Смекни!
smekni.com

Мировой финансовый кризис и его последствия (стр. 2 из 5)

во-первых, на протяжении экономического роста, увеличения потоков капитала и длительной стабильности участники рынка пытались получить максимальную прибыль, но при этом неадекватно оценивали риски и не смогли обеспечить необходимый технический аудит;

во-вторых, свой вклад в формирование системных проблем сделали так же слабые андеррайтинговые стандарты, неэффективные методы и инструменты управления риском, появление сложных финансовых продуктов, характеристики которых были сложными для понимания, в результате чего появились избыточные заимствования;

в-третьих, политики, регуляторные и надзорные институты, в отдельных развитых странах не смогли адекватно оценить и отреагировать на риски, которые накопились на финансовых рынках, вовремя и адекватно отслеживать появление финансовых инноваций или же полноценно оценивать последствия регулирования;

в-четвертых, непоследовательность и неэффективность координации макроэкономической политики, неадекватные структурные реформы, которые вместе привели к серьезным нарушениям пропорций и функционирования рынка.

Таким образом, в итоге речь идет фактически о сложной комбинации двух групп факторов макро─ и микроэкономического характера:

1) среди причин микроуровня следует назвать склонность экономических агентов к избыточному риску, которая была спровоцирована долгим периодом экономического роста и макроэкономической стабильностью;

2) среди причин макроуровня следует назвать неэффективное регулирование и надзор за финансовым рынком, непоследовательность макроэкономической политики, отсутствие структурных реформ.

Но за каждым из этих высказываний стоят сложные и спорные экономические процессы, природа и механизм действия которых требует глубокого и беспристрастного анализа. [2-7]

1.3 Начало экономического спада в Европе.

Первое полугодие 2008 года было обусловлено общим экономическим спадом в странах Европы.

Во Франции в начале января 2008 года возник скандал вокруг банка Société Générale, трейдер которого в течение 2007 года с использованием механизма маржинальной торговли открыл позиции на индексы европейских бирж на общую сумму около 50 млрд. евро, что примерно в 1,5 раза больше капитализации банка. В результате резкого падения фондовых рынков, по открытым позициям возникли убытки около 5 млрд. евро.18 января 2008 года операции объявили мошенническими и все позиции были закрыты, что спровоцировало волну распродаж на фондовых рынках.

В Дании спад ВВП составил 0,6% в первом квартале 2008 года. Эстония показала спад 0,9% во втором квартале после 0,5% в первом, в результате страну поглотила рецессия. В Латвии падение на 0,2% во втором квартале после 0,3% в первом, в результате также произошла рецессия. Швеция показала нулевой рост во втором квартале. Экономика Европейского союза сократилась на 0,1% во втором квартале.

В еврозоне в целом промышленное производство упало на 1,9 процента в мае, это самое большое падение со времен кризиса 1992. Продажи европейских автомобилей упали на 7,8% в мае по сравнению с предыдущим годом. Объём розничных продаж упал на 0,6% в июне по сравнению с маем и на 3,1% по сравнению с предыдущим годом. Германия была единственной страной из четырёх самых больших экономических систем в еврозоне, которая зарегистрировала увеличение производства в июле, хотя размер прироста и резко снизился. Во втором квартале объём экономики еврозоны уменьшился на 0,2 процента.

Ирландия в течение первого квартала 2008 года сообщила о сокращении ВВП на 1,5%, это был рекордный спад с 1983 года. Однако Центральный статистический офис Ирландии сообщил о росте ВНП около 0,8%, в Ирландии правительство считает ВНП более точным признаком определения состояния экономики. ВВП Ирландии сократился во втором квартале на 0,5%, в результате Ирландия первый член еврозоны, который вошёл в рецессию.

Испанская строительная компания Martinsa-Fadesa объявила о банкротстве, так как ей не удалось рефинансировать задолженность в 5,1 млрд. евро. Во втором квартале цены на недвижимость в Испании упали на 20 процентов. В регионе Кастилия-Ла-Манча все ещё не проданы приблизительно 69% всех зданий, построенных за прошлые три года. Премьер-министр Испании, Хосе Луис Сапатеро, обвинил Европейский центральный банк в усугублении ситуации из-за поднятия процентных ставок.

Хотя Испания избежала спада в первой половине 2008 года, уровень безработицы в стране увеличился на 425,000 за последний год, достигнув 9,9%. Продажи автомобилей в Испании упали на 31% в мае. Спад производства достиг 5,5% в мае. Снижение розничных продаж в Испании достигло 7,9% в июне по сравнению с предыдущим годом. В июне продажи продуктов питания снизились на 6,8%. По сообщению ассоциации испанских производителей автомобилей ANFAC, продажи новых автомобилей в июле упали на 27,5% по сравнению с предыдущим годом. Во втором квартале экономика Испании выросла на 0,1%, что является самым низким показателем за 15 лет.

В Германии розничные продажи упали на 1,4% в июне 2008 года; во втором квартале германская экономика показала спад на 0,5 процента.

В Италии Fiat объявил о закрытии заводов и временных увольнениях на заводах в Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии. Итальянская экономика сократилась на 0,3% во втором квартале 2008.

В Нидерландах объём промышленного производства в мае упал на 6%.

Другие члены еврозоны встретили спад в их экономике во втором квартале: французская экономика сократилась на 0,3%; экономика Финляндии снизилась на 0,2%; в Нидерландах показала нулевой рост во втором квартале.

28 сентября, нидерландско-бельгийский банк Fortis был частично национализирован с наличным вливанием от стран Бенилюкса, составляющих €11,2 миллиардов. В июне, компания объявила о распродаже со скидкой активов, чтобы получить €5 миллиардов, для улучшения ликвидности организации. Однако, этого оказалось недостаточно.

9 октября 2008 года министр финансов Соединённого Королевства А. Дарлинг использовал полномочия, предоставляемые правительству антитеррористическим законом Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001 для замораживания активов исландского банка Landsbanki Islands на территории страны. Кризис в Великобритании, по мнению политических обозревателей, способствовал осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Г. Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран.23 января 2009 года национальное статистическое ведомство Великобритании сообщило о том, что в четвёртом квартале 2008 года ВВП Великобритании сократился на 1,5% по сравнению с предыдущим кварталом, что означало официальное вхождение британской экономики Великобритании в рецессию: падение ВВП в четвёртом квартале 2008 года составило 1,5%, в третьем квартале того же года снижение составило 0,6%.

В начале декабря 2008 года Статистическое управление Евросоюза сообщило, что ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 года снизился на 0,2%, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет.

По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 года, промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 11,5% в годовом выражении и на 2,3% по сравнению с ноябрем, в еврозоне - на 12% и 2,6% соответственно, что является абсолютным рекордом: подобного не наблюдалось с 1986 года, когда начала вестись общеевропейская статистика. [6-12]

1.4 Совместные действия финансовых и политических властей мира.

Для быстрого и эффективного решения проблем мирового финансового кризиса и дальнейшего выхода из него требует эффективного

взаимодействия финансовых и политических властей.

8 октября 2008 года все ведущие Центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского Центробанка (ЕЦБ). Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.

10 октября, собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран Клуба семи утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия». Принятый «семёркой» план из 5-и пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.

12 октября 2008 года лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами:

1) гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет;

2)правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции;

3) системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств.

13 октября 2008 года Европейский Центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном СВОПе с Федеральной резервной системой (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».

14 октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики.