Смекни!
smekni.com

Модель экономического развития Канады (стр. 5 из 8)

Вместе с тем в середине 80-х годов наиболее ярким проявлением подрыва существующей уже многие десятилетия системы разде­ления функций между «четырьмя столпами» канадских финансов и кредита служит бурная экспансия в стране совершенно нового для Канады типа финансового учреждения — широко диверсифициро­ванной инвестиционно-банковской фирмы, или, по терминологии канадских специалистов, «торгового банка».

Стремительное развитие этого вида финансовых институтов во многом объясняется тем, что «торговый банк» практически не попадает под существующие законы, регулирующие сферу финан­сов в Канаде, и в первую очередь — под законы об ограничении прав вкладчиков скупать крупные (свыше 10 %) пакеты голосую­щих акций финансовых компаний. Таким образом, проникнове­ние на кредитно-финансовые рынки при посредстве учреждений подобного рода в наибольшей степени было выгодно крупнейшим группировкам монополистического капитала, имеющим соответ­ствующие средства, чтобы полностью распоряжаться крупными банковскими компаниями. В середине 80-х годов в результате ре­организации «финансовых владений» некоторых таких групп в качестве самостоятельного звена были выделены специальные компании, опирающиеся на совокупный финансово-экономический потенциал всех кредитно-финансовых учреждений, контролируе­мых группой, и использующие уже сложившуюся сеть их клиен­туры, их знание рынка, управленческий опыт и т. п.

Первой и самой крупной инвестиционно-банковской фирмой Канады стала корпорация «Хиз интернешнл корп.»— часть гигант­ских семейных владений Эдварда и Питера Бронфманов. Собственный капитал этого «торгового банка» — свыше 1 млрд. долл. — больше, чем совокупный капитал всех канадских инвестиционно-дилерских фирм, до самого последнего времени державших монополию на инвестиционно-банковские операции в стране. Если бы «Хиз интернешнл» был американским инвестиционным банком, он бы смог заняться по данному показателю 6-е место на Уоллстрите.

В обширной «империи» Бронфманов нашлось место и для еще одного «торгового банка» — «Грейт лейке груп инк.» У него — своя специализация. В рамах группы Бронфманов он служит «центральным инвестиционным банком», т. е. занимается разме­щением ценных бумаг корпораций, контролируемых этим се­мейством.

Еще одним примером «торгового банка» может служить «Сент-рал кэпитал менеджмент инк.», отделившаяся от холдинга «Сент­рал кэпитал корп.», главным владением которого является одна из крупнейших канадских траст-компаний «Сентрал траст». Контро­лируют всю группу финансовых учреждений два крупных ка­надских дельца Р. Коэн и Л. Эллен. Главными направлениями деятельности «Сентрал кэпитал» стали кредитование бизнеса, консультационные услуги и управление пенсионными фондами. Владельцы планируют превратить «Сентрал кэпитал» к началу 90-90-х годов в крупнейшую инвестиционно-банковскую фирму с соб­ственным капиталом в 1 млрд. долл.

Организован свой собственный «торговый банк» — «Ланкастер файнэншл инк.» — финансовым конгломератом «Краунекс инк.» центральное его звено—крупная страховая компания «Краун лайф иншурэнс»).

Если в 1985 г. в стране было только одно подобное учреждение, тов 1988 г. их насчитывалось уже около полутора десятков. «Торговые банки» отпочковались буквально от всех крупнейших диверсифицированных компаний в области финансов. Известны случаи, когда за «основу» бралась промышленная или торговая фирма. («Би-Си пэсифик кэпитал корп.», например, была организована Э. и П. Бронфманами из известного промышленного конгломерата «Версатайл корп.»). Образование финансовых конгломератов из различных по своей специализации финансовых компаний стало важнейшей особенностью централизации капитала в кредитно-финансовой сфере Канады второй половины 80-х годов. Благодаря участию ведущих кредитно-финансовых институ­та в капитале друг друга и тесным деловым контактом между ними крупнейшие из них, в первую очередь основные канадские коммерческие банки, получают возможность осуществлять конт­роль над предоставлением всего комплекса финансовых услуг Промышленным корпорациям. Происходит складывание мощных монополистических объединений на уровне всей кредитно-финансовой сферы.

Денежно-кредитная и валютная политика Канады

Денежно-кредитная и валютная политика Канады направлена на укрепление нацио­нальной валюты, которое достигается с по­мощью контроля за инфляцией и стабилиза­ции обменного курса канадского доллара. Для этого Банк Канады устанавливает целевые ориентиры дли темпом инфляции на 3 - 5 лет и осуществляет вмешательство на валютных рынках в обмен на иностранные валюты.

