Смекни!
smekni.com

Концепции институционализации в германской теоретической социологии второй половины ХХ века (стр. 3 из 8)

Именно на третьем этапе институционализации решаются две основные проблемы, возникающие в связи с необходимостью воспроизведения социального порядка: проблема логической связности институциональных значений и проблема социального контроля. Первая разрешается через создание легитимаций социального мира и в процессе их усвоения в ходе социализации. Вторая проблема решается через типизацию деятеля — роли, т.е. посредством установления нормативных образцов поведения. Таким образом, поддержание и воспроизведение социального порядка делаются возможными за счет институционализации ролей и создания легитимаций. В силу этого третий этап институциональной динамики представлен в теории общества Лукмана и Бергера анализом функций ролей и легитимаций. И здесь имеются в виду прежде всего функции интеграции и стабилизации.

Необходимо отметить тот факт, что идея включения ролевых типологий в понятие «институт» восходит к Парсонсу и составляет одно из базовых теоретико-методологических положений его структурно-функционального анализа. Согласно Парсонсу, одним из типов интеграции социальной системы является «институциональное определение ролей, т.е. того, что, как ожидается, данные индивиды должны делать в различных условиях и взаимоотношениях» [7, с.335.].

Понятие «институт» в теории социальной системы Парсонса определятся двояко. Институты, во-первых, — это нормативные модели образа действия и взаимодействия, а, во-вторых, — это комплекс образцовых элементов ролевых ожиданий. Институт представляет собой единицу более высокого порядка нежели роль, поскольку он состоит из множества взаимозависимых ролевых образцов или их компонентов. Различение, проводимое Парсонсом между ролью и ролевым ожиданием, соответствует логике рассмотрения общества как системы интеракции и общества как макросистемы. На уровне интеракции социальная система предстает в качестве структуры статусно-ролевых отношений между акторами, причем Парсонс отдельно подчеркивает, что статусы — это место/позиция актора в системе, а роль — это собственно деятельность актора и ее ориентация. На уровне институциональной структуры общества, согласно Парсонсу, следует говорить не о ролях, а о ролевых ожиданиях [17, p.25, 39.].

Согласно Лукману и Бергеру, роли — это типы деятелей в контексте объективированного запаса знания, общего для данной совокупности деятелей. Конструирование ролевых типологий трактуется ими в качестве коррелята институционализации поведения [1, с.122.]. Роли интерпретируются с точки зрения их функции: ими репрезентируются институты, или институциональная обусловленность индивидуального поведения, и именно роли позволяют институтам существовать в опыте индивидов. Таким образом, роли репрезентируют институциональный тип поведения в повседневности.

Вместе с тем, благодаря типологизации ролей и их исполнению осуществляется, согласно Лукману и Бергеру, интеграция институтов в осмысленный мир. Она достигается, в частности, благодаря выделению символических ролей, представляющих институциональный порядок во всей его целостности.

Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от Парсонса, Лукман и Бергер не проводят различения между институциональным уровнем функционирования общества и уровнем элементарной интеракции. Именно этим, на наш взгляд, и обусловлено рассмотрение ролей только в качестве функционального опосредующего звена между макроскопическими смысловыми универсами («общим запасом знания») и субъективной реальностью. По сути дела, Лукман и Бергер не выходят в своем анализе за пределы рассмотрения общества в аспекте субъективно постигаемой реальности повседневности. Обращение к объективной стороне этой реальности — исследование институтов и легитимаций — нацелено сугубо на уяснение статуса и функции общего запаса знания для индивида.

Итак, согласно Лукману и Бергеру, общий запас знания предстает в субъективной реальности общества в виде «специфически ролевого знания». Роли — коррелят институционализированного типа поведения — опосредуют распределение общего запаса знания. Наряду с типологией действия институты содержат типологию специалистов, репрезентируемую ролями [1, с.128-129.].

Социальное распределение знания, представленное ролями, утверждается только благодаря легитимациям. Именно в них содержится разъяснения институтов, т.е. разъяснение когнитивного аспекта деятельности и типов деятелей, а также их нормативное обоснование. Потребность в легитимациях возникает, согласно Лукману и Бергеру, когда имеются сегментация институционального порядка (т.е. определенные типы индивидов совершают определенные действия) и социальное распределение знания (закрепление специфически ролевого знания за определенными типами деятелей). И, следовательно, в динамике институционализации легитимация выступает третьей обязательной составляющей.

