Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за воинские преступления (стр. 11 из 25)

Неповиновение представляет собой наиболее опасную форму неисполнения приказа в виде открытого, демонстративного, публичного или наедине отказа подчиненным от исполнения приказа начальника. Однако неповиновение следует отличать от пререкания. При пререкании подчиненный вступает в обсуждение приказа, проявляет недовольство им, но затем выполняет приказ. Например: рядовому Н. было приказано в выходной день заняться уборкой территории части. Он стал говорить, что не его очередь убирать, что такую уборку почему-то всегда поручают только ему, но после этого стал заниматься уборкой. Здесь налицо только пререкание.

Открытый отказ выполнить приказ начальника (неповиновение) является опасным видом умышленного неисполнения приказа. Статья 367 УК РК; статья 337 УК РФ охватывает и случаи, когда виновный принимает приказ начальника к исполнению но в действительности сознательно его не исполняет. Для квалификации не имеет значения, когда он решил не исполнить приказ: или в момент его получения, или после истечения определенного времени. Неисполнение приказа выражается как в действии, (виновный делает то, что было приказом запрещено), так и в бездействии (виновный не выполняет тех действий, которые были предписаны приказом), а также в неточном, в несвоевременном его исполнении. Нельзя считать умышленным неисполнением приказа невыполнение подчиненным требований, содержащихся в общих нормах (например, в инструкциях, наставлениях и т.п.) или в общих указаниях (например, при инструктаже во время заступления в наряд или перед выходом в дальний рейс и т.д.). Нарушение таких требований может квалифицироваться, например, как воинское должностное преступление, или как нарушение уставных правил караульной службы, или по другим статьям УК.

Данное преступление признаются оконченными с момента отказа выполнить приказ или с момента фактического его не исполнения, если в результате этого наступят вредные последствия. С субъективной стороны неповиновение характеризуется умышленной виной прямым умыслом: виновный сознает, что он открыто, отказывается выполнить приказ, и желает этого: а умышленное неисполнение приказа – прямым или косвенным умыслом. Мотивом и целью не исполнения приказа могут быть самые различные обстоятельства (недовольство служебной деятельность начальника, леность, трусость, малодушие и т.д.). Однако если виновный при неисполнении приказа преследовал цель нанести ущерб военной мощи страны, то такое деяние следует квалифицировать как преступление против суверенитета Республики Казахстан по ст. 165 УК.

Субъектом этих преступлений является любой военнослужащий, подчиненный в отношении лица, отдавшего приказ. Отягчающими обстоятельствами неповиновения, умышленного неисполнения приказа является совершение их группой лиц либо наступление в результате этого тяжких последствий (ч.2).

Под группой лиц понимаются двое или более военнослужащих, совместно совершающих данное преступление. При этом для квалификации не имеет значения, совершено ли такое не исполнение приказа ими по предварительному сговору или в результате сложившихся обстоятельств.

К тяжким последствиям могут быть отнесены в зависимости от конкретных обстоятельств самые различные последствия, в частности несчастные случаи с людьми, повреждение или уничтожение боевой техники, причинение крупного материального ущерба, срыв выполнения боевого задания и т.п.

В зависимости от степени общественной опасности деяния за совершение данного преступления установлены разные наказания.

Неповиновение или иное умышленное неисполнение приказа наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет (ч.1), а если при этом наступили тяжкие последствия, или если это преступление совершено группой лиц – лишением свободы на срок до пяти лет (ч.2).

В военное время или в боевой обстановке данное преступление наказывается более сурово – лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет, а при отягчающих обстоятельствах – смертной казнью или пожизненным лишением свободы (ч.3).

Неосторожное неисполнение приказа наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части до одного года (ч.4). Совершение данного преступления в военное время или в боевой обстановке – лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ч.5).

Сопротивление начальнику или принуждения его к нарушению служебных обязанностей (ст. 368 УК РК; ст. 333 УК РФ)

При сопротивлении начальнику, а также иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности по военной службе, или принуждение их к нарушению этих обязанностей нарушается нормальная служебная деятельность начальника или иных военнослужащих по выполнению возложенных на них обязанностей по военной службе.

