Смекни!
smekni.com

Учение Аристотеля 3 (стр. 1 из 3)

Содержание

1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля……………………………………………………………………..3

2. Учение Аристотеля о человеке и государстве……………………………...10

3. В чем состоят сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве……………………………………………………............14

Список литературы………………………………………………………………17

Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля.

Аристотель считается многими самым замечательным и всеобъемлющим умом, какой только проявлялся среди человечества за весь исторический период его существования. Ф.Энгельс называл Аристотеля «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов, мыслителей, исследовавшим «существеннейшие формы диалектического мышления».[1]

Вся философия Аристотеля делится на онтологию и гносеологию.

Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философская дисциплина, изучающая природу бытия, сущность, происхождение и устройство мира природы, общества, культуры и человека. Онтология выражает предельные основания любых философских знаний и по отношению к ним является фундаментальной системой понятий.

Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – раздел философии, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении её развития были: «Что познаётся?» и «Как возможно познание?» Гносеология изучает природу познавательных способностей человека, разнообразные виды и способы (методы, средства, формы) познания. Задачами гносеологии являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование. В результате Аристотель даёт понятию бытия иное, чем Платон толкование. Сущность это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, так же как и у Платона, это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает её из возможности в действительность - форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма есть обязательное условие существования вещей. Медь и бронза могут быть материей и для шара, и для статуи, и для урны. Форма меняется, но материя остаётся. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму.

Сама по себе материя, утверждал Аристотель, пассивна. Она содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей; как мрамор – возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Функцию формообразования осуществляет ум – перводвигатель. Под формой Аристотель разумел предшествующий вещи активный, творческий фактор, благодаря которому она становится действительной.

Форма – это стимул и цель, идеальный образ, причина становления многообразия вещей из однообразной материи, а материя – своего рода глина. Для того чтобы из неё возникли разнообразные вещи необходим «гончар» - Бог (или ум-перводвигатель). Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как причина и одновременно вершина мироздания. Поздний Аристотель, таким образом, оторвал форму вещей от самих вещей и превратил её в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей.

В соответствии с учением о сущности Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Целевая, или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?»

4. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения

Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Аристотель понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по Аристотелю содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился, и движение достигло своего завершения, цели развития. Т о, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Аристотеля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа является формой по отношению к материи. Однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительная душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие человека от животного – это способность к интеллектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые).

В «Метафизике» сказано: «Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме.

Аристотель так подытоживает свое учение о первых началах и высших причинах: «О причинах речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия…; другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третье – то, откуда идет начало движения; четвертой – причину, противолежащую, только что названной, а именно – «то, ради чего существует вещь и благо».

В другой книге « Метафизики» сказано: «Причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает… В другом смысле так называемая форма и образец, иначе говоря – понятие сути бытия… Далее причина, это – источник, откуда берет свое первое начало изменение или успокоение… Кроме того о причине говориться в смысле цели, а «цель, это – то, ради чего».

Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое – как источник движения, второе – как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия – не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в материале – и энтелехиальные. Итак, у Аристотеля, не считая основного закона бытия, четыре первоначала: материальная причина, отвечающая на вопрос «Из чего?»; формальная причина, отвечающая на вопрос «Что это есть?»; движущая причина, отвечающая на вопрос «Откуда начало движения?»; целевая причина, отвечающая на вопрос «Ради чего?».

Вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира – не является для Аристотеля дисциплионным. Читая Аристотеля, В. И. Ленин отмечает, что у Аристотеля «нет сомнения в объективности познания», что для этого мыслителя характерна «наивысшая вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания»[2]

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Познание строится на эмпиризме - суть вещей познается с помощью ощущений. Человек познает только форму, а не материальный субстрат. Хотя ощущения дают только знание единичного, в нем потенциально содержится и знание общего. Следовательно, над опытом находится наука, которая постигает общее. Над наукой - философия, совпадающая во многом с логикой. Знание законов логики Аристотель сопоставляет с мудростью. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое значение начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений); закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего (« А или не-А истинно и третьего не дано»). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.