Смекни!
smekni.com

Потребительская кооперация (стр. 2 из 5)

Государственное регулирование выражает общегосударственные интересы и обеспечивает единство и целостность экономики и ее системы управления. Это достигается путем разработки обязательного для всех субъектов рыночной экономики законодательства.

Государство осуществляет в отношении деятельности кооперации предусмотренные законодательством меры регулирования и контроля. Характерно в этом отношении содержание соответствующей статьи Конституции Италии: «Республика признает социальную функцию кооперации, имеющей характер взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон способствует ее росту наиболее подходящими средствами и обеспечивает контроль за ее характером и целями». В Конституции Республики Беларусь (статья 13) подобное положение сформулировано следующим образом: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».

В отечественной истории не раз возникали идеи объединения государственного и кооперативного секторов экономики под видом ликвидации так называемого параллелизма в работе, высказывались суждения о кооперации как о якобы недостаточно прогрессивной форме хозяйствования и т.п. Однако известен лишь один непродолжительный период — годы «военного коммунизма», когда система потребительской кооперации (Центросоюз) была лишена самостоятельности и находилась в непосредственном подчинении государственного органа — Наркомпрода. С 1921 г. потребкооперация была высвобождена из-под этой опеки.

В мировой практике также имеются прецеденты радикального преобразования кооперации. В 1980 годах был упразднен Союз потребительских обществ Польши. Этот шаг повлек за собой растаскивание кооперативного имущества и резкое ухудшение обслуживания населения. Спустя некоторое время Польский национальный кооперативный союз был с помощью МКА создан заново. Вот как прокомментировал данный факт президент МКА Ларс Маркус в своем послании от 23 сентября 1991 года: «Реформаторы, обладающие властью, но не понимающие характера кооперативного движения, в нескольких случаях нанесли тяжелый урон потребительским кооперативам. Я уже получил выражения крайнего сожаления и просьбы о содействии в возрождении кооперации от государственного министра Польши».

В последние годы повышенное внимание кооперативному сектору экономики уделяется со стороны Организации Объединенных Наций. Генеральная ассамблея ООН приняла ряд специальных резолюций, в которых выражается поддержка самостоятельного развития кооперации, содержится обращение к правительствам стран мира с просьбой рассмотреть с участием кооперативных союзов соответствующих стран вопросы необходимых изменений и дополнений в законодательные акты с целью обеспечения более благоприятных условий для развития кооперации

В условиях «шокового» перехода к рынку в начале 90-х годов хозяйственная практика достаточно стремительно и болезненно столкнулась с массой проблем, и в частности с проблемой кардинального преобразования правового механизма осуществления регулирующего воздействия общества на протекание экономических процессов. Быстрое разрушение существовавших хозяйственных и правовых основ и объяснимое в этих условиях отсутствие новых породили иллюзию, базирующуюся на идеях господствовавшего тогда «экономического романтизма» об исключительно созидательных возможностях саморегулирующегося рынка. В теоретико-правовых построениях это проявилось в чрезмерной переоценке роли частного права в осуществлении регулирующего воздействия на хозяйственную практику. Здесь нет противоречия с высказанными нами соображениями о необходимости приоритета частноправовых методов регулирования над публично-правовыми в системе потребительской кооперации. Вопрос заключается лишь в их пропорциональном соотношении.

Нам представляется, что попытка осуществить правовое регулирование посредством лишь норм диспозитивного характера в условиях непрекращающейся дестабилизации общественной жизни является малоэффективной. Регулирование экономики преимущественно средствами частного права ведет к минимизации использования публично-правовых средств и создает предпосылки для роста криминальных тенденций, злоупотреблений в кредитной, налоговой, валютной и других сферах хозяйствования. К наиболее пагубным последствиям эта попытка может привести в переходный период, когда во многих секторах экономики существует своеобразный правовой вакуум - отсутствуют соответствующие материальные и процессуальные инструменты, их реализация.

Аргументом в пользу необходимости активного использования государственного регулирующего воздействия на экономику в переходный период служит обобщенный опыт выхода экономики многих стран из кризиса. Общество, как и человек, должно в сложной ситуации мобилизовать и сконцентрировать свои силы и рационально их использовать. Единственным мобилизующим и объединяющим органом может быть здесь только государство, что вытекает из его природы. Оно выступает «публичной организацией, представляющей общий интерес и осуществляющей управление делами общества от его имени и в его интересах». Так, правительство США, возглавляемое Ф. Рузвельтом, использовало силу государства для реализации политики «нового курса», которая позволила выйти из трудностей, возникших в период «великой депрессии» (1929-1933 гг.) и в годы второй мировой войны.

