Смекни!
smekni.com

Экономическая безопасность России (стр. 8 из 10)

Превращение налоговой системы в фактор подавления экономического роста и инвестиционной активности.

Подрыв объективных возможностей реального сектора в результате убыточности предприятий.

Расширение зоны «теневой» и криминальной экономики (включая в значительной степени вектор коммерческих банков).

Ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства.

Субъективные тенденции, вызванные конкретными действиями органов государственной власти:

Несогласованность различных направлений финансово-экономической политики.

Слабость экспертизы и отсутствие оценки законодательства с точки зрения критериев экономической безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности налоговой политики.

Плохая предсказуемость налоговой политики.

Усиливающаяся зависимость в проведении налоговой политики от международных финансовых организаций, иностранных политических кругов и ТНК (давление в отношении закона о разделе продукции, экспортно-импортных пошлин, открытых экономических зон, «водочной», «алмазной» и «естественных монополий» и ряда других законов).

Отсутствие механизмов защиты в проведении налоговой политики от лоббистских групп.

Финансовая и правовая незащищённость федеральных органов и сотрудников налоговых службы.

Неразработанность научных основ налогового права, противоречивость юридической нормативно-законодательной базы.

Недооценка фактора времени. Недостаточность и слабость реакции на нарушение общероссийского налогового законодательства.

Низкая экономическая, административная и уголовная ответственность управленческого персонала финансовых и кредитных организаций.[30]

Чрезмерная либерализация доступа иностранных фирм на внутренний российский рынок и беззащитность последнего перед агрессивной конкуренцией иностранных монополий вызвана чрезмерной открытостью экономики России.

С начала рыночных реформ бюджет держится на косвенных налогах, основная тяжесть которых приходится на наиболее незащищённые слои населения, соответственно собирается гораздо меньше налогов, чем если бы упор делался на прямое налогообложение самых богатых слоёв населения. Высокое косвенное налогообложение является в российской экономике фактором сдерживания спроса, косвенные налоги не связаны с эффективностью труда и капитала в известной мере противостоят ей.

ФЗ «О соглашении о разделе продукции» интенсифицирует политику массированного наращивания объёмов экспорта энергоносителей и других ресурсов из России. На основе массированного наращивания нефтедобычи и переброски сырой нефти за рубеж проблемы российской экономики только увеличиваются. Хуже того, при удвоении экспорта за 1994 – 1998 годы Россия потеряла 70% своего промышленного потенциала и внутреннего рынка, оказавшись в сети финансовой зависимости от мировой олигархии.

В этом законопроекте скрыта проблема амортизационного фонда, хотя в нефтедобыче она составляет 30% затрат на производство и впятеро превышает долю расходов на зарплату.

За прошлый год думой принято несколько законов об отнесении богатейших российских нефтегазовых месторождений к закону «О соглашении о разделе продукции».

2.3.Внешнеэкономическая безопасность.

Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.

Основной проблемой внешнеэкономической безопасности является стремительное сокращение доли российской наукоёмкой и трудоёмкой продукции на зарубежных рынках.

На данный момент против России действует 55 антидемпинговых постановлений по различным видам продукции. Некоторые из них были введены вполне обоснованно, т.к. с либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия стали выходить на рынок с товаром по демпинговым ценам, конкурируя не только с местными поставщиками, но и между собой. Чего опытные иностранные компании давно себе не позволяют, справедливо полагая, что ценовые войны могут только ухудшить положение всех без исключения игроков на рынке.

Часть антидемпинговых мер была введена без реального обоснования.

Рынок продукции с высокой добавленной стоимостью давно жёстко поделён между различными иностранными компаниями. Нас достаточно легко пускают только на сырьевые рынки, т.к. продажа необработанного сырья выгодна странам импортёрам.

Например, мы по бросовым ценам торговали и продолжаем торговать со скандинавскими странами лесом и пиломатериалами. А затем покупаем у них дорогие мебельные гарнитуры, сделанные из этого леса. И подобных примеров множество.

В частности, торговать сырой российской нефтью убыточно для страны в целом. По расчётам РАН, расходы на добычу сибирской нефти обходятся в 8 долларов за баррель, тогда как в Саудовской Аравии эта цифра составляет 1,5 доллара. При одинаковых ценах на мировом рынке нефтедобывающие компании Саудовской Аравии значительно более рентабельны, чем российские нефтедобытчики.

Поэтому предложения Андрея Илларионова, установить ставку отсечения в 12 долларов за баррель, а остальное перечислять в фонд будущих поколений означает банкротство для наших нефтяников. А ведь это советник президента по экономике.

