Смекни!
smekni.com

Общая характеристика экономической теории (стр. 14 из 18)

Так, в Индии был найден один из первых, как признано на сегодняшний день, экономических трактатов. Его название – «Артхашастра». Трактат датирован IV в. до н.э. и, предположительно, принадлежит Каутилье, советнику императора. За рекомендации в области управления государством историки окрестили данный документ «Инструкцией по материальному процветанию».

Экономическая мысль Китая складывалась под воздействием идей Конфуция (551-479 г. до н.э.). Основные из них были изложены в политико-этическом трактате «Кун-цзы», где проповедовались нормы поведения в обществе, основанные на почтении старшим и подчинении правителям.

Одним из наиболее ярких мыслителей Древнего мира по праву считается царь Хаммурапи, правивший в Вавилоне в 1792-50 гг. до н.э. В 1901 г. французская экспедиция, осуществлявшая раскопки в г. Сузы (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Находка содержала знаменитый свод законов царя Хаммурапи. Законник Хаммурапи состоял из 282 статей, из которых 247 полностью сохранились. Ученые, изучив законы, пришли к выводу, что царь Хаммурапи стремился установить в Вавилоне жестко централизованную власть. В своде законов подробным образом регламентировались экономические отношения, такие как продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа, а также устанавливалась ответственность за порученную работу, определялся уровень минимальной заработной платы и необходимой документальной отчетности.

Местом же, где экономическая мысль стала развиваться достаточно бурно и последовательно, общепринято считать Древнюю Грецию. Древнегреческий мыслитель Ксенофонт (ок. 430-355 гг. или 354 г. до н.э.) в трактате «Домострой», состоящем из 12 томов и представляющем настоящую сельскохозяйственную энциклопедию, впервые предложил термин «экономия» – закономерность (номос) ведения домашнего хозяйства (ойкос – место, где живет человек, где он хозяин, хозяйство). Данной форме общественной деятельности вменялись и воспитательные функции.

В зависимости от понимания древнегреческого термина «ойкос» в этой деятельности формируются различные направления. Если под «ойкос» понимался личный дом – то это направление развития микроэкономики. Если – полис (государство), то это направление политической экономии, которая в дальнейшем даст основы формирования макроэкономики и международной экономики. Если «ойкос» – это Земля (Космос), то мы имеем дело с мегаэкономикой (международной или мировой). Преобладание натурального хозяйства в античном мире ограничивало область «экономии».

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), в рамках учения о справедливости, в работе «Политика» предложил различать два вида хозяйственной деятельности: собственно экономию – ведение хозяйства ради самообеспечения и хрематистику – ведение хозяйства в целях «необоснованного» обогащения. Считая справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, Аристотель критично относился к хрематистике как к противоестественной деятельности.

Аристотель считал, что семья является основой государственного устройства, а сущность государства видел в стремлении к всеобщему благополучию, полагая, что критерием последнего является наличие «среднего» гражданина, коим, по его представлению, являлся землевладелец – рабовладелец.

Древнегреческий философ Платон (428-347 гг. до н.э.) разработал теорию идеального общественного устройства, основанную на принципах справедливости, которую изложил в произведениях «Государство» и «Законы». Справедливость в понимании Платона проявляется в такой организации государства, когда каждый занимается тем, к чему более приспособлен с рождения, а задача государства сводится, в том числе, к ограничению имущественной дифференциации путем монополизации собственности.

Таким образом, можно констатировать, что уже в Древнем мире происходило зарождение и формирование основ экономической теории в качестве политической экономии[35] – разработки рекомендаций государственного устройства для эффективного ведения хозяйства («ойкос»).

Первоначально, в связи с государственной обособленностью и со слабостью мирохозяйственных связей, эта теория занималась поиском внутренних для государства источников накопления богатств. Развиваясь в неотрывной связи с другими знаниями, экономическая теория сама по себе не носила собственно самостоятельный характер, а была интегрирована в этико-правовые, философские и другие теории.

