Смекни!
smekni.com

Социально экономическое развитие региона (стр. 8 из 15)

И. Тюнен открыл влияние фактора пространства на затраты и прибыль сельскохозяйственных предприятий, установил, что таким образом пространство влияет на специализацию предприятий.

A. Вебер разработал теорию промышленного «штандарта» (фактора размещения), определив и проанализировав основные факторы, влияющие на размещение единичного промышленного предприятия. Он выдвинул также идею создания «общей теории» размещения всех предприятий в совокупности, но не осуществил эту идею.

B. Кристаллер подошел к этой проблеме с противоположной стороны, начав не с объекта размещения (т. е. предприятия), а с места, точки размещения. Он создал и обосновал довольно стройную концепцию — теорию центральных мест, выявив роль городов и агломераций в формировании иерархической территориальной структуры страны.

А. Леш пытался слить воедино идеи Вебера и Кристаллера в новой концепции экономического района («экономического ландшафта»).

Таким образом, уже в этот период более или менее четко определились основные направления региональной науки:

• локационное или «размещенческое» направление, ставящее своей задачей отыскать оптимальное место размещения предприятия;

• собственно региональное направление, стремящееся найти оптимальные размеры и структуру хозяйства данного центра или района;

• комплексное направление, пытающееся связать единой теорией и методом локационные и региональные проблемы.

В дальнейшем в зарубежных региональных концепциях произошла заметная эволюция взглядов на факторы размещения производства:

• переход от микроэкономической оценки размещения предприятия к макроэкономической;

• изменение роли старых факторов и появление новых (научно-исследовательская база, государственное регулирование экономики) развитие взглядов на фактор агломерации, введение понятия «инфраструктура»;

• эволюция методического аппарата для исследования факторов размещения производства, формализация учета влияния факторов.

Сам термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард. Он считает, что региональная наука шире, чем региональная экономика, она должна изучать пространство, регионы (районы), локации (место размещения) и их системы. У. Изард суммировал и проанализировал ряд работ (Вайгмана, Вебера и др.) в области создания общей теории размещения.

в трудах российских ученых. В России региональная экономика начала складываться как наука сначала в рамках экономической географии с трудов экономистов географов Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского и др. Этим ученым принадлежит ряд трудов по вопросам экономического районирования, развития и размещения производительных сил, а также по общим проблемам экономической географии.

Н.Н. Баранского считают основоположником экономической географии в СССР, он автор многочисленных трудов по теории и методологии экономической географии.

Н.Н. Колосовский в середине 40-х гг. исследовал систему территориальных комплексов районного масштаба, создал фундамент для разработки теории ТПК (территориально-производственных комплексов). Он разработал метод энергопроизводственных циклов, ставший основным для экономико-географической характеристики районов, позволяющий более четко выявить структуру хозяйства и внутрирайонные производственные связи.

Энергопроизводственный цикл (ЭПЦ) — это закономерная цепочка производств, взаимосвязанных производственными процессами на общей для них базе главных видов энергии и сырья.

Колосовский в 1947 г. выделил восемь ЭПЦ и их совокупностей. В связи с НТП и вовлечением в производство новых видов сырья и энергии, их число удвоилось. Сейчас выделяют 16 ЭПЦ.

В дальнейшем проблемы региональной экономики изучали П.М. Алампиев, В.В. Кистанов, Е. Пробст, Э.Б.Алаев, Н.Н.Некрасов и др. Согласно их исследованиям, экономический район — это неотъемлемая часть народного хозяйства страны. Он занимает определенную территорию. Основные его черты: производственная специализация, уровень и структура производства, экономико-географическое положение, природные и трудовые ресурсы.

Региональная социальная политика

Общие положения формирования и проведения социальной политики нуждаются в региональной адаптации. Это объясняется объективно имеющимися социально-экономическими различиями регионов. Такие различия проявляются на разных уровнях административно-территориального деления страны и могут приводить к формированию кризисных (депрессивных) регионов.

