Смекни!
smekni.com

Управление культуры администрации области (стр. 5 из 11)

В качестве стратега культурного развития Министерство куль­туры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы ра­боты, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему, например, по данным Минис­терства культуры, в 1994 году музеи получили 48% финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталите­та, но свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы властных структур есть неотъемлимая составляю­щая демократического государства /33/.

Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии решений, создавая различные комитеты и комиссии экс­пертов, сотрудничающих с Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях и системе оценки ре­зультатов.

Необходимо развитие законотворческой деятельности , приня­тие федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной социальной помощи", "О театре", "О творческих ра­ботниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и прива­тизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогооб­ложения объектов культуры.

Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-техни­ческой базы культуры в регионах", то в новой программе этот раз­дел вообще исчез.

Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры, разночтения в законах создают значительные трудности в работе государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы осво­бодить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные до­ходы на расширение и совершенствование культурной деятельнос­ти /52/.

В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ от 12.11.93г. № 1904 увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли, перечисляемой государственным учреж­дениям культуры и искусства. Однако, на практике эта налоговая льгота не работает.

Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам ак­тивно использовать свои средства для поддержки культуры и форми­рования ими своего имиджа.

Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно привести к созданию целостной системы государственного протекционизма, призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России.

ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ

2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопре­делении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается иде­ология регионализма.

Региональная политика понимается как деятельность государс­тва по регулированию экономического, социального, этнополитичес­кого развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифферен­цированно /57/.

С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство (территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономичес­ких, этнических, демографических, социокультурных и других /29/. При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административны­ми границами. В плане экономического регионализма в России нас­читывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-За­падный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и дру­гие), которые относятся к числу укрупненных экономических регио­нов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокуп­ность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /29/, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Тамбовской области.

Основной смысл государственной региональной политики заклю­чается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Цент­ра (федеральных органов власти), формирование опережающих техно­логий социально-культурного и научно-технического развития в ре­гионах России.

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необхо­димо.

Необходимость разработки новой государственной региональной политики обусловлена следующими факторами:

развалом командно-административной системы управления и ут­ратой сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами;

несогласованностью государственных и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизон­тали;

деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных, коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого критерия.

Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующей­ся следующим:

1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государс­твенное финансирование данной сферы все еще происходит по оста­точному принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках ре­гиональной системы позволит распределять интегрированные средс­тва, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эф­фективно.

2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в усло­виях унитарного государства сегодня постепенно начинает сменять­ся собственной стратегией личности, принимаемой в условиях выбо­ра. Образуется все больший разрыв между государственными и лич­ными планами человека /25/.

3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения между органами управления федераль­ного, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации которых явля­ются соглашения, заключенные между органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.

Министерство культуры России начало активно развивать вер­тикальные связи, определялся характер взаимодействия между феде­ральными и региональными органами власти. Они строились на парт­нерской основе и были, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с ассоциацией "Сибирское соглашение", с администрациями Приморского края, Псковской, Тульской областями.

С Тамбовской областью был подписан протокол от 20.03.95г. №17 "О совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной программе "Сохранение и развитие культуры и ис­кусства в 1995 году"(от 20.03.95г.№17) . По протоколу предусмот­рено выделение 1170,0 млн.рублей, выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 1996 год действие Протокола было продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%. В последующие годы Министерство отказало области в подпи­сании договора.

Как показывает практика, всякое обновление начинается с из­менений в первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и ду­ху.

2.2. Анализ социокультурной ситуации в области

Под социокультурной сферой подразумевается совокупность уч­реждений, организаций, творческих групп и индивидов, создаю­щих,воспроизводящих и тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /28/.

Состояние социокультурной сферы Тамбовской области можно охарактеризовать следующими показателями.

Наличие объектов:

муниципальные клубные учреждения - 765

библиотеки - 735

музеи - 10

театры и филармония - 4

кинотеатры - 7

киноустановки - 362

профессиональные коллективы

(симфо­нический оркестр, камерный хор,

государственные танцевальные ан­самбли

"Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских

народных инструмен­тов "Россияне",

фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") - 6

парки культуры и отдыха - 5

центр творчества молодежи - 1

центр культуры и спорта - 1

областной научно-методический центр

самодеятельного творчества - 1

редакций газет - 51

телевизионных и радиовещательных компаний - 27

В области сложился богатый творческий потенциал: