Смекни!
smekni.com

Потребительская кооперация (стр. 4 из 5)

Неделимый фонд выступает в качестве коллективного капитала, которого нет и не может быть в акционерных обществах и других хозяйственных объединениях, не говоря уже о частнопредпринимательских структурах. По своей социально-экономической сущности он призван обеспечить устойчивость деятельности кооперации как социального достояния многих поколений членов-пайщиков, способствовать тем самым достижению долговременной цели получения экономических и социальных услуг, ради чего, собственно, и создаются кооперативы.

В исторических условиях нашей страны одним из важнейших проявлений социальной функции потребительской кооперации стало обслуживание пайщиков — жителей малых и отдаленных деревень. Примерно половина расположенных в сельской местности магазинов, в том числе автомагазины, лавки на дому, — экономически убыточны. И в целом уровень рентабельности кооперативной торговли не превышает одного процента. Поэтому содержать убыточные предприятия приходится за счет общих результатов деятельности кооперации. Это также специфическая особенность функционирования кооперативного капитала.

Если учесть, что для нормальной жизнедеятельности потребительской кооперации необходимо планомерно развивать и обновлять материально-техническую базу кооперативного хозяйства, в том числе и убыточных предприятий, а с другой стороны, экономическая эффективность даже самых рентабельных кооперативных отраслей и производств имеет весьма ограниченные объективные пределы, легко представить, в каких непростых условиях ведут работу предприятия и организации потребительской кооперации. Именно по этой причине выплаты пайщикам на их паевые взносы носят сугубо символический характер.

В свете вышеизложенного следует рассматривать сущность государственной поддержки, которая оказывается потребительской кооперации. Это не некая благотворительная акция по отношению к кооперации, а объективно необходимая мера для сохранения и стимулирования исторически сложившейся системы социально полезной деятельности. Не будь такой поддержки, государству пришлось бы дополнительно взять непосредственно на себя решение многих социальных задач со значительно большими, как правило, совокупными затратами. Данное положение нашло свое отражение в документах Организации Объединенных Наций, в частности в докладе генерального секретаря ООН на 49-й сессии Генеральной ассамблеи ООН «Место и роль кооперативов с учетом новых социально-экономических тенденций».

Деятельность кооперативных организаций основывается на нормах демократии, которые органически вытекают из сущности кооперативов, представляющих собой объединения людей, а не капиталов, Это четко зафиксировано уже в самом определении кооператива как организации лиц, ставящих целью удовлетворение своих потребностей с помощью совместно владеемых и демократически управляемых предприятий.

Ключевые понятия, черты и признаки кооперативной демократии, ставшие общепризнанными в мировом кооперативном движении, выработаны коллективной мыслью и выверены многолетней практикой. Основные из них следующие: добровольность вступления в организацию и выхода из нее; равенство без дискриминации в области пола, социальной, расовой, политической и религиозной принадлежности; выборность органов управления и контроля, которые являются подотчетными членам кооператива (союза кооперативов); равноправие при голосовании (один член — один голос).

Демократическое управление деятельностью кооперативных организаций и демократический контроль за этой деятельностью означают кооперативное самоуправление и являются сердцевиной системы отношений в кооперации, ее родовым признаком как общественно-хозяйственной организации.

Сущность и основополагающие нормы кооперативной демократии сформулированы в Декларации о кооперативном соответствии (идентичности). Вопросы демократических основ деятельности потребительской кооперации, в том числе кооперативного самоуправления, постановки организационно-кооперативной работы, детально разрабатываются в уставах потребительских обществ и потребсоюзов, в специальных инструкциях, положениях, рекомендациях и других внутрикооперативных нормативных актах. Они также широко отражены в литературе по кооперативной тематике, являются предметом изучения в кооперативных учебных заведениях в рамках курса «Основы кооперативного строительства».

Учитывая все это, представляется необходимым рассмотреть вопросы кооперативной демократии проблемного характера, особенности их разрешения в современных условиях.

На первое и главное место здесь следует, пожалуй, поставить проблему участия пайщиков в демократическом процессе управления делами кооперации. Забота об укреплении членской базы, о повышении роли и активности членов-пайщиков, как явствует из документов МКА, является одной из первостепенных задач в деятельности кооперативных организаций всех без исключения стран. Пайщик — определяющая фигура в кооперации. Без пайщиков нет и кооперации.