Кризисный (депрессивный) регион — это административно-территориальная единица страны или часть административно-территориальной единицы, социально-экономическая ситуация в которой такова, что уровень потребления проживающего на ее территории населения в среднем ниже уровня потребления населения в стране в целом. В качестве основания для отнесения региона к кризисным можно принять, например, отставание уровня потребления от среднего не менее чем на 20%.

Социально-экономическую неидентичность регионов в контексте государственной социальной политики можно трактовать двояко: с одной стороны, как ее ограничения, а с другой стороны, как требование к ней. Только учет межрегиональных различий позволит в полной мере сохранить и развить человеческий потенциал безотносительно к тому, в каком регионе находится объект социальной политики.

Разработка социально-экономической типологии регионов относится к числу классических проблем региональной экономики. Соответствующие типологии разрабатываются в экономиках различных типов (рыночной, плановой) и являются основой для принятия управленческих решений о выравнивании социально-экономического развития регионов соответственно либо рыночными, либо плановыми методами. Региональная адаптация государственной социальной политики необходима для сглаживания (выравнивания) межрегиональных диспропорций, в какой бы модели они ни возникали.

Основное требование, которое должно быть соблюдено при построении такой типологии, связано с обеспечением сопоставимости данных. Если эта проблема решена не будет, то появляется реальная опасность возникновения противоречий между административно-территориальными единицами страны по поводу масштабов государственной финансовой поддержки слабых регионов со стороны центрального правительства. Наилучший вариант — использование данных административной статистики по регионам, т.е. той социально-экономической информации, которая публикуется существующими в различных странах государственными статистическими органами.

Группировка показателей, используемых для характеристики социальной ситуации в регионах, может осуществляться в соответствии с отраслевым разделением социальной политики на четыре сектора: демографию, труд, личные доходы и социальную инфраструктуру. Отбор конкретных показателей, имеющихся в административной статистике, осуществляется экспертами.

Например, демографическое состояние регионов количественно характеризуется прежде всего такими показателями, как рождаемость и смертность населения, разность между этими показателями и составляет его естественный прирост. Кроме того, на динамику численности жителей региона влияет сальдо внешней миграции, которая во многих случаях может частично или полностью компенсировать естественную убыль населения.

Для исследования ситуации в трудовой сфере регионов используются показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда. В их состав могут быть включены:

• уровень безработицы, рассчитываемый как отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения;

• соотношение между спросом (количество вакансий, о которых сообщают работодатели) и предложением (число безработных) на рынке труда;

• средняя продолжительность безработицы либо (что важно для проведения адресной социальной политики) удельный вес безработных-маргиналов, т.е. не имеющих работы длительный период времени (как правило, более года).

Для типологии регионов по величине доходов населения целесообразно использовать показатели, характеризующие не столько абсолютные размеры этих доходов, сколько их относительную величину. В наибольшей мере этому требованию удовлетворяет отношение среднедушевых доходов населения региона к прожиточному минимуму.

Более сложно определить набор показателей, которые могут быть использованы для типологии регионов по уровню развития социальной инфраструктуры. Если в плановой экономике успешно используются так называемые валовые показатели — обеспеченность населения врачами и больничными койками, ввод в действия кинотеатров, санаториев и домов отдыха и др., то в рыночной экономике они оказываются малопригодными, поскольку не отражают эффективности использования объектов социальной инфраструктуры.

Далее, необходимо при помощи определенных методов осуществить группировку регионов (административно-территориальных единиц) в целях определения для них приоритетных направлений социальной политики. Хорошие результаты могут быть получены, например, при использовании метода, предполагающего ранжирование регионов по значению каждого из социальных показателей (от "лучших" к "худшим") с последующим суммированием всех мест и расчетом среднего места (балла), которое представляет собой частное от деления суммы мест, занятых регионом по каждому из показателей, на общее число использованных показателей. После этого могут быть разработаны предложения по конкретным направлениям социальной политики в регионе с целью улучшения в нем социальной ситуации в целом или отдельных социальных показателей, оказавшихся "проваленными".