Легитимация осуществляется в результате субъективной рефлексии, которая в силу своей связанности с социальными объективациями приводит к установлению связей между значимыми темами, укоренными в институтах. Взаимосвязь между институтами может быть установлена только рефлектирующим сознанием и объективирована только в виде легитимаций. В силу этого Лукман и Бергер называют легитимации смысловой объективацией «второго порядка». И в этом они следуют за А. Шюцем, согласно которому любые теории общества будут конструктом второго порядка относительно тех значений, которые уже объективированы и функционируют в обществе. Функциональное содержание легитимации заключается, таким образом, в придании общему запасу знания статуса знания, объективно доступного для всех и субъективно вероятного [1, с.151.].

Лукман и Бергер полагают, что сугубо аналитически можно выделить четыре уровня легитимации, которые на практике зачастую пересекаются: дотеоретические легитимации, теоретические в зачаточной форме, явные теории и символические универсумы. Первый уровень легитимации характеризуется тем, что институты функционируют как «массив знания рецептов», передаваемого по наследству. Дотеоретические легитимации составляют мотивационную динамику институционализированного поведения. Они аккумулированы в мифологиях, моральных принципах и предписаниях, в пословицах, поговорках, ценностях и верованиях. Этот уровень легитимаций является основой «самоочевидного знания», на которое опираются все последующие теории [1, с.109.].

В связи с рассмотрением предложенной авторами типологии легитимаций достойно внимания то, что они выстраивают определенную иерархию уровней легитимации. Так, второй уровень предполагает уже появление объяснительных схем относительно ряда объективных значений, здесь происходит закрепление когнитивной и нормативной интерпретаций действий. Третий уровень легитимаций содержит «явные теории» для объяснения институционального сектора в терминах дифференцированной системы знания. Такие легитимации создаются специальным персоналом, который передает их с помощью формализованных процедур посвящения. На этом уровне сфера легитимации достигает сравнительной автономности от легитимируемых институтов. И, наконец, четвертый уровень — символические универсумы — предполагает интеграцию всех секторов институционального порядка во всеобъемлющую систему отсчета [1, с.154.].

Разработанная Лукманом и Бергером аналитическая модель легитимаций дает возможность установить иерархию институционально зафиксированных значений в пределах конкретно взятой социокультурной модели общества. И только в этом своем операциональном смысле она и может быть, на наш взгляд, применима. Однако самим теоретикам соотнесение четырех выделенных уровней легитимации со стадиями исторического развития конкретного общества представляется «абсурдом» (Бергер и Лукман 1995, с. 157).

И в этой связи возникает вопрос, на который Лукман и Бергер не дают ответа, — каким образом возможно установление самих легитимаций, их институционализация? Тема легитимаций обсуждается этими теоретиками в связи с необходимостью ответа на вопрос о способах решения проблемы интеграции общества в целом — «…обеспечения интегративных значений, которые будут охватывать все общество и придавать всеохватывающий контекст объективного смысла фрагментарному социальному опыту и знанию индивида» [1, с.109.].

По мысли Лукмана и Бергера, объективация институционального порядка достигается посредством реификации — восприятия человеческих феноменов в качестве вещей. Таким образом, социальное закрепление легитимаций возможно в силу присущей индивидуальному сознанию «реификационной модальности», т.е. способности человека овеществлять (реифицировать) реальность.

Введение понятий «реификация» и «легитимация» в теоретический анализ проблемы социальной интеграции позволяет, на наш взгляд, ответить на вопрос, каким образом становится возможным на уровне индивидуального сознания восприятие социального мира как единого смыслового универсума, и соответственно — проанализировать механизмы интеграции общества и поддержания социального порядка. Однако нерешенными в рамках теории Лукмана и Бергера остаются вопросы о том, как процессуально, исторически устанавливается социальный порядок и каковы социальные механизмы институционализации общедоступного запаса знания. Реификационная модальность человеческого сознания и вычленение различных уровней легитимации являются, на наш взгляд, необходимыми предпосылками интеграции институционального мира, но еще не его институционализацией.

Вышеуказанное методологическое затруднение совершенно отчетливо проявляется при попытках использования предложенной Лукманом и Бергером схемы институциональной динамики применительно к конкретно-историческому материалу. В своем анализе институционализации они оставляют за рамками теоретизирования такой принципиальный аспект социального развития как процессуальность. Неустанно подчеркивая исторический характер общества, они по существу не затрагивают собственно исторический процесс формирования социального мира.