Смекни!
smekni.com

Модель экономического развития Канады (стр. 6 из 8)

С 1993 г. начал уменьшаться объем государственных инвестиций. Правительство практиче­ски отказалось от антициклического регулирования, и его главной заботой стала ликвидация бюджетного дефицита, а в перспективе - сокращение объема государственной задолженности. Кредитно-денежная политика была переориентирована на сдерживание инфляции и оздоровле­ние государственных финансов.

Все эти факторы оказали самое глубокое воздействие на динамику и структуру производст­ва. В 1990 и 1991 гг. в канадской экономике произошел спад. Реальный объем ВВП сократился на 0.2 и 1.7%, соответственно. Оживление деловой активности в 1992-1995 гг. было относитель­но медленным и неустойчивым. До 1997 г. потребительские расходы увеличивались в среднем ежегодно лишь на 1.5%. Частные инвестиции сокращались в реальном исчислении - до 1993 г., а затем стали интенсивно расти только в отраслях, ориентированных на экспорт. По оценкам экс­пертов, спада в отраслях материального производства удалось избежать только благодаря высо­кому внешнему спросу на экспортные товары.

В 1997 г. экономика страны обрела, наконец, опору во внутренних факторах роста. Благода­ря существенному удешевлению кредита (в предшествующие два года центральный банк неод­нократно снижал процентную ставку) произошло оживление потребительского спроса. Темпы прироста потребительских расходов в 1997 г. составили около 5% - самый высокий показатель за десятилетие. С конца 1996 г. продолжается подъем в жилищном строительстве, заметно уве­личился объем закупок товаров длительного пользования. Так, в первые три квартала 1997 г. было построено домов на 24% больше, чем за тот же период предыдущего года, продажи авто­мобилей возросли более чем на 16%, бытовой электротехники - на 14%.

По оценкам экспертов организации Международный экономический форум, Канада в 1997 г. заняла 4-е место в числе стран, имеющих наиболее высокую конкурентоспособность (на 1-м ме­сте - Сингапур, за ним Гонконг и США).

В целом по основным показателям хозяйственного развития 1997 г. стал лучшим за весь пе­риод с начала десятилетия. Реальный прирост ВВП - 3.5% - самый высокий в группе семи веду­щих индустриальных держав. Быстро расширяется внутренний спрос, темпы инфляции к концу года упали почти до 1%, а уровень безработицы сократился до самого низкого показателя за по­следние семь лет.

Согласно большинству прогнозов, темпы роста ВВП в 1998 г. составят немногим менее 4%. До финансового кризиса, разразившегося в Азии, прогнозы были еще более оптимистичными. Предполагается, что этот кризис уменьшит показатели прироста ВВП примерно на 0.4 процент­ных пункта из-за падения спроса на товары, импортируемые из Канады в страны Азии. Кроме того, рост доходов и инвестиций в отраслях, ориентированных на экспорт, тормозится снижени­ем цен на сырьевые товары на мировых рынках.

Выпуск продукции в сфере материального производства в 1997 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4.6%. Наиболее динамично развивалась обрабатывающая промышлен­ность (здесь прирост составил около 6%) и строительство (примерно 9%). Наибольший рост (7.8%) был в отраслях, производящих товары производственного назначения и потребительские товары длительного пользования.

В последние два-три года в промышленности произошла смена лидеров. Прежде это были корпорации "ресурсных" отраслей: нефтяная и газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство цветных металлов. В 1996-1997 гг. из-за снижения спроса и падения цен на мировых рынках рост производства, доходов и капиталовложений в большинстве этих отрас­лей уменьшился. В то же время существенно возросли объемы производства и инвестиций в на­укоемких отраслях, таких как электронное и электротехническое оборудование, средства связи, некоторые виды промышленного оборудования, новые конструкционные материалы, фарма­цевтическая промышленность. Быстро развиваются автомобилестроение, химическая промыш­ленность, производство строительных материалов.

В целом в последние годы в канадской промышленности шел процесс интенсивного обнов­ления производственных фондов.

Бум в строительной индустрии связан с реализацией отложенного спроса. Строительство жи­лья начало быстро расширяться еще в 1996 г., а зданий и сооружений производственного назна­чения годом позже. Этому способствовало удешевление заемных средств и особенно снижение ставок процента по долгосрочным кредитам и займам на жилищное строительство до самого низкого уровня за последние 40 лет.

Иное положение в так называемых первичных отраслях материального производства. Паде­ние производства в 1997 г. составило: в сельском хозяйстве - 1%, лесном - 0.9 и рыболовстве -1.5%. Доходы фермерских хозяйств в III кв. 1997 г. упали по сравнению с предыдущим годом на 66%, прежде всего в связи со снижением спроса и цен на зерно на мировых рынках.

