Смекни!
smekni.com

Совокупный спрос – совокупное равновесие как базовая модель макроэкономического равновесия (стр. 2 из 10)

Существенный прирост реально располагаемых денежных доходов в 2000 г. стал, как видно из приведенных данных, главным стимулом экономического подъема. Однако при этом нельзя закрывать глаза на то, что сегодня их уровень составляет лишь 80% к 1997 году. В ходе дефолта 1998 г. пострадали многие. Главная же тяжесть его последствий ударила по населению.

Поэтому главной, центральной задачей экономической и социальной политики является резкое повышение заработной платы и других реальных доходов населения. Ее решение сегодня (не вообще, не в абстрактном виде, а именно сегодня) – это возврат потерь, понесенных населением не по его вине, а в силу просчетов власти.

Ученые утверждают, что нет спроса на современную технику и научно-технические достижения. Но при такой зарплате его и не будет. Конечно, очень важны низкие проценты по кредитам, благоприятный инвестиционный климат, умелая реклама. Решать эти вопросы очень важно. Но при первостепенном внимании к повышению реальных доходов населения. В 2000 г. впервые за последние годы произведена 100% оплата оборонного заказа. По самым скромным оценкам, на 1 руб., затраченный на его оплату, по сложившемуся мультипликатору произошло увеличение ВВП на 4 рубля. Это привело к росту объема расчетов в живых рублях, повысило реальные доходы граждан и вызвало рост поступления налогов в бюджет.

В связи с актуальной и настоятельной задачей возвращения России ее доли на мировом рынке вооружений требуется расширить практику продажи военной техники в кредит. Иначе торговля в данной сфере мало реальна. Это также должно быть предусмотрено в финансовой политике страны и поддерживаться соответствующими контактами в политике и дипломатии.

Однако далеко не любой спрос требует государственного финансирования. Более важно четко определить приоритеты промышленной политики и тем самым гарантировать предстоящий спрос.

В ряде отраслей, например в материально-техническом обновлении сельского хозяйства и всего АПК, надежный заслон угрозе продовольственной безопасности России пока, к сожалению, не создан, не сформулирован. Не определен и перспективный спрос на новую, современную технику.

В настоящее время происходит серьезное снижение налогового бремени, что позволяет усилить энергию фактора спроса. Конкретные решения, принятые в данной сфере, могут вызывать различную оценку. Но опять-таки сегодня, после многократных пересмотров налоговых ставок, фактор стабильности приобретает особую самостоятельную ценность.

Однако в этих условиях резко возрастает опасный рост трансакционных (посреднических) издержек. Они могут свести на нет преимущество низких налогов и крайне негативно сказаться не на расширении, а на сужении совокупного спроса. К сожалению, пока борьба с ростом трансакционных издержек не нашла должного места в разработке стратегии социально-экономических преобразований.

(Совокупный спрос, золотовалютные фонды/ Я.Сергиенко, А. Френкель//Экономист 2001. №10. с. 22-26)

1.2 Качественные сдвиги в спросовых факторах промышленного роста

Тенденция ускорения экономического роста, сформировавшаяся в прошлом году, сохранилась. Это видно из результатов развития нашей экономики в первые три месяца 2004 г. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первом квартале 2004 г. выпуск продукции и услуг в базовых отраслях экономики (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и розничной торговле) увеличился на 7,9%, в том числе объем промышленного производства - на 7,6%. Инвестиции в основной капитал выросли на 13,1%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 13,9%. Прирост оборота розничной торговли составил 10,3%.

Лидирующие позиции традиционно занимают четыре отрасли: топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика и лицевая промышленность (табл. 1). Их доля колеблется от 62,7% в 2001 г. до 64 7% в 2004 г. При этом на ТЭК в 2003 г приходилось 33,6% выпуска продукции промышленности (в первом квартале 2001 г. 31,7%). Доля, формируемая отраслями, ориентированными на внутренний потребительский и инвестиционный спрос (машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, пищевая и легкая промышленность), составляет 34,9% (три года назад на них приходилось 35,0% выпуска промышленной продукции).

В экспортных и сырьевых производствах наблюдается некоторое снижение их доли. В первом квартале 2001 г. металлургические отрасли, химия и нефтехимия, а также лесная индустрия формировали 28,2% совокупного производства промышленности, в январе - марте 2004 г. этот показатель упал до 27,4%.

Одной из причин такой устойчивости структуры промышленного выпуска является, по нашему мнению, структура спроса. Нами построена модель промышленного роста, в которую вошли следующие спросовые факторы: реальные располагаемые доходы населения; стоимостной объем экспорта; инвестиции в основной капитал.

