Смекни!
smekni.com

Концепции институционализации в германской теоретической социологии второй половины ХХ века (стр. 4 из 8)

Подведем промежуточный итог рассмотрению концепции институционализации, содержащейся в теории общества Лукмана и Бергера. Как было показано в ходе анализа, в этой концепции воспроизводится парсоновская схема интерпретации институционализации в качестве трехстадиального динамического процесса. Подобно Парсонсу, Лукман и Бергер дают разъяснения относительно процессуальной составляющей институционализации. Их принципиальным нововведением следует признать внедрение в концепцию институционализации такого важного компонента, как механизмы интеграции институтов. В качестве таковых Лукман и Бергер указывают на легитимацию и ее фиксацию.

Принципиально значимым в контексте нашего исследования представляется их определение содержательной сути легитимаций. Согласно Лукману и Бергеру, легитимации содержат «теоретические» модели общества, форма закрепление которых зависит от «уровня» интерпретации. Это теоретическое положение приобретет, на наш взгляд, свою методологическую значимость при условии его применения к анализу обществ, религиозная традиция которых базируется на письменном источнике знания. Таким образом, по сравнению с парсоновскими разработками концепция Лукмана и Бергера отличается специфической трактовкой третьей стадии институционализации. В этой концепции институционализация в своем законченном виде предполагает закрепление, легитимацию определенной «модели общества», содержащей когнитивную и нормативную интерпретации сложившихся исторически, объективированных типов деятельности и ролевых типизаций. Однако проблема установления механизмов генерализации институтов и механизмов институционализации легитимаций остается у Лукмана и Бергера нерешенной.

Теоретико-методологический вклад Н. Лумана (1927-1998) в дискуссию о социологических основаниях общей теории институтов принято оценивать в германской академической традиции как «радикальную социологизацию» [19, p.340-341;20, p.80.] понятий «институт» и «институционализация». Следует всемерно подчеркнуть то обстоятельство, что Луман никогда не претендовал на создание теории институтов как таковой и вошел в теоретическую социологию XX в. прежде всего как автор системно-функциональной теории общества и неофункционального подхода к анализу социальных изменений. Ревизия социологического аспекта понятий «институт» и «институционализация» была предпринята Луманом в ранний период его научного творчества, когда он стремился заложить теоретико-понятийный фундамент своих концептуальных воззрений.

В германской социологии 60-70-х гг. любая попытка теоретико-методологического анализа общества предполагала рассмотрение понятия «институт», поскольку именно институты интерпретировались в качестве объективной данности функционирования общества. В противовес этому в американской социологии доминировала тенденция критики институционального анализа как неприспособленного к адекватному выявлению движущих сил социальных изменений. Американские теоретики считали необходимым отказаться от понятия «институт», так как в большинстве закрепившихся его трактовок преобладал статический взгляд на общество, акцентирующий устоявшуюся ценностно-нормативную («идеативную») регуляцию социальной реальности. В контексте такой критики особенно ожесточенной атаке и была подвергнута концепция институционализации, созданная классиком американской теоретической социологии Т. Парсонсом в рамках предложенной им структурно-функциональной теории общества[1].

Приступая к теоретической ревизии понятия «институт», Луман оказался перед необходимостью учитывать специфику интеллектуальной ситуации в социологии по обе стороны Атлантики. Разрабатываемые им системно-функциональная теория общества и неофункциональный подход в значительной степени восходили к структурному функционализму Парсонса, идеи которого были оттеснены на периферию германского социологического дискурса.

В то же время теория Лумана генетически связана с базовыми идеями философии права Гегеля, гуссерлианской феноменологией, теорией институтов А. Гелена. Германская традиция истолкования понятия «институт» апеллировала к теории институтов, разработанной в 20-х гг. XX в. французским теоретиком права М. Орио, подчеркивавшим идеативную природу институтов. Одновременно с этим немецкие социологи считали необходимым учитывать и антропологическую природу институтов в том виде, как она представлена в теории культуры Б. Малиновского. Луман начал свою ревизию понятия «институт» с критики содержания этого понятия в социологии права.

