Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за воинские преступления (стр. 16 из 25)

Грань между продолжительным самовольным оставлением (несколько месяцев) и дезертирством настолько сближается, что трудно, иногда совсем невозможно провести между этими деяниями «водораздела», уловить грань между ними. Длительное самовольное оставление порой

заканчивается где-то у «ворот» дезертирства, тесно сближаясь с ним. В этой связи и общественная опасность таких деяний также начинает терять существенное различие.

Сложность решения вопроса о цели самовольного оставления заключается в том, что зачастую приходится на поводу заинтересованного в исходе дела обвиняемого – от того, признает ли он себя виновным в самовольном оставлении части или места службы с целью вовсе уклониться от воинской службы или нет, поскольку собранная по делу «совокупность доказательств» недостаточна для оценки деяния, а других данных порой нельзя бывает установить. Ведь самовольное оставление службы, как правило, совершается в одиночку, и виновный может скрыть все следы своего преступления.

В ч. 5 предусмотрена ответственность за совершение указанных преступлений в военное время. В этих случаях уголовная ответственность наступает при самовольном отсутствии продолжительностью свыше одних суток.

Самовольное оставление части в боевой обстановки (ч. 6) характеризуется тем, что виновный самовольно оставляет часть или место службы в условиях, когда идут боевые действия с противником или имеется непосредственная, реальная угроза вооруженного с ним столкновения. Воинская часть может находиться в боевой обстановки, как в военное, так и в мирное время, например при отражении дежурной частью нападения самолета противника, вторгшихся в воздушное пространство Республики Казахстан.

Субъективная сторона самовольного оставления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает что, самовольно оставляет часть или место службы, либо не является в срок без уважительных причин, и желает совершить эти действия. Виновный при этом имеет цель уклониться от несения обязанностей военной службы лишь на определенный срок, а затем вернуться в часть и продолжать службу. Скажем рядовой Д, получив письмо о том, что родители не признают его молодую жену, относятся к ней нехорошо, самовольно уехал из части домой, чтобы навестить их и возвратиться через семь суток, что и сделал. Содеянное может быть квалифицировано как самовольное оставление части.

Мотивы и цели могут быть различными и должны учитываться при решении вопроса об уголовной ответственности. Субъектом преступления являются военнослужащие срочной службы и лица, проходящие воинскую 17Приказ НГШ ВС РК № 26 от 26.05.99 г.

службу по контракту. Особенность этой категории военнослужащих состоит в том, что они могут располагаться и вне территории части. Поэтому лицам, проходящим воинскую службу по контракту, ч.3 ст. 372 УК РК вменяется в ответственность в случае, если они без разрешения начальника выехали из соответствующего населенного пункта либо не явились туда без уважительных причин в течение указанного в законе срока. Самовольное оставление части или места службы военнослужащим срочной службы наказывается арестом на срок до 6 месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Совершение военнослужащим этих действий из дисциплинарной воинской части – лишением свободы на срок до двух лет.

Квалифицированный вид самовольного оставления части или места службы (ч.3) наказывается ограничением по военной службы на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Если это преступление продолжалось свыше одного месяца (ч.4) - лишением свободы на срок до 5 лет. Преступления, указанные в ст. 372 УК РК, совершенные в военное время, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, а в боевой обстановке – лишением свободы на срок от 3 до 15 лет.

Уклонение от военной службы

путем членовредительства или

иным способом (ст.374 УК РК; ст.339 УК РФ)

Рассматриваемое преступление относится к числу наиболее опасных посягательств на порядок прохождения военной службы. Совершая данное преступление, военнослужащий тем самым злостно нарушает воинскую дисциплину, требования военной присяги и воинских уставов, честно и добросовестно выполнять воинские обязанности, стойко переносить все трудности и лишения военной службы.

Общественная опасность уклонения от военной службы путем членовредительства или иным способом заключается в особенности объективной стороны.

С объективной стороны данное преступление характеризуется уклонением от военной службы путем симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) или иного вреда здоровью, путем подлога документов или иного обмана, т.е. лицо освобождается от службы внешне как бы на легальном основании, а в действительности на ложных, вымышленных основаниях.