Однако в нашей практической деятельности и документах, отражающих эту важную проблему, возможность ее успешного решения зачастую ассоциируется в основном с формами работы, преобладавшими на первоначальных этапах развития кооперации, со сферой так называемой непосредственной, или прямой, демократии. Между тем уже простое количественное увеличение пайщиков потребобщества порождает условия, ставящие объективные пределы участию каждого из них в процессе непосредственного управления кооперативом. Эти пределы становятся еще более жесткими и очевидными в условиях деятельности крупных многоотраслевых кооперативных союзов в современной рыночной среде, роста централизации управления, предельно усложнившихся хозяйственно-финансовых и иных отношений. Поэтому нельзя не согласиться с теми представителями кооперативной мысли, в том числе упоминавшимся выше Гансом - Г. Мюнкнером, которые прямо указывают, что сегодня в организациях с относительно большим членством неэффективно, да и нереально позволять каждому отдельному члену общества непосредственно участвовать в управлении и принятии решений. Они могут реализовывать свое право опосредованно, путем выражения своего мнения и голосования.

В этой связи чрезвычайно важное значение в реализации принципов кооперативной демократии в современных условиях приобретает практика делегирования полномочий, как правило, многоступенчатая, а также система взаимоотношений и взаимодействия представительных и исполнительных органов управления, действующая ныне система в целом обеспечивает необходимый уровень функционирования потребительской кооперации республики. Вместе с тем требуется и известная ее корректировка, которую можно будет произвести после принятия закона о потребительской кооперации.

Но уже сейчас ясно, что в системе кооперативного самоуправления значительно возрастает роль уполномоченных потребительских обществ, которые становятся главным связующим звеном между пайщиками и всеми уровнями управления потребкооперации. Следовательно, одной из важнейших задач является создание пайщикам необходимых условий для избрания своими представителями наиболее авторитетных, пользующихся доверием, подготовленных и социально активных членов кооператива.

Другой, не менее важной задачей в деле поддержания надлежащего уровня кооперативной демократии было и остается предоставление всем членам кооператива возможности свободного выражения своего мнения и предложений по вопросам улучшения кооперативной деятельности. После соответствующего анализа и учета реальных возможностей данные предложения, оформленные в виде наказов пайщиков, подлежат исполнению.

Эффективной остается и такая форма участия пайщиков в кооперативном самоуправлении, как общественные комиссии по контролю за деятельностью кооперативных предприятий. Их работу необходимо совершенствовать.

Следует также иметь в виду, что в связи с преобразованием райпотребсоюзов в райпо намного возросла роль кооперативных участков, повысилось значение работы с пайщиками и населением.

Отмеченные формы и методы работы, разумеется, при должном уровне ее постановки, в своей совокупности вполне достаточны для обеспечения эффективного участия пайщиков в управлении делами кооперации. При этом не следует каждого пайщика, что называется, «притягивать за уши» к рулю самоуправления, тем более против его желания. Ведь главная и достаточная для большинства пайщиков форма участия в деятельности потребительского общества, помимо свободного права голоса, — приобретение товаров в кооперативных предприятиях и пользование другими услугами, а следовательно, показатель такого участия — количество и. качество данных услуг, уровень обслуживания.

Сложность управления кооперативными организациями в современных условиях породила еще один вопрос кооперативной демократии проблемного характера, заслуживающий повышенного внимания. Дело в том, что поддержание должного уровня управления и обеспечение высокой экономической эффективности требуют, чтобы во главе кооперативных организаций находились управленцы-профессионалы высокого класса. Из-за отсутствия в достаточном количестве таких работников в среде кооператоров в ряде кооперативных организаций стран Запада пошли на обособление и сосредоточение функций менеджмента в руках наемных управляющих кооперативами и их союзами, которые пришли со стороны и не знакомы с культурой кооперативного движения. Выборные же органы этих кооперативов и их союзов оставили в своих руках лишь общие властные и контрольные функции. Все это порождает немало проблем.

Думается, что с учетом наших исторических, культурных и иных традиций нам не следует ни сейчас, ни в обозримом будущем идти на подобного рода обособление функций управления. У нас имеется широкая и динамичная база для воспитания управленцев высокой квалификации из числа членов-пайщиков. Подтверждением тому является кадровый состав наших руководителей и специалистов, сложившаяся современная система кооперативного образования. Так, более 95 процентов председателей и членов правлений районных потребительских обществ, областных и республиканского потребсоюзов родились в деревнях или райцентрах, они не только сами смолоду стали пайщиками, но и их родители, как правило, были пайщиками. Эти люди хорошо знают социальную среду, в которой работает потребительская кооперация, более 80 процентов из них прошли подготовку в кооперативных учебных заведениях.