В своих ранних работах, посвященных по преимуществу социологии политики и права, он отталкивался от идей Орио и Парсонса. В работе «Базовые права как институт» (1965) Луман подробно проанализировал закрепившиеся в социологии интерпретации понятия «институт» и предложил новое его определение. Трактуя базовые права как институт, он подчеркивал, что содержание понятия «институт» в социологии права сводится к фиксации представления о «комплексе норм», который призван отвечать требованиям консистентности, предъявляемым социальной реальностью. Луман счел неприемлемой такую трактовку институтов, поскольку нормы оказываются чем-то выведенным за пределы фактического консенсуса и отождествление понятия «институт» с комплексом норм ведет к утрате социологической характеристики институтов.

По мысли Лумана, институты — это «комплекс фактических ожиданий отношений, которые актуализируются в контексте социальной роли и как таковые могут рассчитывать на социальный консенсус» [12, p.12.]. Он придерживался той точки зрения, что социологическое осмысление институтов невозможно без учета консенсуса как неотъемлемой составляющей социальной реальности. В предложенном Луманом определении совершенно отчетливо прослеживается новая интерпритация парсоновской трактовки понятия «институт», но вместе с тем появляется и новый содержательный компонент — «социальный консенсус». Выдвижение на первый план в интерпретации понятия «институт» фактора консенсуса обусловлено в рассуждениях Лумана стремлением к обобщенному выявлению социальной функции институтов. Так, он указывает, что социальная функция институтов заключается в установлении «оснований отношений посредством легитимации предполагаемого консенсуса» [12, p.12.]. В перспективе такого рассмотрения институты представляют собой именно те «генерализированные во времени предметно и социально ожидания отношений, которые и выстраивают структуру социальной системы» [12, p.13.][2].

В данном определении принципиально важно новое видение структуры социальной системы, выстраивающейся не через действие, а через ожидание действий, детерминированных определенными отношениями. Такие ожидания существуют в масштабах общества, будучи закрепленными предметно и исторически.

Содержательное разъяснение нового подхода к определению понятий «институт» и «институционализация» были изложены Луманом в 1970 г. в статье «Институционализация — функция и механизм в социальной системе общества» [14], вошедшей в сборник «В направлении теории институтов», под общей редакцией Х. Шельского. Этот сборник, согласно мысли его научного редактора, одного из ведущих германских теоретиков социологии образования, должен был положить начало междисциплинарной дискуссии по проблеме общей теории институтов [14, p.7.]. Луман в своей статье, посвященной институционализации, задается вопросом, как происходят становление и развитие общества. Рассмотрение этого вопроса он начинает с выдвижения принципиально нового методологического тезиса, согласно которому «предметная область социологии определяется понятием социальной системы, а не понятием института» [14, p.28.]. Данное методологическое указание свидетельствует о сознательном разрыве Лумана с германской традицией интерпретации генезиса общества на основе антропологических предпосылок — природы человека как «существа, открытого миру» (А. Гелен).

Луман вводит определение социальной системы, которое позволяет анализировать становление и развитие общества, минуя антропологические предпосылки: «Социальная система—это эмпирически обнаруживаемые контексты действия, а не только образцы, типы, комплексы норм, как это подразумевается в понятии институт» [14, p.28.]. Социальная система, согласно Луману, состоит из фактических действий, производимых личностями и эти действия увязываются друг с другом, будучи наделенными определенным смыслом, образующим контекст действия. Именно смысловой контекст фактических действий и отграничивает социальную систему от среды, не принадлежащей этой системе.

Понятия «социальная система» и «среда» являются ключевыми для системно-функциональной теории, выдвинутой Луманом в 1984 г. в монографии «Социальная система. Основы общей теории». Разрабатывая представление об обществе как социальной системе, Луман опирался на концепцию закрытых «аутопоетических» (самопорождающихся) систем, созданную чилийским биологом Х. Матураной и его учеником Ф. Варелой. Апелляция к концепции аутопоетических систем чрезвычайно важна для логики лумановских построений. В определении общества как системы он наследует Парсонсу, но в теории последнего социальная система возникает из действия и рассматривается как производная от него. В противовес этому Луман стремился подчеркнуть несводимость генезиса общества к какому-либо внешнему фактору. Общество, по Луману, — это аутопоетическая система, порождающая и воспроизводящая себя через коммуникацию. Среда, где имеет место коммуникация, — это субстрат системы. Общество, осуществляя себя через коммуникацию, функционирует в качестве операционально закрытой системы.