Для квалификации здесь не имеет значение, имел ли военнослужащий цель уклонения от несения обязанностей по военной службе вовсе (демобилизоваться) (ч.2), или временно (получить отпуск к родным), или уклониться от выполнения конкретных обязанностей (от несение караульной службы, от выхода на учения, участия в походе и т.п.) (ч.1).

Симуляция болезни заключается в том, что военнослужащий умышленно вводит в заблуждение насчет наличия у него заболевания (психического заболевания, слепоты и др.), создает ложные представление о наличии несуществующих заболеваний либо преувеличивает симптомы имеющегося заболевания (аггравация), что препятствует исполнению обязанностей военной службы. Виновный претворяется больным, чтобы таким путем освободиться от несения обязанностей военной службы.

Под членовредительством понимается причинение вреда здоровью с целью уклонения от несения обязанностей военной службы. Для квалификации не имеет значения, кем учинено членовредительство: самим военнослужащим или другим лицом. Оно может выражаться в виде повреждения органов и тканей тела, в искусственном вызываний каких-либо заболеваний, как-то: отрубание пальцев рук, создание глухоты, слепоты, нарушении сердечной деятельности и т.п.

Под причинением иного вреда здоровью следует понимать иное, помимо членовредительства, воздействие на организм различными способами (путем приема вредных для здоровья химических веществ, передозировки лекарственных средств и т.д.), исключающее возможность исполнения обязанностей военной службы.

Под уклонением путем подлога документов понимается предоставление командованию фальшивых документов, дающих право на освобождение, постоянно (ч.2 ст.374 УК РК) или временно (ч.1 ст.374 УК РК) от несения обязанностей воинской службы (предъявления фиктивной телеграммы о смерти родителей для получения кратковременного отпуска, поддельного свидетельства о годе рождения с целью досрочного увольнения из армии, документов о каком-либо событии) и т.п. Во всех случаях подлог состоит в фиктивности, несоответствии действительности указанных в документе событий и обстоятельств, ссылаясь на которые военнослужащий ходатайствует о временном или постоянном освобождении его от исполнения воинских обязанностей.

Поскольку подлог документов - обязательный признак объективной стороны состава уклонения, то квалификация его еще и по ст. Уголовного кодекса, предусматривающий ответственность за подделку документов, не требуется, то есть в данном случае отсутствует совокупность преступлений.

Лицо, снабдившее военнослужащего подложным документом для получения или освобождения от исполнения воинских обязанностей, подлежит ответственности как соучастник уклонения путем подлога.

Подлог документов, учиненный с целью сокрытия другого воинского преступления, например, несвоевременного возвращения в часть без уважительных причин, - такое деяние должно быть оценено как совокупность двух преступления; уклонения от несения воинской службы и подлога документов. Подлог документов здесь учиняется после того, как виновный уже совершил воинское преступление, и совершает для того, чтобы скрыть его.

Иной обман как способ уклонения заключается в том, что военнослужащий сообщает командиру (начальнику) заведомо ложные сведения о событиях или обстоятельствах с целью получения освобождения от несения обязанностей службы либо сознательно умалчивает с той же целью об обстоятельствах, о которых должен был доложить. Ложные сведения могут касаться семейных или иных обстоятельств, которые если бы они существовали в действительности, служили бы основанием для освобождения командиром (начальником) своего подчиненного от исполнения обязанностей военной службы.

Преступление считается оконченным с момента, когда указанные лица принимают решение о временном или постоянном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы. До этого момента действия военного следует квалифицировать как покушение на преступление.

Субъективная сторона преступления характеризуется формой вины в виде прямого умысла. Особое значение здесь имеет цель: виновный во всех случаях действует с целью уклонения от военной службы. Виновный осознает, что уклоняется от исполнения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения, обмана и иным способом, и желает этого.

Субъект преступления – любой военнослужащий.

Характеризуемое уклонение от воинской службы (ч.1), наказывается ограничением от военной службы, на срок до одного года, либо арестом на срок от трех, до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет, а если преступление связано с целью полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы (ч.2)- лишением свободы на срок до 7 лет.