Смекни!
smekni.com

Акционерное общество как правовой институт (стр. 2 из 19)

Его специфика состоит в субъектном составе, сфере действия, волевом содержании, способе форми­рования, характеристике санкций. Корпоративные (ло­кальные) акты условно можно разделить на 2 группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и положения юридических лиц. Это выражается в государственной регистрации, утверждении и в сов­местном принятии акта.

К другой группе источников права относится учреди­тельный договор АО. Он имеет значение не только для лиц, заключивших его, но и для самого юридического лица (например, по вопросам распределения его прибы­ли и убытков, управления его деятельностью - ст. 52 ГК), для органов, осуществляющих его государственную ре­гистрацию, для любых третьих лиц (п. 3 ст. 52 ГК, нормы АПК и ГПК РФ)\ Однако некоторые цивилисты не нахо­дят таким договорам места в системе источников права.

Потребности правового регулирования граждан­ского оборота обусловливают необходимость четкой индивидуализации его субъектов и определение их ста­туса.

1.2. Понятие и сущность акционерного общества

1. Экономические предпосылки возникновения акционерного общества как правового института

Влиятельное направление экономической мысли - новая институциональная экономическая теория, и, в частности, такая ее ветвь, как теория трансакционных издержек, рассматривает фирму не как производственную функцию, а как совокупность экономических контрактов участвующих в ее деятельности лиц. Тем самым предоставляется возможность раскрыть «черный ящик» того, что в рамках неоклассической теории принималось как данность. Данный подход позволяет объяснить эффективность существования компании как результат специфической организации участвующих в ее деятельности лиц, поскольку гармонизация контрактного взаимодействия сама по себе выступает источником экономической ценности. Современная корпорация понимается «... как продукт серии организационных инноваций, целью и результатом которых была минимизация трансакционных издержек».[7,22]

Под трансакцонными издержками в рамках данной концепции подразумеваются затраты на управление экономической системы. Их необходимо отличать от производственных издержек, составляющих суть расходного компонента хозяйственной деятельности. Теория трансакционных издержек постулирует, что экономически активным индивидам свойственна ограниченная рациональность в том смысле, что они ведут себя преднамеренно рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени, и что они подвержены оппортунизму, заключающемуся в преследовании ими личных интересов с использованием коварства.[ 29, 54]

Наиболее важным параметром при сравнительной оценке трансакций выступает степень специфичности активов, необходимых для их реализации: стороны контракта, поддерживаемого значительными инвестициями в трансакционно-специфические активы, могут эффективно осуществлять двустороннюю торговлю без дополнительных гарантий.[49,28]

Поскольку инвестиции в уставный капитал акционерного общества, как правило, производятся ликвидным имуществом, они не являются специфическими и не могут быть застрахованы от оппортунизма менеджмента и членов совета директоров «сами собой». Поэтому решающим средством их защиты, а соответственно, и экономической эффективности общества, служит выбор его правовой модели, позволяющей сбалансировать интересы между всеми связанными с компанией лицами: акционерами, членами совета директоров, менеджерами, работниками, поставщиками и покупателями. Одним из главных элементов данной модели является система раскрытия информации.

К наиболее важным функциям акционерного общества относятся: 1) объединение капитала; 2) упрощенная смена участников; 3) устранение ответственности акционеров; 4) защита инвестиций акционеров от злонамеренных действий менеджеров и крупных акционеров; 5) защита интересов кредиторов от невыполнения обществом своих обязательств; 6) получение прибыли. Данные функции должны учитываться при разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере.

