Смекни!
smekni.com

Либерально-демократические основы: курс на модернизацию Украины (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

Либерально-демократические основы: курс на модернизацию Украины

Выводы

Литература

Введение

В работе проанализированы мировоззренческие основы экономического курса Украины, характера экономических реформ и их последствий, рассмотрено влияние либерализма на экономические процессы в мире, сделан вывод о неудовлетворительном результате реформ в Украине в результате отхода от декларируемых либеральных основ и перехода к консервативным, доведены преимущества выбора именно либерально-демократических основ для реформирования экономики.

Либерально-демократические основы: курс на модернизацию Украины

В начале работы считаем целесообразным отметить, что "модернизация", согласно определению, предложенному философом маркизом де Кондерсе в 1770 г., - это способность современных людей научно направлять изменения в обществе. Наиболее успешна она при органичной модернизации, то есть такой, которая происходит, опираясь на ресурсы всего общества, и удовлетворяет интересы всего общества. Это во-первых. Во-вторых, по Л. фон Мизесу, каким бы кратковременным и ограниченным не было господство либеральных идей, этого оказалось достаточно, чтобы изменить облик мира. Вызванное либерализмом процветание значительно снизило детскую смертность, в результате улучшения условий жизни увеличилась ее средняя продолжительность. Процветание охватило не только избранный класс привилегированных лиц. Накануне мировой войны рабочие в промышленно развитых странах Европы, в Соединенных Штатах и заморских доминионах Англии жили лучше, чем еще до недавних пор аристократы. В странах, достигших наибольших успехов в реализации либеральной программы, на вершине социальной пирамиды находились в основном не те, кто пребывал в привилегированном положении с самого рождения благодаря богатству или высокому титулу родителей, а те, кто в благодатных условиях взошел на вершину благодаря собственным силам.

Следовательно, можно утверждать, что философия и политика либерализма, повлекшие за собой рост уровня удовлетворения интересов всего общества, могут рассматриваться как такие, которые, собственно, и обеспечивают способность людей научно направлять изменения в обществе к лучшему. Со времени основания либерализма (в XVIII - начале XIX в) как политической программы, а также, по нашему мнению, как модернистской системы взглядов и соответствующей политики, реализация которой подняла удовлетворение интересов и потребностей членов общества на значительно более высокий уровень, его основы изменялись, развивались и даже отбрасывались. "Сегодня принципы философии либерализма XIX века почти забыты... В Соединенных Штатах (которые в настоящее время, на первый взгляд, выступают в качестве оплота либерализма и демократии)"либеральный" означает... комплекс идей и политических постулатов, со всех точек зрения противоположных пониманию либерализма предыдущими поколениями". Собственно, именно таково принципиальное отличие либерализма тех времен от сегодняшних оценок современной философии жизни свободного мира, которую часто называют либерализмом. Иначе говоря, по сути, ныне декларируется противоположное тому, о чем пишет Л. фон Мизес. В силу этого в существующих условиях нашему государству необходимо оценить имеющиеся фундаментальные изменения под углом зрения классических признаков либерализма - как и изменения, произошедшие во многих других странах, вставших на путь общественной и экономической трансформации. Важно оценить, насколько они соответствуют либеральным идеям и могут лечь в основу политики модернизации в условиях, когда глобальный кризис поставил под сомнение доминирующую философию развития по консервативной модели, которая реализовывалась во многих странах мира начиная с 70-х годов XX в.

Такая оценка необходима еще и потому, что в массовом сознании, по утверждению многих экспертов и значительного количества ученых, неудовлетворительный результат реформ в Украине является следствием именно политики либерализации. Имеет место массовая пауперизация населения - как работающего (не говоря уже о безработных), так и не способного к труду. Отмечают, что это - следствие трансформационных преобразований именно либерального характера, а разнообразные кризисы - результат этих преобразований. Тогда закономерны вопросы, а происходили ли реформы в стране, и носили ли они либеральный характер? Кроме массового обнищания, к последствиям реформ добавилось формирование могущественной олигархии, контролирующей власть на всех уровнях. Именно поэтому появляются возможности для неограниченного использования власти в интересах олигархических групп, а суды нередко выступают инструментом защиты этих интересов.

Чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего в теоретическом контексте, важно обратиться к содержанию либерализма. По утверждению Л. фон Мизеса, либерализм представляет собой доктрину, целиком и полностью направленную на поведение людей. Он понимает под этим лишь повышение материального благополучия людей и прямо не касается их внутренних, духовных и метафизических потребностей. Либерализм обещает людям не счастье и умиротворение, а лишь максимально полное удовлетворение всех тех желаний, которые могут быть удовлетворены при помощи вещей внешнего мира4. При этом либерализм концентрируется исключительно на материальном благополучии человека не из презрения к духовным благам, а вследствие уверенности в том, что до самого высокого и самого глубокого в человеке невозможно добраться путем внешнего регулирования. И относительно зажиточному человеку XX в. легче удовлетворить свои духовные потребности, чем, скажем, человеку X в., который непрестанно добывал денежные средства, чтобы прокормиться, или должен был защищать себя от врагов.

Кроме борьбы за удовлетворение желаний при помощи вещей, еще одной из характерных особенностей современности являются трансформационные преобразования в системе общественного устройства - демократизация общественной жизни, позволяющая человеку не только освободиться от зависимости от первичных потребностей в питании, одежде и жилье, но и быть свободным в выборе образа общественной жизни. Эта возможность реализуется в процессе осуществления избирательного права путем создания и функционирования представительской системы. По формальным признакам избирательное право гражданина в Украине реализовано и - как полагают международные наблюдатели, присутствовавшие на нескольких последних выборах самого разнообразного характера, - на основе демократических процедур. Но вместе с тем возникает целый ряд вопросов по основам демократии (и прежде всего, либерализма), уже якобы реализованных в нашем государстве, особенно в связи с изменениями в общественной жизни Украины за последние пять лет. На них необходимо дать ответы.

В первую очередь, начнем с оценки имеющихся процессов либерализации. Восемнадцать лет независимого пути развития Украины, в том числе и реформ, получивших название трансформационных изменений, прошли под знаменем либерализации цен и внешнеэкономических отношений, формирования института частной собственности, макроэкономической стабилизации - основы идеологии так называемого Вашингтонского консенсуса. Как известно, изменения желаемых результатов не дали, поскольку вследствие реформ, называвшихся политикой либерализации, в Украине наблюдалось не процветание, а массовое обнищание населения, повлекшее за собой массовую безработицу в стране и вынудившее значительную часть граждан покинуть ее в поисках лучшей жизни. На сегодня "Мониторинг социальных настроений населения стран постсоветского пространства", проведенный в 2009 г. в рамках проекта "Евразийский монитор", подтвердил, что в Украине степень тревоги населения вследствие обнищания и безработицы достигает почти 70% (такие неутешительные показатели зафиксированы в России и Казахстане), тогда как в Беларуси и Азербайджане она почти вдвое ниже. Наиболее поразительным по последствиям стал кризис, преимущественно охвативший украинское общество, - об этом будет сказано далее. Поэтому без ответа на вопрос о характере реформ в Украине и их последствиях найти выход из тупика, в котором она находится, будет трудно, если вообще возможно, не говоря уже о реформах нового поколения.

Поскольку в общественном сознании, как и в экспертной среде, взгляды в отношении дальнейших реформ по большом счету различаются (это видно хотя бы из того, что за 2002-2008 гг., когда в экономике Украины наблюдался значительный экономический рост - свыше 7% в среднегодовом измерении, почти не меняется (сохраняясь на уровне 28-29%) доля населения, полагающего, что необходимо возвратиться к плановой экономике на основе полного государственного учета и контроля, а также возрастает (с 46% в 2002 г. до почти 50% в 2008 г) количество тех, кто предлагает соединить государственное управление и рыночные методы; в 2008 г. только 6,6% граждан поддерживали минимизацию участия государства и рыночное регулирование б), то и вопрос заключается в том, какие именно стратегии, какие реформы может воспринять общество? Ведь приведенные результаты опроса свидетельствуют: основы либерализации, предлагавшиеся обществу и экономике в течение всех 18 лет, фактически или таковыми не были, или реализовали что-то другое.

Попытаемся продолжить определенный теоретический анализ. Поскольку и в начале реформ, и в ходе их реализации тезис о том, что в общественном развитии должна доминировать капитализация, не подвергался сомнению, то именно капиталистические отношения должны были бы дать свои результаты.

Обратимся, прежде всего, к работам идеологических противников капитализма, которые все же признавали в нем и прогрессивные свойства основательного характера. В одной из своих работ В. Ленин отмечал, что именно капитализм, оторвавший личность от всех крепостных уз, поставил ее в самостоятельные отношения к рынку, сделав ее товаровладельцем, и создал подъем чувства личности. Таким образом, капитализм, формировавшийся, в частности, в Украине, в первую очередь, должен был бы освободить личностный потенциал человека от предыдущих исторических крепостных уз (в нашем случае - от тех ограничений, которые существовали в планово организованном хозяйстве и общественной жизни, где доминировала однопартийная система взглядов). По словам Г. Дилигенского, новая общественная система, в отличие от предыдущей, должна была бы привести к тому, что личное самосознание, возраставшее с ростом индивидуализации, достоинство, чувство личности увеличивают потребность в самоутверждении, но самоутвердиться человек может только в своих отношениях с другими людьми, в связи с их деятельностью. Очевидно, соединение тенденций к автономии, к выделению из сообщества и к слиянию, интеграции с ним составляет одну из важнейших особенностей человеческой психики. Взаимосогласование этих тенденций - одна из важнейших функций психической деятельности, источник многих специфических человеческих потребностей.