Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья (стр. 7 из 19)

Неубедительно и другое возражение против компенсации неимущественного вреда, основанное на том, что такой вред не может быть оценен и потому возмещен в деньгах. Между тем никто из сторонников компенсации неимущественного вреда не считал возможным оценку в деньгах жизни, здоровья, чести и других неимущественных благ. В связи с этим правильнее говорить не о возмещении, а об ответственности за причинение неимущественного вреда в виде штрафа. Но с учетом легального закрепления термина в ст. 12 и 151 ГК далее преимущественно используется понятие «компенсация».

Одно из возражений против введения компенсации неимущественного вреда сводилось к тому, что возникает якобы благодатная почва для безнравственных притязаний. Полагаю, что в каждом конкретном случае суд имеет возможность установить - был ли реально причинен неимущественный вред или иск предъявлен для неправомерного получения денежной суммы. Опасение единичных неблаговидных притязаний не может служить основанием к тому, чтобы оставить без внимания подлинные нравственные страдания людей.

Надо учитывав также, что сам факт компенсации морального вреда, свидетельствующий о ищите законом прав личности, имеет положительное влияние на психическое состояние потерпевшего, вселяет веру в справедливость, и наоборот если право оставляет без зашиты моральные и физические переживания, то это дополнительно травмирует психику потерпевшего, ввергая его б состояние безысходности, бесправия, несвободы[39].

В 90-х годах были приняты несколько нормативных актов, предусматривающих возможность компенсации неимущественного вреда.

Общее правило о компенсации морального вреда закреплено в ч. 1 ст. 151 ГК если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанною вреда следовательно, при нарушении личных неимущественных прав и посягательства на нематериальные блага граждан неимущественный вред. Взыскивается всегда, а при нарушении других прав – только в случаях, предусмотренных законом. Таким образом, проблема компенсации неимущественного вреда получила положительное решение в законе.

Статья 151 ГК («Компенсация морального вреда») по своему содержанию выходит за пределы гл. 8 ГК («Нематериальные блага и их защита») и должна быть включена в гл. 2 ГК («Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защит гражданских прав»), где раскрываются другие способы защиты гражданских прав, что отвечало бы структуре Гражданского кодекса.

Отдельные авторы относят обязанность возмещения морального вреда к числу внедоговорных обязательств и поэтому отрицают возможность взыскания морального вреда в связи с неисполнением договора (в частности, авторского договора)[40].

Однако из толкования процитированной выше ч. 1 ст. 151 ГК следует, что компенсация применима при нарушении личных неимущественных прав или посягательстве на нематериальные блага граждан независимо от основания возникновения обязанности возместить моральный вред и независимо от вида личных неимущественных прав.

Считаю правильной точку зрения, согласно которой любое правонарушение причиняет неимущественный вред, и, следовательно, необходимо в законодательстве ввести правило о взыскании неимущественного вреда за нарушение любых имущественных прав не в порядке исключения, а как общее генеральное правило[41] (возможные проблемы, связанные с взысканием неимущественного вреда при нарушении имущественных прав, в данном исследовании не рассматриваются).

Актуальным является выявление сущности неимущественного вреда и критериев определения размеров его компенсации.

Под неимущественным вредом следует понимать такие последствия правонарушения, которые не имеют экономического содержания и стоимостной формы.

Термин «моральный вред» раскрывается в законе как физические или нравственные страдания (ч. 1 ст. 151 ГК). Поскольку термины «нравственный» и «моральный» являются синонимами, более удачно было бы использовать и законодательстве термин «неимущественный вред».

Кроме того, неимущественный вред может сочетать физические и нравственные страдания, например, потеря зрения в результате хулиганского проступка влечет и физическую боль и душевные переживания в связи ее сложностями в устройстве личной и профессиональной жизни, с обезображиванием лица, утраiой социальных связей и т.д. Поэтому правильнее рассматривать неимущественный вред как физические и (или) нравственные переживания, а не как исключающую сочетание их альтернативу.

По моему мнению моральный вред выражается в причиненных нравственных страданиях и может заключаться в испытываемом страхе, унижении, беспомощности, стыде, разочаровании, в переживании иного дискомфортного состояния в связи с утратой родственников, потерей работы, раскрытием врачебной, семейной тайны, временным ограничением или лишением прав, распространением о потерпевшем порочащих сведений, не соответствующих действительности, и др.