Изложенный подход во многом нашел свое отражение в ФЗ «Об акционерных обществах», предусматривающем так называемую «самодостаточную модель» акционерной компании. Самодостаточная модель характеризуется незначительной ролью государства при обеспечении исполнения «контрактов» и, соответственно, созданием специальных внутренних регулятивных механизмов, что особо важно при слабости официальной власти. Отмечается, что «в целом, закон об акционерных обществах, предписывающий нормы политеса, которые участники воспринимают как разумные, может быть отчасти эффективным даже без обеспечения исполнения со стороны государства».[2,66]

Баланс сил в обществе устанавливается путем распределения полномочий между органами управления и контроля таким образом, чтобы ни один орган не смог бы принять решение без учета интересов других заинтересованных лиц. Самодостаточная модель призвана обеспечить реализацию возможностей по управлению делами компании крупными, но все же составляющими меньшинство, внешними акционерами - аутсайдерами.[5,75] Это вызвано тем, что такие акционеры, во-первых, произвели достаточные вложения, поэтому имеют существенный интерес в развитии компании, а во-вторых, представляют собой организованную силу. В то же время, именно данным акционерам могут быть причинены наибольшие убытки в результате злонамеренных действий менеджмента компании и обладателей контрольного пакета акций.

Однако самодостаточная модель не должна означать полного устранения государства от предвосхищения будущих и улаживания уже возникших корпоративных конфликтов. Современное акционерное общество является продуктом развитого капитализма и не может быть использовано в условиях первобытной дикости. Эффективность данного предпринимательского образования зависит не только от его «внутреннего» устройства, но и от «внешней» среды. Акционерные общества не могут с полной отдачей функционировать вне денежной экономики, вне рынка ценных бумаг, вне единого информационного пространства.[36,56] Вряд ли возможно рассчитывать на достижение экономического прорыва при помощи акционерных компаний без нормально действующей судебной власти и при низком уровне правосознания.

Едва ли не каждое экономическое действие в современном мире облекается в ту или иную правовую форму. Экономические потребности заставляют выработать правовые институты, при помощи которых данные потребности удовлетворяются. Экономика воздействует на право, а право - на экономику. Следовательно, конструирование эффективной экономической модели акционерного общества немыслимо без построения системы правоотношений по поводу управления делами компании, распределения ее прибыли, реорганизации и ликвидации. В свою очередь, правильное понимание экономических отношений, возникающих в связи с созданием и деятельностью акционерных обществ, позволяет строить эффективные правовые модели,[43,81] Выявление указанной системы правоотношений, анализ ее элементов и означает, по нашему мнению, раскрытие сущности акционерного общества как правового явления.

Акционерное общество как организационно-правовая форма юридического лица: общая характеристика

Понятием юридического лица может быть обозначен не только субъект права, но я правовое явление (способ, посредством которого идеальный субъект проявляется, обнаруживается в гражданском обороте). В этом случае к компонентам такого явления, помимо самого юридического лица (субъекта), относятся также лица, участвующие в управлении его делами. Посредством реализации содержания отношений между юридическим лицом (субъектом) и участниками управления юридическое лицо (субъект) выступает в гражданском обороте.

Система правовых связей между участниками управления делами юридического лица и юридическим лицом, а в ряде случаев еще и между самими участниками, образует организационно-правовую форму юридического лица как правового явления. Разграничение понятий юридического лица как субъекта права и как правового явления в значительной степени позволяет примирить фикционные и реалистические теории, не делая при этом логически недопустимых выводов о возможности правовых отношений между частью и целым, а также устраняя иные недостатки, свойственные реалистическим концепциям.

Отличие одного вида юридического лица (правового явления) от других видов и заключается главным образом в специфике связей между юридическим лицом (субъектом) и лицами, принимающими участие в управлении его делами, а также между последними непосредственно. Содержание прав и обязанностей участников управления по отношению как к юридическому лицу и его имуществу, так и друг к другу, позволяют идентифицировать организацию как вид юридического лица. В данных правовых связях отражаются цели создания и деятельности юридического лица, в том числе извлечение прибыли либо достижение иного социально-полезного эффекта, а также проявляются иные характеристики организации, такие как наличие или отсутствие уставного капитала, его минимальный размер, резервирование части имущества и т.п.[14,109]

Отметим, что в термин «участник управления» в данном контексте мы вкладываем более широкое значение, чем в традиционное понятие «участник», ибо включаем в него всех лиц, наделенных в силу закона и учредительных документов правом принимать участие в управлении делами юридического лица. К участникам управления обществом мы причисляем также членов счетной и ревизионной комиссии (ревизора), действующих в рамках реализации своих полномочий от имени общества.