Объем ВВП, созданный в отраслях сферы услуг, увеличился на 3.4%. Наиболее интенсивно развивались оптовая торговля (прирост свыше 11%), услуги для предпринимательского сектора (около 11%), предприятий гостиничного хозяйства и общественного питания (6%). Темпами вы­ше средних увеличивались объемы услуг, предоставленных предприятиями связи (5%), рознич­ной торговли (4.2%), транспорта и складского хозяйства (около 4%).

В финансовом секторе всплеск деловой активности, имевший место в 1996 г., почти сошел на нет. Стоимостной объем услуг, произведенных коммерческими и инвестиционными банками, страховыми компаниями и брокерскими фирмами в 1997 г. увеличился примерно на 2%.

Продолжающееся сокращение государственных расходов отрицательно сказалось на мас­штабах услуг, оказываемых государственными учреждениями. В 1997 г. их объем уменьшился на 1.6%, а в сфере образования - примерно на 4%.

После циклического кризиса начала десятилетия общая численность занятых сокращалась до 1993 г., а уровень безработицы превышал 10% до 1995 у. Сохранение столь высокого ее уров­ня через несколько лет после окончания циклического спада объясняется рядом структурных факторов. Во-первых, влиянием либерализации международной торговли, обострением внеш­ней и внутренней конкуренции в результате действия соглашений о свободной торговле с США и Мексикой. Сокращение персонала остается для канадских корпораций одним из главных средств повышения эффективности производства и укрепления конкурентных позиций. Во-вто­рых, медленное восстановление занятости было обусловлено проводимой федеральным прави­тельством и властями провинций политикой бюджетной экономии. Если волна сокращений пер­сонала в частном секторе к 1995-1996 гг. спала, то в государственном именно на эти годы при­шелся пик увольнений.

В 1997 г. положение на рынке труда заметно улучшилось. Уровень безработицы снизился с 9.6% в январе до 8.9% в последние месяцы года, а в среднем составил 9.2%. В течение года было создано около 300 тыс. новых рабочих мест (в 1996 г. примерно 190 тыс.). При этом улучшились качественные параметры роста занятости. Созданные в 1997 г. новые рабочие места более ста­бильны и лучше оплачиваются. Большинство изних предполагают полную занятость. Быстро растет занятость в обрабатывающей промышленности, и ее масштабы превзошли, наконец, максимум, достигнутый в 1989 г. Экономические обозреватели расценивают все это как признак "здорового" роста канадской экономики и сильных конкурентных позиций канадских компаний на внутренних и внешних рынках.

Предполагается, что в 1998 г. уровень безработицы снизился до 8.4-8.6%. По оценкам руко­водства Центрального банка Канады, "естественный", то есть не стимулирующий инфляцию, уровень безработицы составляет теперь примерно 7.5%.

В начале 90-х годов руководство Банка Канады определило в качестве своей главной цели подавление инфляции. До тех пор, пока бюджетные дефицита обоих уровней власти продолжа­ли расти, Банк Канады осуществлял жесткую кредитно-денежную политику без оглядки на чрезвычайно высокую безработицу и слабый внутренний спрос. Это существенно замедлило рост деловой активности после спада 1990-1991 гг., а темпы роста производства и занятости ока­зались как никогда зависимыми от увеличения объемов экспорта.

Уже к 1993 г. темпы инфляции снизились. Если в конце 80-х годов они превышали средний показатель по группе семи, то в последние несколько лет они заметно от него отстают. В 1996-1997 гг. индекс цен на потребительские товары в Канаде повышался ежегодно в среднем на 1.5% (по группе семи на 2.2 и 2.4%). Допустимый прирост потребительских цен установлен Банком Канады в пределах от 1 до 3%. Во второй половине 1996 г. эксперты Центрального банка даже заговорили о появлении признаков дефляции.

В 1997 и 1998 гг., в условиях значительного ускорения роста экономики сохраняются возмож­ности дальнейшего снижения темпов инфляции. Усиление конкуренции, технологические ново­введения и повышение производительности труда сдерживают рост цен на всех стадиях произ­водства. Предприятия прежде всего стремятся сократить издержки, а не повысить цены. В пред­шествующие годы они провели максимально возможное сокращение персонала и обновили производственные мощности. Уровень использования производственного потенциала во второй половине 1997 г. был все еще примерно на 2% ниже оптимального. Все это позволяет наращи­вать производство при незначительном росте издержек. В результате, несмотря на высокий спрос, имеет место минимальное повышательное давление на цены.