Физический вред состоит в переживании физической боли.

В дальнейшем при совершенствовании закона не следует определяй, компенсацию в конкретной твердой денежной сумме за нарушение неимущественных прав, поскольку при таком решении не могут быть учтены особенности каждого отдельного дела.

Часть 2 ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК формулируют два критерия, влияющие на размер компенсации неимущественного вреда. Во-первых, должны приниматься во внимание характер и степень причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, во-вторых, учету подлежит степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»[42] от 20 декабря 1994 г. указывается, что размер компенсации не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворения иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований.

В pa6oтax юристов предлагалось определить размер компенсации за неимущественный вред с учетом индивидуальных особенностей каждого дела, материального положения ответчика, характера вреда, субъективной оценки потерпевшим гражданином своего блага (в частности, чести и достоинства), за физический вред - принимая во внимание возникшие специфические потребности потерпевшего, его особенности, изменение им образа жизни[43]. Была даже подготовлена таблица для определения размера презюмируемого морального вреда, отражающая зависимость общественной значимости охраняемых благ от размера санкций норм Уголовного кодекса[44].

Думается, что в законодательстве следует выделять общие и частные критерии определения размера компенсации неимущественного вреда. Общие критерии были бы применимы ко всем ситуациям и должны быть отражены в ст. 151 ГК. При причинении неимущественного вреда любого вида общими критериями должны стать форма и степень вины нарушителя, а также общественная оценка действия (бездействия), вызвавшего вред.

Полагаю, что при определении размера компенсации должна учитываться не только степень, но и форма вины. Размер компенсации должен быть выше при умышленной, чем при неосторожной форме вины нарушителя. Это в большей мере соответствует принципу индивидуализации ответственности.

Думается, что общим критерием не может выступать характер и степень физических и нравственных страданий, причиненных потерпевшему, поскольку отсутствуют возможности объективно оценить характер и степень чужих страданий.

При причинении физического вреда можно предложить в качестве дополнительного общего критерия определения размера компенсации - вид, степень тяжести повреждения здоровья. Судебно-медицинская экспертиза может принимать во внимание разработанный в ряде актов порядок отнеения повреждения здоровья к определенной группе. Уголовный кодекс различает тяжкий, средней тяжести и легкий вред здоровью и объясняет, какие повреждения относятся к каждой группе (ст. 111, 112, 115).

Следует также выделять общие основания повышения и снижения взыскиваемой компенсации неимущественного вреда, применение которых зависит от усмотрения суда с учетом конкретных обстоятельств дела.

Другим основанием, повышающим размер компенсации, может быть наступление нематериального вреда в связи с одновременным нарушением нескольких неимущественных прав. Например, при незаконном осуждении нарушаются или ограничиваются неимущественные нрава потерпевшего на честь и достоинство, на свободу передвижения (при назначении наказания в виде лишения свободы), на тайну частной жизни (цензура почтовых отправлений и пр.), на индивидуальный облик (одежда, прическа в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством).

К числу оснований, снижающих размер компенсации, можно было бы отнести форму и степень вины потерпевшего, имущественное положение причинителя вреда-гражданина, истечение длительного периода времени после возникновения вреда при определенных условиях, принятие мер нарушителем к добровольному сглаживанию последствий причиненного неимущественного вреда до предъявления иска в суд.

По общему правилу (п. 1 ст. 404 ГК) если неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств произошло по вине обеих сторон либо кредитор (потерпевший) умышленно или по неосторожноеiи содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнение (ненадлежащим исполнением), либо не принял разумных мер к их уменьшению, размер ответственности должника уменьшается судом. В обязательствах вследствие причинения вреда на уменьшение ответственности причинителя может повлиять только грубая неосторожность потерпевшего в содействии возникновению или увеличению вреда (п. 2 ст. 1083 ГК). Указанные правила применяются и в случаях, когда должник (причинитель вреда) в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства независимо от своей вины (п. 2 ст. 404, ч. 2 п. 2 ст. 1083 ГК).