На современном этапе основным инструментом денежно-кредитной политики в Кана­де является перемещение депозитов, принадлежащих правительству, из коммерческих банков и других клиринговых институтов в Банк Канады, а также их перемещение в клиринговые банки.

К клиринговым институтам относятся фи­нансовые институты и банки, предлагающие клиентам так называемые чековые депозиты (чек выписывают против депонированной на счете суммы) и другие средства платежа; в Канаде это прежде всего члены Канадской платежной ассоциации. Основопо­лагающий принцип при этом является очень простым, хотя процедура регулирования кас­совых остатков предполагает различные технические детали, отражающие институциональные факторы: при изъятии изымаются остатки из системы, в то время как при редепозите они впрыскиваются в нее.

Членами Канадской платежной ассоциации являются крупные коммерческие банки, действующие на основе Закона о банках, и другие финансовые посредники, принимающие вклады, на которые приходится подавляющая часть расчетов по чеками и других платежных услуг. Члены ассоциации погашают взаимные требования после ежедневного централизованного взаимного зачета но рас­четам чеками и электронными переводами путем дебетования и кредитования своих счетов в Банке Канады. Поскольку депозиты крупных коммерческих банков в Банке Канады служат в рамках Канадской платежной ассоциации в качестве клиринговых остатков, они являются основой всего хозяйственного оборота. Хотя участники клирингового меха­низма в рамках Канадской платежной ас­социации должны поддерживать адекватные клиринговые остатки для успешною выпол­нения своих платежных функции, они с готовностью предоставляют взаймы любой излишек сверх своих потребностей, поскольку по депозитам в Банке Канады не выплачи­вается никаких процентов. Поэтому измене­ния в объеме клиринговых остатков непо­средственно влияют на самый краткосрочный сегмент денежною рынка - рынок суточных ссуд.

Банк Канады принимает ежедневные ре­шения по регулированию кассовых остатков и имеет возможность контролировать эти остатки с помощью механизма “изъятия” - "редепозита" ежедневно Операции по регулированию кассовых остатков периодически дополняются приобретением государственных ценных бумаг (обычно в момент выпуска правительством новых ценныхбумаг).

Акцент Банка Канады на регулирование кассовых остатков объясняется его приверженностью механизму, который дает широкий простор для действия рыночных сил: если предложение остатков не соответствует потребностям членов клиринговой системы, их попытки приспособиться к сложившейся ситуации немедленно отразятся на стоимости суточных ссуд. Тем не менее, влияние Банка Канады на размер процентных ставок при заданных сроках кредитования. Напротив, операции Банка Канады на рынке Канады ценных бумаг оказывают непосредственное воздействие на размер процентных ставок при заданных сроках кредитования. Напротив, операции Банка Канады на рынке ценных бумаг оказывают непосредственное воздействие на размер процентных ставок при заданных сроках кредитования. Это свидетельствует о том, что Банка Канады использует операции на открытом рынке не с целью контроля за предложением наличных денег, а в качестве дополнительного инструмента в тех случаях, когда требуется оказать определенное воздействие на структуру процентных ставок. Например, так называемые “операции обратной покупки” могли бы использоваться для непосредственного воздействия на размер процентной ставки по суточным ссудам, а так называемые сделки “аутрайт” с казначейскими векселями – для оказания влияния на размер процентной ставки при сроке кредитования в 3 месяца.

В каждом случае любое нежелательное воздействие на объем кассовых остатков в системе нейтрализуется с помощью перемещения правительственных депозитов из Банка Канады в клиринговые банки и обратно.

К числу новых источников стремительного роста экономиче­ского потенциала канадских банков прежде всего следует отнести развитие так называемых внебалансовых, или «гонорарных» форм их деятельности». Речь идет, например, об организации банком «обмена» по заказу корпорации твердого процента за кредит (в том числе предоставленный третьей стороной) на «плавающую» ставку процента либо наоборот. Или, к примеру, банки заключают с клиентами в лице корпораций договор, позволяющий при необходимости дополнительно выпускать краткосрочные обя­зательства, весь риск по размещению которых берет на себя банк.

Канада на рубеже веков

Девяностые годы отмечены началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма го­сударственного регулирования канадской экономики. В этот период федеральное правительство продало частным инвесторам практически все принадлежавшие ему крупные предприятия в от­раслях обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта, связи. Завершается приватизация объектов транспортной инфраструктуры - аэро­портов, морских и речных портов, припортовых сооружений и т ,п. Ликвидированы крупномасштабные системы субсидирования в сфере транспорта и в сельском хозяйстве. Большинство провинций передали в частные руки крупные телефонные компании, разрабатываются планы приватизации электроэнергетических корпораций. Муниципалитеты все шире привлекают ча­стные компании для оказания социальных услуг.