Смекни!
smekni.com

Исследование становление экономики Швейцарии в течении 700 лет (стр. 12 из 14)

Правда, она состояла в некоторых специализированных агентствах этой организации, нередко придерживалась вводимых ею экономических санкций. Предпринятая в 1986 году попытка страны вступить в ООН была заблокирована на всенародном референдуме, 75% швейцарских граждан высказались “против”. Но 3 марта 2002 уже более половины проголосовало позитивно, и Швейцария стала 190-м членом ООН. Основная причина столь решительного изменения принципов внешней политики связана с экономическими факторами.

Размещение основных органов ООН, а также других авторитетных международных организаций на берегах Женевского озера кроме престижа приносит Швейцарии немалый доход; в Женеве постоянно проживают 33 тысячи международных чиновников и членов их семей, к которым надо добавить несчитаное количество командировочных, регулярно наезжающих сюда для участия в бесчисленных конференциях и семинарах.

Долгое время такая ситуация вполне устраивала швейцарцев. Подчеркнутый нейтралитет в годы «холодной войны выполнял в глазах многих из них роль своеобразного страхового полиса, который, подобно тому, как он уберег страну от оккупации и разрушений во время второй мировой войны, должен был теоретически охранять ее и в период гипотетической третьей. В глобализирующемся мире и интегрирующейся Европе прежний статус стал терять прежнюю респектабельность, да и убедительность.

В немалой степени этому способствовали больно ударившие по международному престижу Швейцарии скандальные разоблачения того, как цюрихские и лозаннские «гномы» фактически “прикарманили”, припрятав в своих подземельях, немалую часть капиталов, награбленных нацистами у истребленных ими евреев. Также авторитет Швейцарии подпортил вал хлынувших в сейфы страны номерных счетов «русской мафии». Поэтому возникло опасение, что международной репутации Швейцарии, превращенной в российскую офшорную зону, может быть нанесен непоправимый ущерб. В этих условиях нести и дальше бремя двойной и даже тройной исключительности (не надо забывать, что, не являясь членом ООН и Евросоюза, Швейцария как убежденный «отказник» уклоняется и от “службы” в НАТО) для 7 миллионов швейцарцев стало обременительно. Однако в стране неукоснительно действующей «прямой демократии» принять такое, казалось бы, давно назревшее решение оказалось непросто. Согласно конституции оно должно было быть одобрено на общенациональном референдуме обязательным двойным большинством: числом голосующих “за” граждан и более чем половиной кантонов Конфедерации. Первая попытка вступить в ООН, предпринятая правительством в 1986 году, закончилась Неудачей. Тогда более трех четвертей граждан и все без исключения кантоны проголосовали против. На этот раз, пусть и небольшим недоверчивым большинством в 54% голосов и с согласия 12 кантонов из 23, швейцарцы приняли, наконец, положительное решение. Некоторые журналисты считают, что фактором, обеспечившим перевес сторонников присоединения к ООН, стали теракты 11 сентября и вызванное ими чувство тревоги и беззащитности перед безжалостным, слепым и не остановимым никакими границами насилием. И без того символическое значение швейцарского нейтралитета, и вера в то, что от невзгод мира можно “отсидеться”, оказались подорваны [14, стр. 22].

Вступление в ООН не означает, по мнению правительства, никаких потрясений для швейцарцев. Страна по-прежнему сохранит свою уникальную систему “прямой демократии”, при которой все главные вопросы выносятся на референдум. Страна намерена неукоснительно следовать линии нейтралитета и не собирается претендовать на место в Совете Безопасности, ни на какие-то либо ключевые посты в секретариате. Присоединение к ООН не предвещает Швейцарии автоматического членства в ЕС [18, стр. 3].

Таким образом, в структуру швейцарской модели входит бюджетная, налоговая системы, банковское дело, союзы предпринимателей, монополии, политика нейтралитета. Швейцария - модель “цивилизованной федерации”, она является своеобразным примером для всех остальных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного анализа могут быть сделаны следующие выводы:

Швейцария — высокоразвитая индустриальная страна с прогрессивными наукоемкими отраслями (химическая, машиностроительная, пищевая) экспортной ориентации, интенсивным сельским хозяйством, развитой сферой услуг, включая туризм, устойчивой экономикой и политической ситуацией. Швейцарский франк - одна из наиболее прочных мировых валют.

Несмотря на небольшие размеры, Швейцария весьма неоднородна и по природным условиям, и по уровню экономического развития, и в социально-политическом отношении. Многие из этих особенностей сложились в результате того, что кантоны прошли разный исторический путь.