Для повышения прибыльности добычи нефти её надо подвергать глубокой переработке, развивать химическую промышленность.

Кстати, свыше 80% производственных мощностей глубокой нефтепереработки России находилось на территории Чеченской республики.

В этом году произошло реформирование импортных таможенных пошлин, для простоты работы таможенников оставили всего 4 ставки: 5, 10, 15, и 20%. По величине среднего таможенного тарифа, составляющем примерно 11%, Россия является одним из лидеров в мировой практике по открытости рынка. Видимо, правительство считает, что нашим внутренним производителям не хватает здоровой конкуренции со стороны зарубежных производителей.

Мало того, нас вдруг стали настойчиво приглашать в ВТО, вступление в которую, по словам иностранцев существенно увеличит торговые возможности России. Однако членство некоторых государств в ВТО не отменяет некоторые антидемпинговые меры со стороны США против них.

Почему именно сегодня, когда в США всё сильнее проявляются признаки глубокой рецессии, нас зовут в ВТО. Неужели американцы решили улучшить жизнь российских производителей и пустить их на свой рынок?

Вряд ли. Когда у американцев падает внутренний спрос, они ищут новые рынки сбыта за рубежом. Так на саммите стран Латинской Америки они лоббировали вступление последних в общую зону свободной торговли с США уже в 2003 году. Бразилии с трудом уговорить некоторых представителей саммита отложить дату создания зоны свободной торговли до 2005 года. Правительство Бразилии справедливо опасается за своих местных производителей. Так по данным канадских исследователей членство Канады в НАФТА экономически невыгодно для Канады.

Серьёзной проблемой ближнего зарубежья является одностороннее возмещение НДС Россией соседям по СНГ. В то время как российским производителям НДС практически не возвращается, и их экспортная продукция облагается двойным налогообложением сначала в России, затем в станах импортёрах.

3.Необходимые меры для повышения экономической безопасности России.

Разница в размерах прямых зарубежных инвестиций в экономику Китая и России свидетельствует о разнице отношения иностранцев к России и Китаю. Конфронтация Китая и США не мешает последним вкладывать в десятки раз большие суммы в экономику Китая. Стали бы вы развивать экономику будущего конкурента и военного противника? Нет. Это означает, что Россию Запад воспринимает иначе, чем Китай, хотя по прозрачности экономики Китай идёт следом за Россией. Об этом свидетельствует и инвестиционная деятельность (точнее отсутствие таковой) крупнейших ТНК в России. Главной их задачей является захват той или иной доли российского рынка для расширения сбыта собственной продукции. Совокупность фактических и объявленных инвестиций крупнейших ТНК в российскую экономику составляет к общему объёму загранактивов чуть более 1%.[31] Это означает, что никаких крупных инвестиций крупнейшие инвесторы в Россию не вложили, и вкладывать не собираются (конечно если не будет совсем дармовых предложений, но для дешёвых приобретений больших денег и не требуется). Это означает, что Россию рассматривают как очень сильного потенциального соперника, в развитие экономики которого лучше не вкладываться – себе дороже будет. Так что большие инвестиции, которые вот-вот хлынут из-за рубежа широким потоком вслед за открытием и либерализацией рынка – это миф, от которого надо быстрее избавиться. Страны «семёрки» вкладываться в экономику России не будут (разве что купят по дешёвке «Газпром» да самые экономически выгодные генерирующие электростанции, либо что-то ещё). Ну что ж, в принципе не мы первые, немы последние. Ведь происходит активное растаскивание электроэнергетики и газовой промышленности в Восточной Европе и в странах Балтии по бросовым ценам, до нас просто пока не добрались.

Почему по дешёвке? Потому что в России на сегодняшний день практически нулевая капитализация. Государство за годы реформ несколько раз «опускало» своих сограждан и собственную промышленность на деньги. В результате компания РАО «ЕЭС», стоившая на момент своего образования 425 млрд. долларов, во время обвала Гайдаром рубля – 102 млрд., сейчас стоит 4 – 6 млрд. долларов. «ЛУКойл» стоит 10 – 12 млрд. долларов, тогда как схожая по размеру активов компания «Шеврон» – 70 – 80 млрд. долларов. «Газпром», стоимость которого должна колебаться от 150 до 300 млрд. долларов стоит 8 млрд.[32] И так со всеми российскими компаниями, точнее со всеми компаниями стран – участниц варшавского договора. Противник НАТО погиб в конце 80-х, теперь идёт активное поедание павшего.