Смекни!
smekni.com

Историография Кубани (Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры) (стр. 24 из 31)

места стали паломническими для Горького, А.Белого, Мандельштама,

Цветаевой, А.Толстого, Эренбурга, Брюсова, Грина, Поленова,

Петрова-Водкина, А.Бенуа, Луначарского, Н.Рериха. И я тоже

присоединился к этому сонму великих и приобщился Коктебельской

благодати, вдохнул запах планерских восходящих потоков воздуха с гор.

Помню то яркое впечатление внезапности и восхищения, когда однажды,

выехав из Феодосии и после долгой езды по скучной скифской степи с

незаметным подъёмом, мы вдруг увидели Сюрю-Кая - гору, острую, как

пила, с зубцами, обращёнными к небу, которая неожиданно выскочила из-за

плоского высокого длинного гребня. Влево от неё высилась мохнатая шапка

Святой Горы. Ниже голубое море, заключённое в круглой бухте, как в

чаше. Сурова и прекрасна Киммерия - древняя земля, выжженная Солнцем -

страна пустынных степей и в то же время удивительных горных

нагромождений, придающих ей своеобразную красоту. Скудность

растительности отличает её от Южного Крыма. В Киммерии ярче чувствуется

дикий, обнажённый, но величественный облик её. Облик на редкость

терпкий и суровый. Красота Киммерии и в частности Коктебеля главным

образом заключается в чудовищном нагромождении скал Карадага и в его

грозной вершине Гяурбах. Учёные-геологи предположительно определили,

что Коктебельская бухта и скалы Карадага это остатки потухшего вулкана.

По их словам, когда-то в доисторические времена, вследствие каких-то

великих подземных катаклизмов, повлекших за собой огромные сдвиги и

обвалы, коктебельский вулкан был разрушен. Он лёг как бы набок,

расколовшись на части. Обрушившись чудовищно громадными скалами в море

и завалив ими берег, Карадаг образовал совершенно недоступный и

недосягаемый хаос. Куски вулканического стекла, туфа, круглые камни,

которые мы находили во множестве в окрестностях Коктебеля,

свидетельствуют о том, что эти предположения о бывших здесь когда-то

извержениях имеют основание. Мы раскалывали круглые камни и видели, что

они состоят из концентрических кругов расплавленной и застывшей массы.