Повышенную общественную опасность этого воинского преступления следует видеть в том, что виновный открыто и решительно противодействует начальнику или иным военнослужащим, выполняющим свои обязанности, вытекающие из требований уставов, наставлений и т.д. Степень общественной опасности данного преступления характеризуется, прежде всего, значительным ущербом для объекта посягательства.

Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных статьей 368 УК, является порядок, правила воинской подчиненности, установленные в армии и на флоте по поводу соблюдения служебной деятельности начальников или иных военнослужащих, выполняющих специальные обязанности по военной службе.

Порядок подчиненности, разумеется, понятие широкое. В данном случае речь идет о той его стороне, которой обеспечивается выполнение определенных служебных обязанностей должностными или иными лицами. Виновный препятствует к выполнению не всяких воинских обязанностей, а специально возложенных законом, воинскими уставами, приказами начальников либо временно, например патрульными, выполняющими определенное время обязанности по поддержанию порядка и дисциплины среди военнослужащих на улицах и общественных местах, либо постоянно – в силу выполнения воинских должностных функций, например, командира взвода.

Таким образом, непосредственным объектом сопротивления или принуждения является определенный круг военно-служебных отношений регламентированных не всякими нормами, а лишь теми, которые берут под защиту важную служебную деятельность начальника и иных военнослужащих, выполняющих возложенные на них обязанности по военной службе. Основное острие деяния направлено на срыв, прекращение или изменение возложенных на лицо воинских обязанностей в процессе выполнения этих функций.

Здесь важно устанавливать осведомленность военнослужащего, оказывающего сопротивление или принуждение, в том, что он деяние совершает не в отношении всякого лица, а против военного начальника или иного военнослужащего, исполняющего возложенные на него обязанности по военной службе. Например: если военнослужащий оказывает сопротивление офицерам в городе во время задержания, не знал, что он офицер, не будет в таком деянии состава воинского преступления. С объективной стороны сопротивление предполагает воспрепятствование начальнику или иному лицу исполнить возложенные на него обязанности по военной службе, а принуждение – заставлять этих лиц нарушать исполнение этих обязанностей. В обоих случаях речь идет об активных действиях, направленных на оказание сопротивления или на принуждение.

Сопротивление имеет место только в процессе выполнения потерпевшим конкретных воинских обязанностей. Принуждение же может быть не только в этих случаях, но и тогда, когда потерпевший свои обязанности не выполняет, но будет выполнять их в будущем.

Сопротивление имеет место только в процессе выполнения потерпевшим конкретных воинских обязанностей. Принуждение же может быть не только в этих случаях, но и тогда, когда потерпевший свои обязанности не выполняет, но будет выполнять их в будущем.

Сопротивление и принуждение образуют состав воинского преступления, если они сопряжены с насилием или угрозой применения насилия.

Под насилием понимается нанесение побоев, ударов, причинение легких телесных повреждений.

Под угрозой применения насилия следует понимать психическое воздействие на начальника, запугивание, обещание причинить ему вред.

Угроза может выражаться в обещании, причинить ему какое то зло, неприятность, что-то дурное, вредное, сделать какую-то пакость. Однако здесь речь идет не о всяком запугивании начальника, запугивании путем применения физического насилия, а именно: убийством, нанесением побоев причинением телесных повреждений или иного вреда. Касаясь содержания угрозы, следует отметить, что она не должна быт мнимой, воображаемой, кажущейся, притворной, ложной, а реальной. То есть такой, когда есть основание считать, что она осуществлена. Угроза считается реальной, если она действительная, практически пре творимая в жизнь, с учетом конкретных условий, обстановки.

Угроза должна быть высказана лицом черты характера, которого и взаимоотношения с потерпевшим дают основание считать, что она может быть осуществлена не в далекое, неопределенное время, а в ближайшем будущем. Например: подчиненный, принуждая начальника к нарушению своих служебных обязанностей, угрожает, что, когда начнется война, он убьет его первым. Такая угроза, разумеется, не реальная, не конкретная, она не может быть признана угрозой применения насилия согласно характеризуемой статьи.