Смекни!
smekni.com

Особенности финансово–кредитного регулирования деятельности промышленных предприятий Казахстана (стр. 13 из 17)

Косвенным подтверждением сказанного являются объемы провизии, сформированных банками на покрытие убытков по классифицированным активам в 2003 г. По банкам с высокой кредитной активностью объем резервов, в зависимости от объема кредитного портфеля, составил от нескольких сот миллионов тенге до почти 9 млрд. тенге. При этом отношение суммы созданных провизии к среднему объему кредитного портфеля разных банков отличалось в несколько раз.

Сейчас крупные казахстанские банки выдают столько кредитов, сколько они могут выдать с учетом факторов кредитных рисков, диверсификации активов, структуры привлеченных ресурсов, механизма защиты интересов кредиторов и т.д. Развитие реального сектора экономики необходимо, но решение этой проблемы за счет принятия банками неоправданных рисков может привести к негативным последствиям. В случае решения ряда принципиальных вопросов по снижению кредитных рисков, улучшению правового обеспечения кредитного дела, росту собственного капитала и, главное, при улучшении экономической ситуации банки будут сами заинтересованы в кредитовании экономики.


ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЗАХСТАНА

3.1 Сегментирование реального сектора экономики Казахстана по степени потенциальной конкурентоспособности

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению финансового состояния предприятий реального сектора остановимся на экономических показателях страны, в целом отражающих экономический рост и благосостояние ее граждан, поскольку эти показатели являются результирующими. Финансовое состояние предприятия само по себе интересно только для его акционеров, менеджеров и всех тех, кто с ним связан (потребителей, поставщиков и т.д.). А вот сам результат деятельности и, в частности, его влияние на экономическую ситуацию в стране - это вопрос государственной значимости.

Российскими учеными Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова Л.А.Фридманом и М.Ф.Видясовой в 2000 г. была произведена оценка экономических параметров развития центрально-азиатского региона и сложившихся хозяйственных диспропорций между отдельными государствами Центральной Азии (206 стран плюс США).1 В качестве интегрированного показателя, отражающего результаты хозяйственной деятельности той или иной страны, ими была взята годовая стоимость валового национального продукта (ВНП). Абсолютная величина ВНП дает представление об экономической мощи и внутреннем потенциале каждой отдельно взятой страны, а ВНП в расчете на душу населения позволяет определить относительный уровень хозяйственного развития страны, ее место в мировом экономическом пространстве.

Для обеспечения сопоставимости используемых данных все показатели ВНП были пересчитаны в доллары по текущим обменным курсам и по паритетам покупательной способности (ППС) национальных валют. Поскольку официальный статус обменных курсов предполагает возможность манипуляции со статистическими данными, искусственнее завышение или занижение обменного курса в зависимости от стратегических целей экономической политики той или иной страны, объемы ВНП, рассчитанные по ППС валют, являются более объективными.

Именно для того, чтобы устранить недостатки расчетов по официальному валютному курсу, начиная с 70-х годов, эксперты ООН и ее специализированные организации инициировали исчисления ВНП по ППС валют. Данный метод расчетов гораздо более сложен, трудоемок и дорог, поскольку требует учета реальной покупательной способности национальных валют по всем товарам и услугам.

Согласно расчетам, произведенным Л.А. Фридманом и М.Ф. Видясовой, в 1999 г. Казахстан находился на 125-м месте по ВНП в расчете на душу населения, исчисляемому по обменному курсу, и на 106-м месте по ППС валют. Казахстан, так же как и Россия (98-е место - по первому и 80-е - по второму расчету), включается экспертами Всемирного банка в группу государств со средними доходами, но относится к ее низшей подгруппе, т.е. к странам с "низкими средними доходами". По уровню ВНП в расчете на душу населения Казахстан сопоставим с такими государствами, как, например, Перу в Латинской Америке или Македония в Юго-Восточной Европе. При условии сохранения исключительно высоких темпов ежегодного экономического роста, наблюдающегося в последние годы, на протяжении 10-15 лет, Казахстан может достичь нынешнего уровня экономического развития Чили, Словакии или Уругвая.

Исторический опыт многих развивающихся стран свидетельствует о том, что если низкий исходный уровень ВНП в расчете на душу населения соединяется с определенными достижениями в сфере народного образования и здравоохранения (выражающимися, например, в сравнительно низких показателях младенческой смертности и одновременно сравнительно высоких показателях ожидаемой продолжительности жизни), то это может способствовать формированию сравнительно подготовленной к экономическому росту рабочей силы.

