Смекни!
smekni.com

Экономическая безопасность России (стр. 7 из 10)

Правительство приняло недавно «Основные направления государственной политики реформирования электроэнергетики РФ».

При реформировании создаются два холдинга. В состав первого войдёт федеральная сетевая компания с примкнувшим к ней системным оператором (пульт с рубильниками, обеспечивающий баланс производства и потребления энергии в масштабах страны) и администратором торговой системы. Это и будет РАО «ЕЭС России». Второй холдинг будет объединять «генерирующие компании», создающиеся на базе крупных федеральных электростанций, находящихся под управлением РАО, включая наиболее эффективные гидро- и гидроаккумулирующие станции, и региональные АО-энерго, из состава которых выделят сети передач.

В результате на рынке передачи электроэнергии будет один монополист РАО «ЕЭС». Цена на передачу энергии и диспетчеризацию будут регулироваться государством. Ясно, что о конкуренции здесь речи не идёт, особенно если РАО будет работать по принципу – «захочу – передам, не захочу – строй свои сети».

Крупные генерирующие компании будут со временем проданы желающим, которые смогут заплатить за них настоящие деньги. У кого найдутся такие деньги заранее известно по опыту стран Восточной Европы. Так министерство финансов Чехии в конце 2000 года решило выставить на продажу 64% акций крупнейшей государственной энергетической компании CEZ. Данный пакетоценивается экспертами в 3 млрд. долларов, для утяжеления компании правительство намерено продать этому госмонополисту 6 из 8 региональных энергетических компаний. Ряд европейских и американских энергетических компаний, таких как испанская Endesa и бельгийская Tractebel, уже объявили о своём намерении объединиться и купить акции CEZ. Это делается для того, чтобы иностранцы не «растащили» госэнергетику на части, к тому же по бросовым ценам, что происходит сейчас в других государствах Восточной Европы.[26]

Это масштабное реформирование очень похоже на вывод наиболее доходных активов из госсобственности. Государству останутся одни сети, которые не без участия менеджмента РАО «ЕЭС», находятся в плачевном состоянии. Вполне возможно, государству придётся дотировать ФСК и дочерние сетевые общества АО-энерго, так как стоимость за передачу вряд ли покроет требуемую сумму.

Государственный уровень экономической безопасности.

Самые большие потери за последние пятнадцать лет Россия понесла в области научно-технических, социально-культурных и людских ресурсов.

Научно-технические ресурсы.

К началу 1992 года в России в сфере науки было занято 3,5 миллиона человек (2,1 – научные работники), на начало 1995 года в сфере науки работало 1 миллион 124 тысячи человек (из них научных работников – 643 тысячи). С 1988 года по 1996 год из России навсегда уехало около 95 тысяч научных работников.[27]

Гораздо больше учёных выехало на работу по контракту, 10 – 15% этого потока остаётся за рубежом, и становятся постоянными эмигрантами.

Изощрённой формой «утечки» является найм на работу российских учёных и специалистов иностранными компаниями и СП с иностранным участием на территории России. Они «эмигрируют», не выезжая за границу.

Например, «Проктер энд Гэмбл» на 5 лет арендовало Институт биомедицинской химии АМН России. Американская корпорация Boeing размещает заказы на российских фирмах и оплачивает их после выполнения работ. Сейчас по такой схеме с ними работают более 30 российских компаний (ЦАГИ, IBS, «Хруничев» и другие). Недавно было объявлено о том, что создаётся венчурный фонд, и он вложится в частности в уже упоминавшееся ОАО «Гидромаш» – российский монополист по производству гидравлики для аэрокосмической техники. Корпорация Intel создала центр по разработке ПО в Нижнем Новгороде, где трудится более 120 человек, и ещё около 90 – по контракту.

Стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля составляет 800 тысяч долларов (по расчётам американских специалистов). Если к категории научных работников прибавить высококвалифицированных инженерно-технических специалистов, медиков, учителей и деятелей культуры то Россия ежегодно теряет 50 – 60 млрд. долларов.

Помимо «внешней», существует «внутренняя утечка». А именно, исход учёных и специалистов из научно-технической сферы в другие области национальной экономики – административные, коммерческие и криминальные структуры.

Этот процесс превышает в 10 раз «утечку умов» за рубеж.

ОЭСР, озаботившись проблемами роста научного потенциала России, рекомендовало ещё сократить кадровый потенциал в НИОКР до 500 – 600 тысяч человек при численности научных работников около 300 тысяч (то есть, сократить вдвое против прежнего).