Не раз мы подплывали по морю в лодке к мрачным, тёмным стенам Карадага,

отвесно уходившим в глубь моря. Дна в воде не видно. Громадные

остроконечные скалы редко отступают от полосы воды, образуя маленькие

уединённые, неглубокие бухты. В них тишина и безмолвие. Они недоступны

никаким животным, даже козам. Нет весёлого пения птиц. Только орёл,

свив своё гнездо на одной из вершин Карадага, часто парит высоко в

небесах. Бухты носят названия не без оттенка романтизма и легенды. Одна

называется Разбойничьей, другая Львиной, третья Ущельем Гяурбаха. Когда

смотришь на Карадаг с моря, то поражаешься его вышине. Его скалы

вертикально поднимаются из моря и на огромной высоте кончаются острыми

узкими вершинами. Карадаг грозен, мрачен и дик. Скалы его напоминают

чудовищное пламя. Длинные и острые языки взметнулись в небо и внезапно

окаменели на страшной высоте. Трудно найти слова, могущие образно и

точно передать всю его красоту, его суровое величие и страшное

безлюдье. Хаос его скал, острых вершин-пик, жутких нагромождений имел

когда-то один закон - рвануться вверх на недосягаемую вышину и там

застыть. К Карадагу можно подойти и с суши и сверху заглянуть в его

бездны и провалы. Из Коктебеля идёт удобная дорога через Северный

перевал в долину Отузы. Она всё время подымается вверх, сначала по

глинистым крутым холмам вблизи Коктебеля, потом по отрогам горы

Кок-Кая, которая вплотную подходит к Карадагу. Склоны этой горы летом

покрыты рыжей травой. Дорога по ней всё круче идёт вверх. Справа

возвышается круглая, как мерлушковая шапка, Святая гора, поросшая

густым, низкорослым курчавым дубняком и эфедрой. Наконец, дорога

достигает своей верхней точки и проходит в нескольких шагах от

страшного обрыва. С трепетом наклоняемся над бездной Карадага. В ней

тёмные пропасти, со дна которых стремятся вверх острые каменные

вершины, скупо освещённые солнцем, оттуда веет холодом и мраком. Глядя

на этот хаос, на эти чудовищные нагромождения и торчащие вверх пики,

мне иногда казалось, что всё это можно сравнить с готическим собором,

который со своими высокими острыми башнями поставлен на башни другому

такому же собору. Громадный мрачный каменный столб стоит на верху

Карадага, совсем близко от дороги, идущей в Отузы. Его зовут Чёртовым

Пальцем, он весь состоит из окаменевшей лавы и у проходящих людей

вызывает чувство жути. За всем этим безумным хаосом очень глубоко внизу

плещет и блестит на солнце голубое море. Карадаг, Святая Гора и

Сюрю-Кая (Пила Гора) - последние вершины, которыми заканчивается

крымская горная цепь Яйла. Очень своеобразна гора Сюрю-Кая. Издали она

кажется вертикально стоящим скалистым плоским гребнем, внезапно

выскакивающим из глинистых поросших мелколесьем холмов. На большой

высоте скалы этого гребня кончаются острыми зубцами, напоминающими

пилу. Только ближе подойдя к Сюрю-Кая, мы видим, что к её главной

гранитной массе примыкают отдельно стоящие зубцы. По дороге к Сюрю-Кая,

на краю крутого высокого холма, можно видеть остатки греческого храма -

часть его абсиды и камни фундамента. А на берегу моря, на пляже, то

группами, то в одиночку ходят собиратели Коктебельских красивых

камешков. Между ними встречаются голубоватый халцедон, красный

сердолик, бериллы, красная и зелёная яшма. Штормы выбрасывают на

морской берег старинные золотые, медные и серебряные монеты. По

легендам в этом районе очень много затонувших кораблей. Местные

мальчишки в шторм и после штормов бродят целыми вереницами по берегу в

поисках сокровищ. Похоже им часто везёт, так как карманы их штанов

всегда оттопырены. Мальчишки предлагали нам купить серебряные и золотые

монеты с изображением колесниц и трезубцев. Кладоискатели из Турции и

Болгарии очень любят эти места, их привлекают все районы, особенно

Старый Крым, Голубые горы и Кизильташский монастырь. Это места, где

родилась "Энеида". Но самое главное богатство, это море, оно живёт, оно

дышит, снежные морщины бегут по его дряхлому, как мир, лицу, и вместе с

тем нет ничего, что казалось бы большим воплощением вечной юности и

силы. Таким было оно во времена Иллиады и Одиссеи, таким вижу его

сейчас и я, готовый в эту минуту поверить всем легендам тысячелетий.

Цифровые фото Content#000006.

Путешествуя по моему родному Краснодарскому краю, беседуя с самыми раз-

ными людьми, я к удивлению своему обнаружил, что многие мои собеседники

плохо разбираются в таких понятиях, как мистицизм, сатанизм, масонство.

Например сатанистами они считают неких антихристов,бритоголовых и проч.

К сожалению все не так просто... Существует несколько групп

исповедующих Сатанизм. Поскольку не существует набора доктрин или

письменного Источника с которыми были бы согласны большинство

Сатанистов образовавшиеся группы должны были определить Веру для себя

самостоятельно, базируясь на минимуме информации. Hаводит на

размышление факт, что исторически, большинство свидетельствований о

имевшем место или воображаемом Сатанизме записано традиционными врагами

Сатанистов - Христианами... Однако несколько обобщений можно таки

сделать: средний Сатанист не согласен с большинством догм Христианства,

полагает что не существует абсолютного морального мерила и ставит

акцент на индивидуальность. Если это звучит для Вас как синоним слова

Свобода - Вы во многом правы: многие Сатанисты либо считают себя людьми

свободными либо полагают , что встали на этот путь. Существует

несколько основных Сатанинских групп. Их примерное деление проводится в

основном на основании деталей парадигм Веры, нежели по принадлежности к

той или иной группе. Вообще взаимопроникновение учений достаточно

велико и четкое деление течений провести не просто. Любители: принимают

Сатанинское учение ( в основном в виде символики) на короткий период

времени в основном ради развлечения, нежели с серьезными намерениями.

Многие молодежные группы относятся именно к этой категории... Церковь

Сатаны: спектр последователей учения Антона ЛаВей. Эти группы верят в

индивидуализм, удовлетворение эго, опору на себя и идеал Hицшеанского

Сверхчеловека. Эти группы пользуются магией как средством к власти в

земной жизни. Они видят Сатану как силу ведущую человечество за

определенные ему пределы. К этой категории относятся две основные

организации: Церковь Сатаны Антона ЛаВей и Храм Зла (Temple of Set)

Майкла Аквино. Эти группы отличаются как организационно, так и

философски. Гностики: опять же их можно разделить на 2 основные

категории. Прометеевские Гностики: считают своим богом Сатану, но

полагают что создатель мира (Иегова) является злым божеством. Сатана же

по их понятиям "носитель Света", великодушный бог. Верования этой

относительно старой группы берут начало в дохристианских культах (напр.

Изиды). Гностики Тьмы: поклоняются темным силам в природе. Эта группа

следует "прихотям капризного бога", в котором по западным понятиям

можно видеть "зло". К этой группе также можно отнести представителей

некоторых христианских ересей и последователей культа Кали. "Вторичные"

Сатанисты: доморощенные христиане и современные последователи

христианства идущие вне основных ветвей этого учения. Большинство из

них не считают себя сатанистами и горяче такие утверждения оспаривают

(как, впрочем, и некоторые Гностики), что не мешает официальной церкви

зачастую их так квалифицировать. В эту же группу можно включить