Полученные оценки модели позволяют сделать вывод, что основное воздействие на промышленный рост оказывают темпы роста объема экспорта - 78,5%. Роль инвестиций существенно ниже - 13,4%. Влияние на динамику производства продукции промышленности со стороны реальных располагаемых доходов не превышает 8,1%.

С одной стороны, структура производства и спросовых факторов промышленного роста относительно стабильны и находятся под влиянием экспорта. С другой стороны, в 2003 г. наметилась тенденция к расширению роли внутренних спросовых факторов. Это отражается в качественных сдвигах тенденции спросовых факторов. По данным Государственного таможенного комитета, по итогам 2003 г. продукция с высокой степенью переработки составляет лишь 29,5% местного объема экспорта тогда как на энергоресурсы приходится более половины вывоза товаров (72,95 млрд. долл.). Прошедший год сложился для российских экспортеров удачно - в течение последних месяцев цены на сырьевые и топливно-энергетические товары устойчиво растут. Например, средний уровень мировой цены на нефтьмарки URALS составил в 2003 г. 27,3 долл. за баррель, увеличившись на 15,2% относительно 2002 г., а средневзвешенная стоимость продукции черной металлургии вообще достигла к началу 2004 г. своего десятилетнего максимума. На фоне столь благоприятной ценовой ситуации стоимостной объем экспорта российских товаров превысил по итогам 2003 г. 135,9 млрд. долл., увеличившись за год на 26,7%.

Впрочем, мало кто сомневался, что уровень мировых сырьевых цен в 2003 г. будет достаточно высоким. Однако таких темпов роста экспорта не ожидал никто. Например, только за январь - февраль 2004 г. экспорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 47,8% по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. И здесь мы вплотную подходим к анализу второго по значимости спросового фактора роста - инвестиций в основной капитал.

Как видим, в инвестиционной сфере позиции топливно-сырьевого комплекса существенно сильнее, чем в производственной сфере. Этому есть несколько объяснений. Приведем лишь некоторые из них.Во-первых, на топливно-энергетические и экспортные сырьевые компании приходится основная масса прибыли в российской промышленности. А ведь из собственных средств, по данным Госкомстата, в 2003 г. финансировалось 45,6% инвестиций в основной капитал.

Другой фактор инвестиционного доминирования экспортных производств - их лидерство на финансовых рынках, позволяющее на льготных условиях привлекать финансовые ресурсы как отечественных финансовых учреждений, так и иностранных организаций. И неслучайно, что на иностранные кредиты приходится треть займов, привлеченных российскими компаниями, и из которых более половины долгосрочных. При этом негосударственный внешний долг вырос в 2003 г. на 23 млрд. долл. (в 2002 г. - на 10 млрд. долл.) и составляет порядка 45% годового экспорта.

Проблема лишь в том, что производственные и инвестиционные условия, доминирующие в экспортном топливно-сырьевом секторе, изначально не могут способствовать долгосрочным и качественным инвестициям в российскую экономику, поскольку российский экспорт зависит от мировых сырьевых цен, колебания которых традиционно довольно значительны. Это делает малопредсказуемым в долгосрочной перспективе, как сам объем экспорта, так и планируемые долгосрочные кредиты. Например, в 2003 г. помесячные темпы роста стоимостного объема экспорта колебались в пределах от 106,4 до 147,0%. В результате среди экспортных топливно-сырьевых предприятий в настоящее время господствует краткосрочный подход к реализуемым инвестициям, основная цель которых состоит в максимизации дохода от нынешней экспортной конъюнктуры.

Доминирование этой краткосрочной стратегии можно проиллюстрировать на примере нефтяной промышленности. Согласно данным Госкомстата, объем добычи нефти достиг в 2003 г. 407,7 млн. т, что на 11,1% больше, чем в 2002 г. Причем объем экспорта нефти вырос за год до 223,5 млн. т, или на 17,8% (в 2002 г. экспорт составил 187,5 млн. т, увеличившись на 13,9%). На этом фоне основной в нефтяной промышленности стала так называемая выборочная добыча нефти. Она позволяет резко увеличить объемы производства в короткий период при минимальной себестоимости, но в перспективе оборачивается нарушением структуры месторождений. В результате под землей остается до 90% нефтяных запасов. Согласно оценкам Минпромнауки, в начале 2003 г. средний коэффициент извлечения нефти не превышал 20%. Для сравнения: в СССР он составлял 35-50%, а в США и Персидском заливе - 50-70%.