотину, не есть тело, но она осуществляется в нем, и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Ма­терия находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать. Поэтому существует помимо чувственной материи и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу. Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси — Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверх­чувственному — экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, от­лична от всего иного: она — «одно», противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему суще­му и всему мыслимому.

Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состоя­ний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самосто­ятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой».

ПЛУТАРХ — древнегреческий философ I—II вв. н.э., поздний сто­ик, писатель и историк.

ПОППЕР Карл (19021994) — английский философ и социолог, представитель критического рационализма. В противо­положность как скептицизму, так и догматизму Поппер выдвинул принцип фаллибилизма — признания принципиальной гипотетич­ности любого научного знания. Тем самым отрицается объективная истина, которую заменяет плюрализм (множественность) истин, что говорит о субъективном характере знания. Поппер считал, что одной из основных задач философии является демаркация — отде­ление научного знания от ненаучного. Для этого он предложил принцип фальсификации. Суть его состоит в признании принципи­альной опровержимости любого научного утверждения. С помощью этого принципа можно отделить подлинное научное (фальсифицируемое) знание от ненаучного и схоластического.

ПОРФИРИЙ (ок. 233 ок. 304) — греческий философ-неоплато­ник, ученик Плотина, комментатор Аристотеля и Плотина. Прак­тическую философию понимал как учение о добродетелях, очища­ющих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

ПРОДИК (род. между 470 и 460 до н.э.) — древнегреческий фило­соф-софист, проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному их употреблению. Своим учителем в области словоупотребления его считал Сократ.

ПРОКЛ (ок. 410485)— греческий философ-неоплатоник, разви­вал идеи Плотина и Порфирия. Считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благос­тью богов. Разрабатывал идеи диалектики Космоса. Упорядочивал систему неоплатонизма на основе триадического метода, предпола­гающего три ступени развития: пребывание в себе, выход в инобытие (эманация) и возвращение оттуда обратно к себе.

ПРОТАГОР (ок. 480 — ок. 410 до н.э.)— глава древнегреческих софистов (см. с. 270). Ему принадлежит афоризм «Человек есть мера всех вещей». Он говорил об относительности всякого знания, дока­зывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор на­писал законы, определявшие демократический образ правления, и обосновал равенство свободных людей.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (17491802)— русский философ-просветитель, рассматривал человека с позиций его связи с природой и Богом. Радищев исходит из существования души и пытается решить вопрос о ее смертности или бессмертии. Считал, что бытие вещей независимо от познания. Человек познает вещи, их бытие через опыт.

В социальной области считал, что самодержавие противоречит естественному состоянию человека. Отвергал идею просвещения монархов, призывал к просвещению народа. В конце жизни, разо­чаровавшись во Французской революции, пришел к идее кругово­рота вольности и рабства в обществе.

РАССЕЛ Бертран (18721970)— английский философ, логик, математик, социолог, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников логического атомизма и неопозитивизма. Логика, по Расселу, является сущностью философии. В теории познания выдви­нул концепцию «знание — знакомства» — непосредственного позна­ния в опыте и чувственных данных, и универсалий. Обосновывал значимость чувственного опыта в научном познании. Признавал на­личие универсалий в самом чувственном опыте.

РОСЦЕЛИН (ок. 1050 ок. 1120) — французский философ и тео­лог, номиналист. Считал, что универсалии (общие понятия) присут­ствуют лишь в человеческом разуме, они — лишь имена вещей. Су­ществует только индивидуальное, и лишь оно может быть предме­том сознания.

РОТХАККЕР Э. — один из ведущих представителей философской антропологии.

РУССО Жан Жак (17121778) — один из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения, философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики.

Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и дес­потический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех со­циальных зол. Основным видом социального зла он считал общест­венное неравенство. Из богатства возникают праздность и роскошь, что ведет к развращению нравов. Цивилизации, освящающей неравенство, Руссо противопоставлял простоту и «невинность» первобытных людей.

Развивая идеи общественного договора, Руссо в отличие от Т. Гоббса утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех против всех», но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против совре­менной ему цивилизации как цивилизации неравенства, при этом различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из раз­ницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выра­жающееся в различных привилегиях.

Руссо стремился выработать исторический подход и к проблеме государства, усматривая в нем не вечный институт, а учреждение, возникшее на определенной ступени развития человечества. В ос­нове образования государства лежит, по Руссо, соглашение. Государ­ство, возникшее в результате появления общественного неравенст­ва, в свою очередь обусловило дальнейшее углубление неравенства. Противоположность между богатыми и бедными дополнилась новой противоположностью — между сильными и слабыми, господ­ствующими и подвластными. Такова, по Руссо, вторая ступень неравенства. Третьей ступенью явился переход от правомерной власти к власти деспотической, основанной на произволе.

Учение Руссо об общественном договоре служит обоснованием его учения о демократии: власть в государстве должна принадлежать народу. Руссо различал три основные формы правления: демокра­тическую, аристократическую и монархическую. При демократичес­кой форме правительственные функции возлагаются на весь народ или на его часть; при аристократической рамки правительства су­живаются, ограничивая его небольшим числом лиц; наконец, при монархической все функции правления могут быть сосредоточены в руках одного человека. Главная задача общественного договора состоит в отыскании такой формы ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей силой личность и собственность каждого члена и в которой каждый, соединясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Права всех людей, вступающих в подобную ассоциацию, должны быть отчуждены в пользу общественного це­лого.

Руссо высказал глубокую мысль об исторической необходимости противоречий в общественном развитии. Ему принадлежит также идея сочетания прогресса и регресса в общественном развитии. Так, возникновение неравенства было одновременно проявлением и прогресса, и регресса в развитии общества.