Благодаря активному государственному участию в экономической деятельности общества была быстро восстановлена разрушенная войной экономика Европы, достигнуто «экономическое чудо» в Японии и Южной Корее.

Применительно к условиям хозяйствования, сложившимся в России, насущной задачей является осуществление перехода от преимущественно публично-правовых методов управления к гармоничному сочетанию частно-правовых и публично-правовых. При этом важно, способствуя развитию саморегулирующихся начал рынка, сохранить регулирующую роль государства в ключевых отраслях экономики, в том числе и в секторе потребительской кооперации.

Кооперативные ценности и принципы — это совокупность идей, определяющих характер деятельности кооперации, ее цели, задачи, основные пути и средства их решения.

Наиболее общие из этих идей представляют собой общепризнанные постулаты социально-нравственного характера, такие как взаимопомощь, демократия, равенство, солидарность, справедливость, честность и др. Их принято называть кооперативными ценностями. По существу, это общечеловеческие ценности, сознательно отобранные и положенные в основу деятельности кооперативов.

Однако для реализации этих общих идей необходимы более конкретные ориентиры, обобщенные и выверенные кооперативной практикой. В качестве таковых выступают кооперативные принципы. Прежде чем перейти к рассмотрению содержания каждого из кооперативных принципов, следует отметить наиболее важные общие их черты и закономерности проявления.

Первое. Некоторые теоретики кооперативного движения трактуют кооперативные принципы как составную часть кооперативных ценностей, занимающую более конкретный уровень в совокупности идей, определяющих кооперативную идеологию. Как представляется, такая трактовка вполне правомерна.

Второе. Кооперативные принципы охватывают все стороны кооперативной деятельности и образуют систему. Они внутренне взаимосвязаны. Каждый принцип дополняет и ограничивает другой.

Третье. Система кооперативных принципов является узловым звеном, выражающим и определяющим социально-экономическую сущность кооперации, главным инструментарием теории и практики кооперативного движения.

Четвертое. Кооперативные принципы проявляются в деятельности кооперативов во всей своей совокупности, т.е. специфическая природа кооператива идентифицируется посредством кооперативных принципов. Однако интенсивность, формы и методы проявления, степень приоритетности того или иного из них зависят от конкретных экономических, социальных и политических условий, исторических и национальных традиций.

Потребительская кооперация является старейшей ветвью кооперативного движения. Она возникла и получила широкое развитие на основе опыта Рочдельского потребительского общества, семена идеологии которого дали всходы и на белорусской земле.

В начальный период немногочисленные и экономически слабые кооперативы Белоруссии работали разобщенно. Их организационно-хозяйственные связи носили спорадический характер. Кооперативное движение активизировалось с началом первой мировой войны. Рост цен, инфляция, развал народного хозяйства и, другие вызванные войной бедствия стали в экстремальных условиях дополнительным стимулом роста численности потребительских кооперативов как, средства выживания. Если в 1906 г. в Беларуси насчитывалось 41 потребительское общество, в 1912 - м - 137, то в 1917 г. их стало 359. Созрели объективные предпосылки объединения потребобществ для более эффективного решения своих задач. Этому благоприятствовал и изданный Временным правительством России в марте 1917 г. закон «О кооперативных товариществах и их союзах».

На состоявшемся 20-22 июня 1917 г. в г. Минске съезде представителей кооперативных обществ рыло принято решение об образовании Союза потребительских обществ Минского района. Район в ту пору охватывал всю Минскую и часть Виленской губерний, Полоцкий уезд Витебской и часть Могилевской губерний. Союз потребительских обществ Минского района, который в 1918 г. был переименован и решением Минского окружного суда зарегистрирован под названием «Центральный союз потребительских обществ Белорусского края», положил начало обще-белорусскому союзу потребительских обществ. Дата 22 июня 1917 г. является днем основания Белкоопсоюза, который в дальнейшем развивался как единая кооперативная система, объединяющая все потребительские общества на территории республики.