Смекни!
smekni.com

Заработная плата и доходы в России (стр. 11 из 13)

Анализ различий, между Россией и развитыми странами, исходя из теории компонент труда, ведет к следующим выводам.

Интенсивность труда рабочих в России не ниже уровня развитых стран. Об этом свидетельствуют данные о здоровье российских рабочих и средней продолжительности их жизни, которая на 10 лет меньше, чем в развитых странах. Этот печальный факт является следствием как достаточно высокой интенсивности труда, так и низкого качества жизни.

Если обратиться ко второму фактору (р-труд), то очевидно, что творческие способности российских инженеров и ученых не меньше, чем у их западных и японских коллег.

Таким образом, причины нашего отставания в уровнях производительности и оплаты труда следует искать в системе правовых и этических норм, стиле руководства, организации хозяйственной деятельности.

В развитых странах рационально организованная конкуренция заставляет предпринимателя, стремящегося к увеличению своего дохода, постоянно совершенствовать продукцию и технологию ее изготовления. Рост заработной платы обеспечивается механизмом рынка труда и процедурами заключения тарифных соглашений, предусматривающими повышение ставок оплаты труда в соответствии с уровнями производительности и инфляции.

В современной России система рыночных отношений еще не обеспечивает устойчивых темпов роста производительности и оплаты труда на основе технического прогресса. Значительная часть собственников и руководителей предприятий не стремится вкладывать значительные средства в новые технологии. Это обусловлено низкой оплатой труда рабочих и инженеров, а также недостаточно стабильной социально-политической ситуацией в стране. В частности, в последние годы обострилась проблема рейдерства (незаконного захвата собственности).

Как уже отмечалось, отставание России от развитых стран по уровню оплаты труда значительно больше, чем по уровню производительности. Такая ситуация обусловлена прежде всего результатами реформ, проведенных в 1990-е гг., когда резко снизился объем промышленного производства, что, в свою очередь, привело к падению спроса на рабочих и инженеров, а следовательно, и к снижению цены их труда. С другой стороны, новые собственники были озабочены в первую очередь сохранением своего имущества, получением гарантированных доходов от аренды зданий и площадей, а не освоением новых технологий, которые всегда связаны с определенным риском, особенно в нестабильной социально-экономической среде. Распределение дохода предприятия осуществляется предпринимателем или небольшой группой топ-менеджеров. Основная цель их деятельности, объективно обусловленная сущностью рыночной экономики, состоит в максимизации личного дохода. Разумны предприниматели и топ-менеджеры будут стремиться к максимизации своего дохода на протяжении длительной перспективы. Для этого часть добавленной ценности предприятия должна инвестироваться в разработку новых изделий и технологий.

При нестабильной социально-экономической ситуации в стране значительная часть предпринимателей, не обремененных моральными ограничениями, будет стремиться к присвоению максимума добавленной ценности, не заботясь о перспективах предприятия и об интересах основной части персонала. Именно такая ситуация характерна для многих предприятий России. Об этом свидетельствуют низкий уровень инвестиций в новые технологии, возраст оборудования, измеряемый десятками лет, развал таких наукоемких отраслей, как авиационная промышленность, судостроение, станкостроение, радиоэлектроника, снижение активности изобретательской и рационализаторской деятельности, крайне низкая оплата труда рабочих и инженеров, а также стремление предпринимателей к приобретению недвижимости в России и за рубежом.

Многие российские предприниматели и политики рассматривают низкую оплату труда как конкурентное преимущество России. Это опасное заблуждение, которое ведет к эмиграции многих талантливых и энергичных специалистов, снижает творческую активность оставшихся, ухудшает социальную атмосферу на предприятиях и в обществе, что не способствует росту производительности труда. Опыт показывает, что страна, которая не хочет достойно оплачивать труд своих ученых и изобретателей, будет увеличивать богатство тех стран, куда эти специалисты эмигрируют. То, что по официальной статистике за последние два года темпы роста средней заработной платы опережают темпы роста производительности труда, надо считать положительной тенденцией. Ведь, по сути, это возврат долга, который накопился после 1990г. Если указанная тенденция сохранится, то кривые, характеризующие динамику производительности и оплаты труда, будут сближаться, что соответствует динамике экономических показателей развитых стран (рис. 2 Приложение «Д»).

Вместе с тем, как уже отмечалось, из-за очень большой дифференциации доходов в России рост средней заработной платы еще не означает роста доходов основной массы работающих. Кроме этого, рост заработной платы до сих пор был главным образом следствием доходов от экспорта нефти и газа, а не роста производительности труда. При этом основная часть доходов от экспорта энергоносителей достается владельцам скважин, а также тем, кто их обслуживает: банкирам, собственникам торговых предприятий, чиновникам, охранникам.

Чтобы обеспечить существенный рост оплаты труда основной массы работающих, необходима разработка системы мер, обеспечивающих изменение структуры добавленной ценности предприятий: повышение в ней доли инвестиций в модернизацию производства и доли заработной платы рабочих и специалистов. Как следует из теории и как показывает опыт развитых стран, уровень доходов всех групп населения непосредственно зависит от уровня применяемых технологий в отраслях экономики.

Таким образом, заканчивая подраздел, можно резюмировать.

Различия в доходах персонала российских и аналогичных им предприятиям в странах с развитой рыночной экономикой, объясняется, в конечном счете, различием структуры добавленной ценности этих предприятий. В развитых странах доля затрат на инвестиции и зарплату персонала выше, чем в нашей стране.

В свою очередь, различие структуры добавленной стоимости предприятий не может быть изменено в результате экономической необходимости или какими-либо административными методами без заинтересованности в этом процессе всех субъектов хозяйственной деятельности. В первую очередь, разумеется, интерес к изменению создавшегося положения должны проявить непосредственные участники рассматриваемой проблемы, а именно наемные работники с одной стороны и работодатели с другой. Здесь опять выходят на первый план проблемы социального партнерства. Но для более глубокого понимания вопросов заработной платы не менее интересно изучить и проанализировать отношение к этим вопросам всех заявленных выше участников.

3.2 Проблемы субъективного отношения к вопросам заработной платы в России

Прежде чем приступить к рассмотрению означенных проблем, необходимо уяснить сложившиеся в России традиции, как в области организации производства, так и в области распределения доходов.

Не секрет, что большая часть российских предприятий проектировалось и вводилось в действие до начала рыночных реформ. Как известно, в то время, ресурсоемкость российских предприятий была, пожалуй, самая высокая в мире. Эта ситуация, вернее технологическое отставание, выраженное в повышенном потреблении ресурсов при меньшей производительности, продолжает оставаться одной из главных проблем российской экономики. Следовательно и теперь, когда новая экономическая ситуация заставляет по-новому оценивать производственные затраты, полем экономии этих затрат может выступать в конечном итоге лишь фонд заработной платы. Конечно, разумная организация производства может до некоторой степени уменьшить производственные затраты, но невозможно заставить работать морально и физически устаревшее оборудование в соответствии с желаемыми концепциями экономии ресурсов.

Вот здесь и прослеживается влияние личностного, субъективного восприятия проблем продуктивности производства, производительности труда и как следствие, отношение к вопросам заработной платы.

В первую очередь, на первый план выступают личные экономические интересы работодателей и высшего менеджмента предприятий, когда после реструктуризаций, изменений форм собственности и названий предприятий, рождается приведенный на предыдущей странице тезис.

Это имеющее место быть мнение о конкурентном преимуществе российской экономики при низком уровне заработной платы имеет смысл только в узком понимании, когда вместо развития собственных производств, делается ставка на привлечение уже отлаженного производства извне, например, всевозможных видов сборочного производства. Но и при привлечении иностранного производства, оснащенного современным оборудованием, структура производственных затрат в сторону увеличения фонда заработной платы изменятся незначительно. Это объясняется тем, что зарубежные собственники российского производства согласны с постулатом о низкой заработной плате российских рабочих. В свою очередь, российские совладельцы подобных предприятий, в полной мере сознавая экономическое положение России, влияющее на заработную плату (общий развал производства, безработица и т.д.), естественным образом не стремятся повышать заработную плату, извлекая тем самым для себя дополнительные доходы.

Что же касается других секторов экономики, где, как было уже сказано, низкий уровень производства выступает в качестве нормального состояния предприятий, владельцы и высший менеджмент довольствуются личными экономическими показателями, заботясь лишь о таком уровне заработной платы, который способен поддерживать производство в рабочем состоянии. При этом ни материальное положение наемных работников, ни тем более естественная текучесть кадров на предприятии, особенно никого не волнует. Объяснение такого положения вещей в данном вопросе заключается, прежде всего, в морально-этическом уровне некоторых современных работодателей, выражающемся в полном равнодушии как проблемам своих работников в частности, так и к проблемам социального положения дел в нашей стране в целом. Это в полной мере иллюстрируют неоднократные заявления руководства страны о социальной ответственности бизнеса, которые находят лишь формальный отклик в области позитивных изменений в данном вопросе.