Период средневековья[36] ознаменовался формированием «канонического»[37] экономического знания, воспринявшего, однако, основные идеи древнегреческих философов. Господство церкви и религиозных воззрений оказали значительное влияние на специфику определения предмета экономической теории в сравнении с предыдущим периодом. С точки зрения средневековых мыслителей предмет экономической теории – выбор хозяйствующими субъектами путей удовлетворения собственных потребностей в условиях ограниченных возможностей, определяемых особенностями существующей экономической системы и доступными методами освоения действительности. Данный выбор обусловливался божественным провидением, волей Господа. Именно Он ставит условия выбора в виде ограниченности ресурсов, т.е. ограничения возможностей его осуществления, а сам выбор – в руках человека, дело его свободы, свободы волеизъявления. Ограниченность же ресурсов (возможностей) толковалась как испытание, которое Господь налагает на людей для проверки их усердности, стойкости и крепости веры, то есть качеств, «угодных Богу».

Развитие науки, по преимуществу, в монастырских стенах делало невозможным отделение теоретических концепций от теологии (богословия). Таким образом, в роли «теоретиков» выступали историки и философы, религиозные деятели, монахи, пророки. А основными источниками знаний являлись Священное писание, интерпретация идей древнегреческих мыслителей (особенно – Аристотеля), проповеди, мораль.

Как в арабских странах, так и в странах Европы, проповедующей христианство, экономическая мысль выступала против денежных, а значит, рыночных отношений. Религиозные воззрения осуждали развитие товарной экономики и ростовщичества. Гипотезы по поводу хозяйственной жизни, высказанные такими видными теоретиками средневековья, как Августин Блаженный (354-430 гг.) или Фома Аквинский (1225-1274 гг.), носили преимущественно религиозно – этический характер и были направлены, по мнению их авторов, на возведение «града божьего» на земле. Следовательно, целью выбора форм поведения экономических субъектов являлось установление божественного устройства на земле, предполагающее высокое общественное благосостояние, так называемое «общество благоденствия».

В принципе эти идеи средневековых мыслителей легли потом в основу формирования одного из течений «классической политэкономии» – марксизма, особенно в той его части, которая приобрела название «политэкономия социализма». Критерием же оценки выбора форм поведения выступало не просто материальное обогащение, а оБОГащение (т.е. приближение к Богу, «богатый – тот, кто с Богом») - справедливое, божеское отношение к контрагентам, на основе человеческой справедливости и добродетели. Отсюда и призывы к установлению «справедливой цены», помощи ближнему, благотворительности и трудолюбию. Именно труд по мнению средневековых теоретиков и должен был выступать основным источником богатства. Эта идея затем была заимствована классической экономической школой, а именно Д. Риккардо (1772-1823), К. Марксом (1818-1883), а также представителями утопического социализма Ж. Сисмонди (1773-1842), Ш. Фурье (1772-1837), Р.Оуэном (1771-1858). Практическое же воплощения она нашла в таких формах хозяйствования, как кооперативы, артели, кибуци, колхозы, монастырское хозяйство и т.д.

Тем не менее, можно утверждать, что в эпоху средневековья экономическая теория так же, как и в Древнем мире, развивалась в качестве политической экономии. Однако интеграция с религией придала ей «нерыночный» характер.

Допарадигмальный период развития экономической мысли заканчивается с наступлением эпохи Нового времени, оставив после себя разрозненные идеи о принципах ведения хозяйствования, запечатленные в различных законах, книгах и Священных писаниях.

Поиск новых источников пополнения богатства сформировал эпоху Великих географических открытий, которая явилась стимулом внешней торговли. В экономической литературе данные явления нашли отражение в формировании первой экономической школы[38] – теории меркантилизма. Таким образом, экономическая наука отделилась от других теорий, а в истории экономической мысли впервые появилась и заняла прочное место парадигма рыночного хозяйства.

Политика протекционизма[39], лежащая в основе меркантилизма, т.е. являющаяся его важнейшей характеристикой или, иными словами, принципом, требовала активизации роли государства в регулировании экономики. В качестве объекта изучения меркантилисты рассматривали сферу обращения, причем в отрыве от проблематики сферы производства. Изучая выбор государственной внешнеторговой стратегии, направленной на эффективное использование ограниченных ресурсов, они использовали преимущественно метод эмпиризма. Данный метод вел к изучению экономических явлений в каузальном[40], то есть причинно – следственном варианте, на основе описания его внешнего проявления в действительности, исключающем возможность системного анализа всех сфер экономики.