Используя привозное сырье, материалы, топливо, а из своих ресурсов гидроэнергию Альп, Швейцария сумела развить свою собственную индустрию. Перекачивая средства из более развитых отраслей в новые, перспективные, страна добилась хороших результатов. Например, на основе химического производства развивалась фармацевтика, мощная гидроэнергетическая база способствовала развитию электрохимии и электрометаллургии и т.д.

Исторический опыт Швейцарии свидетельствует, что в целом развитие федераций идет по линии централизации. Судя по всему, в этом единственно возможный путь к сохранению жизнеспособности федераций в условиях всевозрастающей конкуренции в рамках мирового сообщества. Швейцария прошла достаточно длинный путь от “союза трех” до конфедерации, но это лишь закалило швейцарский народ, выявило у него такие качества как выносливость, терпение, трудолюбие. Эти перемены легли в основу дальнейших экономических успехов государства.

Нельзя точно определить, что оказало наибольшее влияние на экономическое развитие Швейцарии, но очевидно, что альпийская республика обязана способности воздерживаться от участия в военно-политических союзах и их акциях. Благодаря политике нейтралитета вот уже почти два века изнуряющие конфликты обходят ее стороной. Терпимое отношение швейцарцев к религии превратило страну в крупнейший центр иммиграции. Приток квалифицированных кадров способствовал интенсивному развитию экономики.

Являясь одним из основных экспортеров капитала в мире, Швейцария издавна выступает в качестве типичного государства-кредитора, ежегодно предоставляющего займы на несколько сотен миллионов франков как правительствам отдельных стран, так и непосредственно иностранным компаниям.

Вторая мировая война явилась своеобразным рубежом в развитии швейцарского народного хозяйства. Для послевоенного периода было характерно увеличение объема капиталовложений, рост занятости и производства, расширение товарооборота и кредитных операций. Решающую роль сыграли два фактора: в первые годы после войны — сохранение материальных и людских ресурсов вследствие неучастия Швейцарии в войне, а в последующий период — сравнительно крупные инвестиции, явившиеся одним из главных средств укрепления позиций швейцарских монополий на мировом рынке. Производственный потенциал Швейцарии еще далеко не исчерпан. Однако очевидно, что наиболее динамичный этап в ее развитии уже пройден. За последнее десятилетие наблюдается более низкие темпы роста выпуска промышленной продукции.

Для промышленности характерно немассовое производство высококачественных изделий на экспорт (например, производство часов). В сельском хозяйстве более 3/4 продукции приходится на животноводство (в основном молочное).

Налоговая система Швейцарии устроена таким образом, что конфедерация, кантоны и муниципальные структуры не перегружают налогоплательщиков излишними обязательствами. А конкуренция между налоговыми системами разных кантонов является эффективным средством снижения налоговых ставок в стране. Основная часть налогов поступает в кантональные бюджеты, поэтому государственный бюджет играет в Швейцарии относительно скромную роль.

Структура банковской системы Швейцарии отражает особенности национальной экономики, конфедеративного политического устройства и место Швейцарии в мировой экономике как одного из мировых финансовых центров, притягивающего иностранные, в том числе “беглые” капиталы. Работа швейцарских банков опирается на пять принципов: надежность, эффективность, секретность, профессионализм, правовые гарантии. Успех Швейцарии в финансовом бизнесе связан с доверием инвесторов, которое базируется на традиционном нейтралитете, гарантирующем сохранность капиталов. Новым явлением стала тенденция объединения банковской и страховой деятельности.

Швейцария является высокоразвитой страной с экономикой, ориентированной по преимуществу на мировые рынки. Специфика Швейцарии состоит в том, что большинство крупнейших фирм страны уже интегрировано в систему международного разделения труда.

Экономические союзы, организации предпринимателей и профсоюзы оказывают большое влияние как на политическую жизнь страны, так и на разработку и реализацию экономических программ правительства. Их главная цель – создание оптимальных рыночных условий для бизнеса, его защиты от негативных последствий влияния рыночных сил.

В настоящее время Швейцария является одним из крупнейших центров международной жизни, является членом ООН. Основная причина столь решительного изменения принципов внешней политики связана с экономическими факторами. Но, несмотря на это, страна намерена неукоснительно следовать линии нейтралитета. Присоединение к ООН не предвещает Швейцарии автоматического членства в ЕС. Хотя на этот счет возникла проблема – в глобализирующемся мире и интегрирующейся Европе прежний статус стал терять прежнюю респектабельность, да и убедительность. Символическое значение швейцарского нейтралитета, и вера в то, что от невзгод мира можно “отсидеться”, оказались подорваны. Поэтому, по мнению аналитиков, вступление в ЕС рано или поздно неизбежно произойдет.