Кроме того, в странах центрально-азиатского региона в условиях структурного кризиса переходного типа значительная часть более или менее модернизированных трудовых ресурсов не используется или недостаточно используется, что находит отражение в форме скрытой или открытой безработицы. Одновременно простаивают, недостаточно используются многие созданные еще в советский период производственные фонды, недостаточно интенсивно используются земельные ресурсы отдельных стран региона. Все эти негативные факторы при переломе неблагоприятной ситуации и переходе на путь экономического роста могут, по расчетам и оценкам Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции развития (ЕБРР), на протяжении 10-25 лет обеспечить ежегодное повышение ВНП в расчете на душу населения на 3,5-4,75%, что означает увеличение всего ВНП на 6-7%.

Согласно программе инновационного развития республики, разработанной специалистами Министерств энергетики и минеральных ресурсов и экономики и торговли, при активном участии видных казахстанских ученых, ежегодный прирост валового национального продукта страны в объеме порядка 5-6 %, в том числе в промышленности - до 5-7 %, сельском хозяйстве - 2-3 %, транспорте и связи - до 10-12 % может быть обеспечен за счет освоения производства принципиально новых видов наукоемкой продукции и внедрения высоких технологий, развития несырьевого сектора экономики.

Рассмотрим производственный потенциал Казахстана и его способность способствовать росту ВНП в расчете на душу населения в средней и долгосрочной перспективе. Однако прежде необходимо четко определиться с тем, что деятельность практически половины из числа существующих промышленных предприятий убыточна. В 1997 году доля нерентабельных, предприятий составляла 54%, или 6.410 единиц. По результатам 2001 года доля убыточных предприятий по-прежнему остается высокой-42%. Начиная с 1991 года по 1995 годы в промышленности наблюдалось снижение объемов производства. В период с 1996 по 2000 годы в среднем за год прирост производства составлял 3,7%.

Таблица 1. Индексы промышленной и сельскохозяйственной продукции, инвестиций в основной капитал (в постоянных ценах) по Казахстану

№ п/п. Индексы 2000 г. в % к 1999 г. 2001 г. в % к 2000 г.
1 Промышленная продукция 115,5 113,5
2 Сельскохозяйственная продукция 96 117
3 Инвестиции в основной капитал 149 121

Данные таблицы 1 в целом также свидетельствуют о росте производства. В частности, опережающими темпами по сравнению с промышленностью в целом развивались горнодобывающая промышленность (117% к уровню 2000 года), химическая и нефтехимическая промышленности, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, текстильная и швейная промышленность. Для сельскохозяйственного производства 2001 год был также в целом удачным: достигнут значительный рост производства зерна, картофеля и овощей, однако снизился валовой сбор плодово-ягодных культур.

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что экономика после спада 90-х годов находится на недостаточно высоком уровне и намного отстает от развитых государств. Так, в 2000 г. рост производства продукции промышленности составил 14,6% по сравнению с 1999 г. Однако в целом в 2000 г. индекс физического объема составил 56,2. о по отношению к 1990 г. и поэтому продолжающийся рост (за 10 месяцев текущего года объемы промышленного производства увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,5%)6 существенно не меняет ситуации и нельзя пока говорить, что экономика страны вышла на стадию устойчивого роста (тем более при ухудшении внешней конъюнктуры).

За истекшие 10 лет значительно изменилась отраслевая структура производства. В настоящее время в общем объеме промышленного производства 46,5% занимает обрабатывающая промышленность, 44,5% -горнодобывающая и 9% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Если в 1991 году в объеме промышленного производства наибольшую долю занимали машиностроение, легкая и пищевая промышленность (свыше половины республиканского объема), а в середине 90-х годов - топливная промышленность (23,4%), включая нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную и металлургическую промышленность (25,1%), то в 2001 году на эти отрасли приходится свыше двух третей промышленного производства республики. В течение прошедшего десятилетия в республике увеличилась доля таких видов деятельности, как металлургическая (с 14,9% в 1991 г. до 20,3% в 2000 г.) и нефтедобывающая промышленность (с 2,2 до 38%).

Данные об обрабатывающей промышленности, представленные в таблице 2, показывают, что наиболее высокие темпы прироста наблюдались в производстве продукции химической промышленности (55,1%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (в 3,2 раза), производстве транспортного оборудования (87,7%). Высокими темпами производилась также продукция текстильной и швейной промышленности (объемы выросли на 19,6%), производство кокса, перегонка нефти, производство и переработка ядерных материалов (19%), производство машин и оборудования (17,9%).