По экспертным оценкам разрушение научно-технического потенциала наступает, если доля расходов на НИОКР в ВВП страны не превышает за 5 – 7 лет 1% в год, и доля занятых в науке падает до 2 – 4%. Расширенное воспроизводство происходит при прохождении верхнего предела в 1,5 – 2% ВВП, после чего количество лиц с высшим техническим и и естественно-научным образованием возрастает до 4 – 6%.

В этом плане весьма интересно сравнение финансирования на НИОКР в России и США, % от ВВП (таблица 3).

1991 1992 1993 1994 1995
Россия 1,03 0,57 0,52 0,47 0,41
США 2,6 2,6 2,6 2,6 2,7

Таблица 3. Объём финансирования НИОКР в России и США (% от ВВП).

По данным миннауки число научных работников в общем числе занятых в народном хозяйстве России упало с 4% в 1991 году до менее 2% в 1996 году. Совокупная иностранная помощь, оказанная России Западом, составляет 1,7 млрд. долларов в год. Это сопоставимо с объёмом российских годовых ассигнований на НИОКР в 1996 году – 11,565 трлн. неденоминированных рублей. Это механизм давления и выкачки научных продуктов.

Речь идёт о глобальном процессе современности – интелектуальном переделе мира. Происходит жёсткая конкурентная борьба отдельных государств и их группировок за преимущественное преобладание практически последним неподелённым ресурсом – интеллектом.

Социально-культурные и человеческие ресурсы.

Под социально-культурными ресурсами понимается культура и образованность нации, наличие общенациональных позитивных идеалов.

Все эти годы происходит чудовищное насилие над российской культурой. Ломка прежних идеалов и внесение надуманных убогих западных идеалов – типа «деньги – это всё» произвела сильные разрушения в человеческой психике. Наиболее пострадало молодое поколение, незащищенное жизненным опытом, и брошенное на произвол судьбы своими родителями, работающими для того, чтобы прокормить себя и свою семью, и государством, которому стало не до них. Вспышка молодёжной преступности, наркомании, проституции во многом обусловлена именно отсутствием внимания к ним со стороны государства и родителей. Происходит стремительное обесценивание общечеловеческих ценностей, в результате человек морально опускается до животного состояния. Всё это подогревается засильем американского низкопробного кино на телевидении, тупой современной музыкальной культурой (за некоторыми исключениями), бульварной прессой и многочисленной кучей современной литературы, поставленной писателями на поток. Иногда создаётся ощущения внешнего воздействия в процессе оболванивании населения.

Впрочем, в этом процессе участвуют и свои. Чего стоит скорая реформа русского правописания, отменяющая «Правила» 1956 года и искусственно упрощающая русский язык по принципу пишется как слышится. Теперь в русском языке появятся новые слова типа: чаечный (от слова «чайка»), майяский (было такое племя майя).[28] От введения нового «Свода» может пропасть окончательно почтение нации к собственному языку (как это произошло давно в думе и на телевидении). В Германии и Австрии сейчас происходит именно такой процесс после реформирования орфографии.

В плане национальной идеи государство также не выдвинуло до сих пор ничего героического, кроме идеи либерализации и волшебной силы абсолютно конкурентного рынка, в котором все будут богаты и счастливы.

Под потерями в людских ресурсах понимается 10 летнее снижение рождаемости населения и очень высокая смертность от несчастных случаев, аварий и убийств.

Детей в возрасте от 0 до 4 лет в России порядка 6 млн., от 5 до 8 лет – порядка 8 млн., от 9 до 12 – порядка 10 млн.[29] Соответственно, через 10 – 12 лет появится очень актуальная проблема с военнослужащими и молодыми рабочими.

Смертность от несчастных случаев в России составляет ежегодно 156 человек на 100 000 населения, в США – 55 человек, в Норвегии – 28 человек.

Криминализация страны.

Всё это связано с высокой криминализацией населения страны, большой долей криминальной и полукриминальной экономики, правовым беспределом.

Всем известно, что предпринимательская деятельность в России сильно ограничена незащищённостью бизнеса. Смертельно опасно начинать какой-то высокодоходный бизнес с быстрым возвратом вложенных средств без наличия солидной «крыши». Особенно опасно в сырьевых отраслях. Как сказал один высокопоставленный чиновник про угольную отрасль – «уголь вам не нефть, и уж прямо скажем не сахар. Здесь чужие не ходят».

Сейчас готовится внесение на рассмотрение думой целого пакета документов по судебной реформе. Если она осуществится, и власть наконец начнёт сажать тех, кто грабит не вёдрами а составами будет легче.

Налоговое состояние экономической безопасности России.

Объективные тенденции изменения налогового климата в РФ:

Перекладывание налогового бремени на всё более узкий сектор налогоплательщиков. В связи с этим возникают представления о чрезмерности налогообложения доходов с последующими неадекватными требованиями его снижения.